Профессиональные ожидания студентов старших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.
В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8
Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19
Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28
2.2. Профессиональные ожидания современных студентов старших курсов и их взаимосвязь с получаемым образованием по специальности.................................................................................................35
2.3. Основные выводы…………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..41

Список использованной литературы …………………………………....46

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Вам выпала возможность вернуться в прошлое

И поменять выбранную специальность.

Как Вы поступите?»

 

 

Если затрагивать тему влияния статуса СФУ на профессиональные ожидания, то важно отметить, что 44% респондентов считают, что статус выпускника данного ВУЗа не поможет им стать востребованнее других молодых специалистов на рынке труда. При этом, 33% затруднились при ответе и только 22% считают, что статус СФУ даст преимущества при трудоустройстве. Скорее всего, это связано с тем, что имидж Сибирского федерального университета на данный момент находится на стадии формирования, а также еще не прошло время, чтобы у работодателя возникло представление о работниках - выпускниках СФУ. В соответствии с данными исследования, наша гипотеза о том, что студенты старших курсов площадки №1 Сибирского федерального университета склонны считать, что статус выпускника СФУ не даст им никаких привилегий и преимуществ при трудоустройстве на работу, подтвердилась.

2.3. Основные выводы.

В рамках проведения данного социологического исследования профессиональных ожиданий студентов старших курсов ВУЗов (на примере студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ), были сделаны следующие выводы:

  1. Основная гипотеза о том, что большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием, частично подтвердилась. Данные нашего исследования показывают, что большинство студентов, при ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием?», отвечают «Как получится» (39%).
  2. Высшее образование для современных старшекурсников площадки №1 СФУ в первую очередь является естественным и обязательным этапом становления личности. На втором месте по популярности ответов находится вариант «…нужен диплом» (23%), а сразу за ним следует вариант «сегодня без высшего образования очень сложно нормально трудоустроиться»(21%).
  3. Самыми распространенными мотивами выбора специальности у студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ «Специальность соответствует моим способностям»(57%), «Мне это интересно, хочу стать профессионалом в данной области»(46%) и вариант «Мне было без разницы, главное - диплом о высшем образовании»(39%). Соответственно, при выборе своей специальности, студенты СФУ опираются на свои личные возможности и способности. Эти данные отличаются от результатов других исследований, которые выявили у большинства студентов наличие прагматических и экономических мотивов выбора специальности, которые абсолютно не отражают их личных интересов.
  4. Данные нашего исследования показали, что большинство студентов довольны выбранной специальностью. Лишь 9% студентов абсолютно не довольны своим выбором.
  5. Основными проблемами, которые волнуют студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ являются проблемы трудоустройства(67%) и низкий доход от работы по специальности(72%). Наряду с тем, что 56% студентов считаю, что для работников в выбранной ими профессиональной сфере, характерен высокий социальный статус, процент тех, кто считает наоборот, также велик - 37%. Разумеется, на полученные данные повлияла нестабильная экономическая ситуация, связанная с глобальным экономическим кризисом.
  6. Данные нашего исследования показывают, что большинство студентов не уверены в том, что они будут работать по специальности. При ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием?», чаще всего, студенты отвечают «Как получится» (39%). Не планируют работать по специальности 23% учащихся и 18% отвечают «Да, конечно, планируем работать по специальности». Нужно заметить, что 12% опрошенных будут работать по специальности только при большой необходимости.
  7. При рассмотрении перспективы работать по специальности, студенты старших курсов площадки №1 СФУ больше всего недовольны низким заработком работников своего профиля(43%), отсутствием перспектив для развития специальности в регионе (47%), проблемой трудоустройства(19%) и однообразностью работы специалистов их профиля (38%).
  8. В соответствии с полученными данными, наша гипотеза о том, что при возможности изменить в прошлом выбранную специальность, многие студенты воспользовались бы таким шансом, была опровергнута: большинство(44%) студентов ничего не стали бы менять.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автором данной работы был проведен обзор существующих публикаций и исследований по теме профессиональных ожиданий, их систематизация. Также нами было проведено социологическое исследование, с целью изучить профессиональные ожидания современных студентов (на примере студентов 4-5 курсов площадки №1 СФУ).

Поставленные нами задачи были выполнены:

  1. Мы выяснили основные мотивы получения высшего образования у современной молодежи;
  2. Определили основные причины выбора специальности у современной молодежи;
  3. Исследование показало, довольны ли студенты старших курсов площадки №1 СФУ выбранной специальностью;
  4. Также мы выявили ключевые проблемы, которые волнуют современную студенческую молодежь старших курсов площадки №1 СФУ относительно их будущей трудовой деятельности;
  5. Выяснили, планирует ли большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием;
  6. Определили, что чаще всего не устраивает современных студентов в перспективе работать по специальности;
  7. Узнали, воспользовались ли бы студенты старших курсов площадки №1 СФУ шансом изменить выбранную в прошлом специальность, если бы им представился такой случай.

