Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа

Краткое описание

Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.

Вложенные файлы: 1 файл

Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Роллерами называют любителей  роликовых коньков. Несмотря на декларируемый ими здоровый образ жизни, многие из них курят и пьют.

Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур - легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде.

Скинхеды12 - новая молодежная фашистская субкультура в России. В глазах обывателя это самая зловещая группировка. На западе больше всего скинов в среде футбольных фанатов. Обычно ничем не отличаются от всем привычной шпаны, разве что вычитали где-то несколько фраз о превосходстве белой расы. Все без исключения любят пить пиво и рассказывать, как когда-то избили негра или рэппера. Они даже не обязательно поклонники Гитлера - есть и «красные скины», которым ближе коммунистические идеалы.

Но есть среди скинхедов  и действительно опасные группировки - организации военного типа. Они распространяют свою прессу, ведут свои страницы в Интернете (с ужасающими грамматическими ошибками). Это не просто поклонники курток и лысин, а самые настоящие неонацисты, которые периодически обмениваются опытом с зарубежными коллегами. В России появились в начале 90-х годов.

Еще одно новое направление  в молодежной субкультуре или  увлечение - музыкальные радиостанции и каналы. Основной недостаток - исполнителей современной музыки слишком много и они воспринимаются неоднозначно. Продукции невысокого уровня также достаточно. Но есть и ценители хорошей музыки, не загружающие голову всем подряд. На музыкальных каналах имеются познавательные программы о звездах мировой музыки, о разных стилях и направлениях и т.д. Многое можно отметить со знаком плюс, но если человек больше ничем не интересуется, его духовный мир замыкается на развлекательной индустрии, разговоры «о пагубном влиянии Запада» уместны и оправданы.

В последние годы наиболее активно и динамично развивается  субкультура толкиенистов.1 Наверное, это самое безобидное и идеалистическое направление. Толкиенисты-поклонники литературного наследия Дж.Р.Р. Толкиена.

Сегодняшняя молодежь мало читает классическую литературу и больше времени  проводит у компьютера. Но есть один автор, популярность которого очень высока. Его книга «Властелин колец» признана книгой XX столетия. По жанру - это сказка. Однако многие находят в ней определенный подтекст и философский смысл. Поклонники Толкиена ведут особый образ жизни. Они представляют себя героями книг Толкиена, готовят соответствующую атрибутику и одежду, дерутся на деревянных шпагах и мечах, поют песни под гитару и просто общаются. Появился социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкиена. Здесь много талантливых и кем-то непонятых людей. Это отдельный мир, напоминающий «хиппи», ценность которого - самопознание. Есть странички толкиенистов в Интернете. Отрадно, что в современном обществе появилась субкультура, объединяющая фанатов, пусть даже одного, писателя.

Такова неполная, но пестрая  картина молодежных субкультур и движений. Каждая со своим стилем и образом жизни, ценностными ориентирами.

Наш разговор о современной молодежи был бы неполным без упоминания двух произведений: романа Виктора Пелевина «Поколение ПЕПСИ» (М., Вагриус, 1999) и романа Дугласа Коупленда «Поколение Икс» (Иностр. лит.- 1998.-№ 3).

Термин «Поколение Икс» появился сразу после выхода в 1991 году романа Д. Коупленда с точно  таким же названием и подзаголовком «Сказка для ускоренного времени».

Поколение Икс трактовалось как «поколение-загадка», «поколение-уравнение» (которое общество должно решить), «неизвестное поколение».

Роман превратился в  культовое произведение, слухи о  котором передавались из уст в уста. В 1998 году «Поколение Икс» перевели на русский язык, и сразу же было заявлено о том, что написанное Коуплендом очень близко мироощущению двадцатилетних в России, что по знакомству с ним определяется «продвинутость» молодых людей, что в нем ярко выражены дух и стиль времени.

Портрет поколения конца  тысячелетия, нарисованный Коуплендом, выглядит так: ему присуще рациональное отношение к бытию, «поколение Икс ведет себя чудаковато, странно, «не по правилам» и не вписывается в этот мир».

К своим безусловным ценностям  те, кому от 20 до лет Иисуса Христа, относят «qualite time» – насыщенное время.

В романе нет этого выражения, но есть образ «времени - прожитого не зря» - это общение, становящееся почти ритуальным, «рассказывание историй».

Это книга о трех молодых  людях, живущих в Калифорнийской пустыне около Палм-Спрингс, навещающих на рождество родителей и рассказывающих друг другу (и читателю) различные байки.

Ведь предыдущие «классические» поколения  характеризовались присущим им в  силу исторических условий воспитания духовным модусом (обликом), а для поколения Икс показателен некоторый подвижный и постоянно расширяющийся список товаров, куда входят не только материальные объекты, но и особые, нередко экзотические стили существования.

Размышляя о том, что сближает современную  российскую молодежь с героями «Поколения Икс», молодой историк Сергей Антоненко говорит: «…само понятие «работа» не просто обесценилось, а оказалось совершенно утрачено. В ситуации, где слово «бандит» стало обозначением вполне респектабельного вида деятельности, работа как образ творческого преобразования мира или как способ личной самореализации - исчезла. Она существует теперь лишь в качестве средства выживания. Уничтожилась связь между образованием, профессией и тем, как человек  зарабатывает себе на хлеб. Большинство моих сверстников вынуждено работать не по специальности: ведь прежняя система образования не соответствует номенклатуре «новых» профессий. Следовательно, потеряли смысл школьные вопросы «Кем быть», «Кем я хочу стать?» - закончу какой-нибудь техникум, преобразованный в академию, научусь владеть компьютером и стану работать на фирме. Профессия, «ремесло» не может далее быть объектом жизненного выбора.

