Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:59, курсовая работа
Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.
В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8
Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19
Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28
2.2. Профессиональные ожидания современных студентов старших курсов и их взаимосвязь с получаемым образованием по специальности.................................................................................................35
2.3. Основные выводы…………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………....46
Основная гипотеза нашего исследования, заключающаяся в том, что большинство студентов старших курсов не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием, проверяется вопросом анкеты № 7.
ГЛАВА 2
Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ)
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ).
В апреле 2010 года нами было проведено социологическое исследование профессиональных ожиданий среди учащихся старших курсов площадки №1 СФУ. С помощью анкетирования нами было опрошено 324 респондента, 219 из которых женского пола и 105 - мужского. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1.
Распределение респондентов по полу.
Как видно из диаграммы 1, в выборочной совокупности преобладают девушки - их 68%, а юношей 32%.
Профессиональные ожидания - это категория, отражающая не только ценностные ориентации и жизненные стратегии, но и социальное самочувствие студенческой молодежи. Исследования, которые были проведены ранее, зафиксировали изменение функции высшего образования в молодежном сознании: сегодня поступление в ВУЗ является скорее обязательным этапом в жизни человека, нежели чем его желанием стать профессионалом. Именно поэтому в нашем исследовании особое место занимает рассмотрение мотивов получения высшего образования у молодежи.
Отвечая на первый вопрос нашей анкеты, респондентам, с помощью предложенных им вариантов, нужно было закончить предложение «Я получаю высшее образование, так как…». В данном вопросе нами предполагалось не более двух вариантов ответа, но, тем не менее, важно отметить вес каждого варианта отдельно. Так, 34% респондентов считают получение высшего образования естественным и обязательным этапом развития личности. На втором месте по популярности ответов находится вариант «…нужен диплом» (23%), а сразу за ним следует вариант «сегодня без высшего образования очень сложно нормально трудоустроиться»(21%). 15 % учащихся получают высшее образование, чтобы стать профессионалом выбранной области и лишь 2% студентов ответили, что высшее образование сегодня - это престижно (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение ответов респондентов на вопрос:
Продолжите предложение:
«Я получаю высшее образование, так как…
Варианты ответов |
Общее количество | |
Количество выборов |
% | |
|
10 |
3 |
|
0 |
0 |
|
49 |
15 |
|
74 |
23 |
|
1 |
0,4 |
|
68 |
21 |
|
110 |
34 |
|
5 |
1,6 |
В ходе исследования нами было выделено три основные группы комбинаций ответов респондентов. Наиболее распространенным ответом является вариант «…сегодня без высшего образования очень сложно нормально трудоустроиться» в сочетании «…получить высшее образование является для меня естественным и обязательным». Данный ответ характерен для 29% опрошенных. Данная группа ответов характеризует прагматический характер получения высшего образования современными студентами и действительно показывает направленность, зафиксированную в исследованиях, описанных в первой главе.
На втором месте идет вариант «…нужен диплом» в сочетании с ответом «…сегодня без высшего образования очень сложно нормально трудоустроиться». Так ответили 15% респондентов. Последней группой сочетаний является вариант «…хочу стать профессионалом в данной области» и «…получить высшее образование является для меня естественным и обязательным»
Таким образом, наша гипотеза о том, что получение диплома о высшем образовании является одной из главнейших целей современных студентов, частично подтверждена. Но, все же, для студентов площадки №1 СФУ на первом месте стоит естественность и обязательность наличия высшего образования сегодня. Эти данные говорят о том, что сегодня высшее образование переживает серьезные функциональные изменения. Для современной молодежи высшее образование в первую очередь-это обязательный пункт развития личности, а не возможность получить профессиональные знания и навыки.
Теперь перейдем к анализу ответов респондентов на вопрос № 2, в котором студенты оценивали высказывания, связанные с профессиональными ожидания и получаемым образованием.
Так, большинство студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ склонны соглашаться с тем, что сегодня, чаще всего, молодежь поступает в ВУЗы для получения диплома о высшем образовании. В сумме это высказывание поддерживают 63% опрошенных, а не выражают ту или иную степень несогласия 24%, а 13% никак не оценили данное высказывание.
При этом, большинство студентов не согласно с тем, что сегодня студенты выбирают специальность, исходя из своих способностей и талантов. Так отвечают 46% опрошенных. При этом, 11% при оценке данного высказывания заняли нейтральную позицию(«0»), а 43% выражают согласие, что лишь на 3% меньше несогласных.
Высказыванию «Многие студенты в дальнейшем не собираются работать по специальности» респонденты чаще всего дают оценки «1», «2» и «3», что говорит согласии с приведенной в высказывании тенденцией. 18% респондентов оценили высказывание нейтрально («0»).
Студенты 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ в своем большинстве согласны с высказыванием о том, что «Большинство студентов престижных факультетов поступают на них для приобретения определенного социального статуса(51%), несогласных гораздо меньше- лишь 23%.
Высказывание о том, что сегодня получение высшего образования становится нормой жизни современного человека нашло согласие среди 64% опрошенных, что является очень важным показателем в системе высшего образования. Таким образом, можно говорить о том, что образование в ВУЗе сегодня рассматривается иначе, нежели чем в прежние времена: сегодня получение высшего образования становится нормой жизни современного человека, естественным этапом в развитии его личности.
Основные плюсы получения высшего образования современных студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ.
Как свидетельствуют результаты исследования, при ответе на вопрос об основных плюсах получения высшего образования, наиболее популярным вариантом ответа у респондентов является «Самосовершенствование, общее развитие». Данный вариант в качестве ответа отмечают 67% студентов (диаграмма 2) .Вариант «Получение диплома» отмечают 52%, следом за ним идет вариант «Получение полезных знаний и навыков»(45%) и 43% респондентов отмечают важность такого плюса, как «Общение с интересными людьми».
Диаграмма 2.
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Какие основные плюсы в получении
высшего образования важны для Вас?»
На данный вопрос предполагалось не более трех вариантов ответа и самым популярным сочетанием оказалось «Самосовершенствование, общее развитие» и «Получение диплома».
Мотивы выбора специальности студентами старших курсов площадки №1 СФУ.
Сначала проанализируем наиболее часто встречаемые мотивы выбора специальности. Как видно из диаграммы 3, которая приведена ниже, наиболее частыми вариантами ответов являются «Специальность соответствует моим способностям»(57%), «Мне это интересно, хочу стать профессионалом в данной области»(46%) и вариант «Мне было без разницы, главное - диплом о высшем образовании»(39%). Эти данные не совсем соответствуют основным тенденциям, которые были выявлены социологами прежде (устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием). Мы считаем, что это связано с тем, что сегодняшние студенты 4 и 5 курсов поступали не в СФУ, а в Красноярский Государственный университет. Разумеется, в государственный ВУЗ поступает большая доля тех абитуриентов, которые действительно заинтересованы в саморазвитии и получении специальных навыков и знаний.
Диаграмма 3.
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Почему Вы выбрали специальность,
по которой получаете образование?»
При ответе на вопрос о причинах выбора своей специальности, предполагалось несколько вариантов ответов. Данные исследования показали, что старшекурсники площадки №1 СФУ чаще всего сочетают следующие варианты ответов: «Специальность соответствует моим способностям» и «Мне это интересно, хочу стать профессионалом в данной области» (27% опрошенных). Таким образом, наша гипотеза о том, что большинство студентов старших курсов выбирают специальность не исходя из собственных предрасположенностей и способностей, а основываясь на необходимости получения диплома о высшем образовании, частично опровергнута. Мотив получения диплома идет следом за двумя самыми распространенными ответами, следовательно, частично опровергнута и гипотеза о том, что основным преимуществом высшего образования студенты старших курсов площадки №1 СФУ видят получение диплома, который должен помочь при трудоустройстве
В нашем исследовании нас также интересовало, довольны ли студенты 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ сделанным выбором. Данные говорят о следующем: 22% респондентов абсолютно довольны сделанным выбором, 41% опрошенных довольны сделанным выбором, и лишь 9% студентов абсолютно не довольны своей специальностью (диаграмма 4). Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что большинство студентов старших курсов не довольны выбранной специальностью, опровергнута.
Важно отметить, что чаще других не довольны сделанным выбором представители гуманитарного института СФУ и института педагогики, психологии и социологии. Это обусловлено тем, что студенты зачастую поступают сюда, будучи привлеченными рассказами о легкости обучения, а не желанием стать специалистами данных областей.
Диаграмма 4.
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Довольны ли Вы сделанным выбором?»
Важнейшим аспектом нашего исследования были основные опасения и риски, связанные с работой по специальности современных старшекурсников. Исследование показало, что большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ считают, что у них будут проблемы с трудоустройством (67%). При анализе ответов на данный вопрос, мы учитывали и объединяли все варианты, содержащие оттенок опасения по данной проблеме. 35% респондентов абсолютно уверены в том, что у них не будет никаких проблем при дальнейшем трудоустройстве по специальности.
Низкий доход от работы по специальности ожидают 72% опрошенных. Наряду с тем, что 56% студентов считаю, что для работников в выбранной ими профессиональной сфере, характерен высокий социальный статус, процент тех, кто считает наоборот, также велик - 37%. Разумеется, невозможно рассматривать полученные данные без учета состояния современной экономики, так как мировой экономический кризис серьезно повлиял на профессиональные ожидания сегодняшних старшекурсников. Но не смотря на это, 55 % студентов планируют заниматься интересной и любимой работой, для которой будет характерно общение с интересными людьми, коллегами (45%).
2.2. Профессиональные ожидания
Взаимосвязь получаемого образования с будущей трудовой деятельностью является очень актуальным направлением исследований в ситуации кризиса. Как уже говорилось раньше, исследования показывают печальную тенденцию: молодежь в своем большинстве не планирует связывать будущую трудовую деятельность с получаемым образованием. При этом, среди мотивов поступления в ВУЗ на первое место выходит «Получение диплома о высшем образовании».
Данные нашего исследования показывают следующее: большинство студентов, при ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием?», отвечают «Как получится» (39%). Не планируют работать по специальности 23% учащихся и 18% отвечают «Да, конечно, планируем работать по специальности». Следовательно, основная гипотеза нашего исследования о том, что большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием, частично подтвердилась. Нужно заметить, что 12% опрошенных будут работать по специальности только при большой необходимости, а 8% еще не определились.(диаграмма 5).
Диаграмма 5.
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Собираетесь ли Вы связывать свою
будущую трудовую деятельность
с получаемым образованием?»
При рассмотрении перспективы работать по специальности, студенты старших курсов площадки №1 СФУ больше всего недовольны низким заработком работников своего профиля(43%), отсутствием перспектив для развития специальности в регионе (47%), проблемой трудоустройства(19%) и однообразностью работы специалистов их профиля (38%), (диаграмма 6). Также сочетание именно этих вариантов ответов являются наиболее распространенным среди рассматриваемой нами студенческой молодежи.
Диаграмма 6.
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Что Вас не устраивает в перспективе
работать по специальности?»
В соответствии с полученными данными, гипотеза о том, что при возможности изменить в прошлом выбранную специальность, многие студенты воспользовались бы таким шансом, была опровергнута: большинство(44%) студентов ничего не стали бы менять (диаграмма 7).
Диаграмма 7.
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Представьте себе такую ситуацию:
Информация о работе Профессиональные ожидания студентов старших курсов