Также, нами было проведено социологическое исследование профессиональных ожиданий студентов и их связи с получаемым образованием. Цель нашего исследования достигнута- мы изучили профессиональные ожидания современных студентов старших курсов высших учебных заведений (на примере студентов площадки №1 СФУ).

Основная гипотеза о том, что большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием, частично подтвердилась. Данные нашего исследования показывают, что большинство студентов, при ответе на вопрос «Собираетесь ли Вы связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием?», отвечают «Как получится» (39%).

В результате нашей работы, наша гипотеза-следствие о том, что получение диплома о высшем образовании является одной из главнейших целей современных студентов, была частично подтверждена. Но, все же, для студентов площадки №1 СФУ на первом месте стоит естественность и обязательность наличия высшего образования сегодня.

Гипотеза-следствие о том, что большинство студентов старших курсов выбирают специальность не исходя из собственных предрасположенностей и способностей, а основываясь на необходимости получения диплома о высшем образовании, частично опровергнута. Данные исследования показали, что старшекурсники площадки №1 СФУ чаще всего сочетают варианты ответов «Специальность соответствует моим способностям» и «Мне это интересно, хочу стать профессионалом в данной области» (27% опрошенных).

Гипотеза нашего исследования о том, что большинство студентов старших курсов не довольны выбранной специальностью, опровергнута. Данные говорят о следующем: 22% респондентов абсолютно довольны сделанным выбором, 41% опрошенных довольны сделанным выбором, и лишь 9% студентов абсолютно не довольны своей специальностью. Также была опровергнута гипотеза о том, что при возможности изменить в прошлом выбранную специальность, многие студенты воспользовались бы таким шансом.

В соответствии с данными исследования, наша гипотеза о том, что студенты старших курсов площадки №1 Сибирского федерального университета склонны считать, что статус выпускника СФУ не даст им никаких привилегий и преимуществ при трудоустройстве на работу, подтвердилась.

При написании данной работы автором были сделаны следующие выводы:

  1. Одним из важнейших этапов жизненной стратегии личности человека является его профессиональное самоопределение и соответствующие профессиональные ожидания. Н. Федотова разработала типологии поведенческих стратегий молодежи на рынке труда. Она считает, что в поведении молодежи отчетливо проявляются два основных типа стратегий: пассивный и активный. Н. Федотовой предлагаются следующие жизненные стратегии: пассивная рефлексивно-запаздывающая стратегия, пассивная умеренно-приспособительная стратегия, активная позитивно-карьерная стратегия, активная позитивно-инструментальная стратегия, активная криминально-карьерная стратегия. Мы выявили, что все типы жизненных стратегий, так или иначе, отражаются в системе профессиональных ожиданий студентов. В рамках данной работы нас интересуют все типы стратегий, так как они влияют на профессиональный выбор и профессиональные ожидания студентов.
  2. Как свидетельствуют исследования, в последние 30-40 лет ценностные ориентации претерпели заметные изменения. Особенно это касается значимости интересной работы, вообще труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Структура ценностных ориентаций сегодня сдвинута в сторону экономических, прагматических ценностей. Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи также является отсутствие четкой связи между работой и деньгами.
  3. На разных этапах развития общества, в разные эпохи, профессиональная мотивация и профессиональные ожидания различны. Так, для современного студенчества характерен «выбор высшего образования», а не профессии. Данные нашего исследования также подтверждают данную тенденцию: сегодня высшее образование переживает серьезные функциональные изменения. Для современной молодежи высшее образование в первую очередь-это обязательный пункт развития личности, а не возможность получить профессиональные знания и навыки. При этом, наше исследование показало, что студенты 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ выбирают образование и специальность, основываясь на своих способностях и предрасположенностях. Этот показатель отличается от общей, прагматичной направленности мотивов получения образования, показанной другими исследованиями. Мы считаем, что это связано с тем, что сегодняшние студенты 4 и 5 курсов поступали не в СФУ, а в Красноярский Государственный университет. Разумеется, в государственный ВУЗ поступает большая доля тех абитуриентов, которые действительно заинтересованы в саморазвитии и получении специальных навыков и знаний.
  4. Нами было выяснено, что основными проблемами, которые волнуют современную студенческую молодежь старших курсов площадки №1 СФУ относительно их будущей трудовой деятельности, являются проблемы с трудоустройством (67%) и ожидание низких доходов(72%). Разумеется, невозможно рассматривать полученные данные без учета состояния современной экономики, так как мировой экономический кризис серьезно повлиял на профессиональные ожидания сегодняшних старшекурсников.
  5. Данные нашего исследования показали, что большинство студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ не уверены в том, что будут работать по специальности. Также, при рассмотрении перспективы работать по специальности, студенты старших курсов площадки №1 СФУ больше всего недовольны низким заработком работников своего профиля(43%), отсутствием перспектив для развития специальности в регионе (47%), проблемой трудоустройства(19%) и однообразностью работы специалистов их профиля (38%).

Профессиональные ожидания - очень важный показатель социального самочувствия студентов. При этом, профессиональные ожидания - это крайне динамичная структура, которая способна реагировать даже на самые незначительные изменения в жизни социума. Сегодня наш мир крайне нестабилен, поэтому изучение данного явления становится очень важным и актуальным. В дальнейшем мы планируем продолжить изучение данного феномена и углубить свои знание по проблемам профессиональных ожиданий современных студентов высших учебных заведений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.14. №4. С.49.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. // Социологические исследования. 2006.  №4, с. 37-46)
  4. Бордовская Н., Реан А. Педагогика [электронный ресурс] -http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.php
  5. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2002. –№  4. –С. 74-85.
  6. Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. 2005. № 2
  7. Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи /  [электронный ресурс] -http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php
  8. Молодежь и государство / База данных фонда «Общественное мнение» [Электронный ресурс]- http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047705
  9. Наумова Н. Ф. Жизненные стратегии в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. №2
  10. Немировский В.Г. Общая социология: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс 2004г.
  11. Психологический словарь [электронный ресурс]- http://www.voppsy.ru/dictionary-y.htm
  12. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995
  13. Сегодняшние студенты  / База данных фонда «Общественное мнение» [электронный ресурс] -  http://bd.fom.ru/report/map/dd063824
  14. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - СПб.: Изд-во Питер, 2005. - 320 с.
  15. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007.№4. С. 37—43
  16. Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере // Социологические исследования. 2006. №10. С. 88-94.
  17. Смирнов В.А. Социальные проблемы молодежи российской провинции // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2008.№2, С. 15-28.
  18. Сорокина Н.Д. «Перемены в образовании   и динамика жизненных стратегий студентов» // Социологические исследования. 2003. №10
  19. Социологический портрет студента МГУ [электронный ресурс] - http://www.5ballov.ru/news/focus/2002/01/28/11124
  20. О. Н. Тюлякова. Ценностные ориентации студенческой молодежи регионального социума // Регионология.2009. №3
  21. Федотова Н.. «Жизненные стратегии молодежи» [электронный ресурс]- http://www.pmuc.ru/jornal/number9/fedot.shtml
  22. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. - М., 1987.

 

 

 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Описательная статистика

 

Вопрос 1.Продолжите предложение (не более двух вариантов ответов): «Я получаю высшее образование, так как…

Таблица 1.

Общее распределение.

 

Варианты ответов

Общее количество

Количество выборов

%

  1. …посоветовали/настояли родители»

10

3

  1. …друзья поступали, я тоже решил(а)»

0

0

  1. …хочу стать профессионалом в данной области»

49

15

  1. …нужен диплом»

74

23

  1. …нужна отсрочка от армии»

1

0,4

  1. …сегодня без высшего образования очень сложно нормально трудоустроиться»

68

21

  1. …получить высшее образование является для меня естественным и обязательным»

110

34

  1. Другое

5

1,6




 

 

 

Вопрос 2. Оцените высказывания по шкале от -3 (совсем не согласен) до 3 (абсолютно согласен), 0-нейтральная позиция), в каждой строке один вариант ответа.

Таблица 2.

Общее распределение

.

Вариант ответа

Степень согласия с суждением

-3

-2

-1

0

1

2

3

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

Кол-во ответов

%

1. Сегодня, чаще всего, молодежь  поступает в ВУЗы для получения  диплома о высшем образовании. 

22

7

19

6

35

11

42

13

78

24

84

26

42

13

2. Большинство студентов  выбирают специальность, исходя  из своих способностей, талантов.

26

8

55

17

68

21

35

11

46

14

78

24

17

5

3. Многие студенты в  дальнейшем не собираются работать  по специальности.

13

4

32

10

51

16

58

18

68

21

71

22

29

9

4. Большинство студентов  престижных факультетов поступают  на них для приобретения определенного  социального статуса.

17

5

29

9

39

12

74

23

71

22

55

17

39

12

5. Сегодня получение высшего  образования становится нормой  жизни современного человека.

19

6

17

5

35

11

46

14

51

16

94

29

61

19

Информация о работе Профессиональные ожидания студентов старших курсов