Работа для поколения «Икс»  в России - исключительно средство, никогда не цель. То, что для людей  классического буржуазного или  социалистического общества находилось в центре их личности, у поколения конца тысячелетия оказалось вытеснено на периферию».1

Итак, мы выяснили, каким видят молодое  поколение социологи, исследователи  молодежных субкультур, писатели. А  как оценивают себя сами молодые люди?

Социологи предложили старшеклассникам московских средних школ ответить на вопросы анкеты, касающиеся морального облика современной молодежи, и выяснилось, что подростки не согласны со многими общепринятыми утверждениями.2 Так, старшеклассники резко возражали против того, что им свойственны стремление заработать любой ценой, жажда наживы.

Молодое поколение  оценивает себя как главный фактор устойчивости, развития России в XXI веке, движущую силу коренных преобразований в обществе. Молодое поколение верит в то, что следующий век будет веком расцвета нашей страны.

 

Глава 2. Эмпирический анализ результативности прохождения тренингов современной молодежью

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные же затруднения. В группе каждому человеку гарантиравались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей,  в том числе специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

В настоящее время слово «тренинг»  используется весьма широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. Понятно, что психологический тренинг касается психологических навыков: саморегуляции, развития собственной личности, общения и т.п., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники  проведения тренингов интенсивно развиваются во всем мире. Сейчас выделились три крупных направления:

1) тренинги личностного роста;

2) тренинги общения;

3) бизнес-тренинги.

2.1  Мотивация прохождения навыков тренингов

Логическую схему взаимосвязей между этими видами тренингов  рассмотрим более подробно.

Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки.

Тренинги общения предназначены  для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в  различных ситуациях общения, развить у них соответствующие навыки. Предполагается, что умения и навыки, приобретенные в «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут учащимся преодолеть трудности в реальной жизни. Предполагается, что опыт учебно-тренинговой группы сыграет роль своеобразной прививки », которая позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Конечно, даже самый лучший тренинг не подготовит человека ко всем возможным жизненным ситуациям, но он поможет избежать наиболее грубых ошибок и снизит остроту эмоционального стресса, возникающего при неизбежных трудностях в общении.

Тренинги личностного роста  и общения тесно взаимосвязаны, и их объединяют в комплексный  социально-психологический тренинг. Методы социально-психологического тренинга весьма разнообразны, но в их основе – групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях.

При организации и проведении тренинга руководительтренер стремится к  тому, чтобы при «погружении» в  особую тренингоную среду участники  могли лучше осознать собственные  психологические проблемы и научились их преодолевать.

Видимым, проверяемым результатом  успешного тренинга должны стать: возросшая (адекватная) самооценка, изменение  стратегий поведения, снятие барьеров в общении.

Все это создает условия для  внутреннего личностного роста.

Успешный тренинг всегда характеризуется  рядом побед, как внешних (в управлении поведением), так и внутренних (в  саморегуляции). Но эти достижения нельзя завоевать раз и навсегда, их можно только поддерживать, что не всегда - удается.

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов. Поскольку подобные трудности характерны для многих молодых людей, учащиеся - будущие работники социальной сферы особенно нуждаются в проведении такого тренинга.

2.2  Мотивация прохождения психотерапевтических тренингов

Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на укрепление эмоциональной устойчивости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.

Небольшая часть тренингов, относящихся скорее к психотерапевтической тематике, проводится в жестком, требовательном или провокативном стиле. В первую очередь это ЭСТ. Часть тренингов участники считают жесткими, поскольку там они переживают больные для себя ситуации и много плачут (Центры Взаимоотношений, расстановки по Хеллингеру). К жесткой или мягкой работе тренера это обычно не имеет никакого отношения, точнее подобные тренинги отнести к трудным переживательным тренингам.

К психотерапевтическим тренингам  относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хеллингеру, гештальт-терапия трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия, ЭСТ.

Сравнительно с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности эксперименты. В ходе тренинга его участники выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное13.

Результаты психотерапевтических тренингов достаточно фрагментарны.

У девушки не складывались отношения  с шефом. На психотерапевтическом тренинге у нее произошло озарение: оказывается, общаясь с шефом, она делает перенос, и, на самом деле, решает свои проблемы с папой. Это произвело на девушку сильное эмоциональное впечатление, и теперь она следит за тем, чтобы общаться с шефом более адекватно, а не как с папой. Результат есть, но только в общении с шефом. В других случаях девушка продолжает общаться как обычно, то есть, не включая голову.

Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество

Встретилось мнение:

"Задача психотерапевтического  тренинга - в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого - свой".

 

2.3  Мотивация прохождения социально-психологических тренингов

Тренинг общения находится примерно на середине рассматриваемого континуума. С одной стороны, он стимулирует социальное развитие участников, создает условия для самопознания, способствует повышению уровня рефлексивности. С другой стороны, с его помощью происходит обучение поведенческим моделям, но касается оно не столько поведения в каких—либо конкретных ситуациях, сколько выработки навыков конструктивного общения в целом. Внутренние изменения личности и внешние изменения поведения происходят параллельно, взаимно усиливая друг друга. Благодаря такому «промежуточному» положению в тренинге общения допускается использование очень широкого диапазона технологий, принадлежащих к разным направлениям психологии. Их выбор во многих случаях определяется не только решаемыми задачами и особенностями тренинговой группы, но и личными предпочтениями и широтой профессиональной подготовленности ведущего.

Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи