Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:51, дипломная работа
Свободное время является одним из важных средств формирова-ния личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях сво-бодного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Социализация - это приобщение индивида к обществу, принятие им социальных ролей и статусов, накопление социального опыта, фор-мирование ценностных ориентиров, норм и поведения в данных соци-альных условиях. Процесс социализации условно делится на две стадии: первичную и вторичную.
Понадобятся также доска и мел или другое приспособление для крупных записей.
Если нет подходящего
Для тренинга желательна (хотя и не обязательна) видео- и аудиоаппаратура, с помощью которой можно слушать музыку, смотреть учебные фильмы. Очень полезно иметь возможность сделать видеозапись выполнения того или иного задания, а потом просмотреть ее и обсудить собственное поведение.
Порядок занятий. Тренинг личностного роста, у учащихся, молодых людей, он невозможен без развития уверенности в себе и навыков общения. Кроме того, целесообразно провести занятия, развивающие профессионально важные качества учащихся, моделирующие некоторые специфические профессиональные ситуации.
Организация тренинга личностного роста в учебном процессе 13 Учебный курс включает в себя две взаимосвязанные, но различные части: информационно-теоретическую и собственно тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в форме обычных лекций и семинаров. Она должна быть относительно небольшой - 10-12 часов (из 40 часов курса). Их можно провести сразу в начале курса, но лучше разбить на два-три блока, каждый из которых предваряет несколько близких по содержанию тренинговых занятий.
Основное время курса
Перед началом тренинговых занятий руководитель должен подробно ознакомить учащихся с главными нормами и принципами тренингового общения, описанными. Их краткие формулировки можно написать на плакате, который будет висеть в классе постоянно и напоминать учащимся о правилах тренинга:
1. Будь активным, действуй, говори.
11. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь».
111. Действуй и говори только от своего имени.
IV. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй.
V. Каждый достоин уважения, уважай других – будут уважать тебя.
Vl. Постарайся понять себя и других. Расскажи, что понял и почувствовал.
Можно первое из тренинговых занятий составить только из разминок и обсуждения. Это особенно полезно сделать в группе, в которой царит напряженная и недоброжелательная атмосфера, для того чтобы создать позитивный настрой на весь дальнейший курс.
Тесты можно включать в занятие как одно из заданий. Можно выделить отдельное занятие специально для тестирования. Но нельзя с него начинать курс. Нужно дать возможность учащимся освоиться, войти «ВО вкус» занятий. Иначе на результаты тестирования будет оказывать влияние излишняя напряженность учащихся.
Каждое обычное тренингавое занятие должно начинаться с небольшой разминки в 10-15 мин. Затем следуют задания и ролевая игра. Обсуждение может завершать занятие или его можно перенести на следующее, но нельзя откладывать обсуждение более, чем на одну неделю или совсем его отменять. На одном занятии задания и ролевые игры могут быть посвящены одной какой-нибудь теме «я-образу», уверенности в себе, навыкам общения или профессиональным качествам) или сочетать элементы двух-трех тем, особенно, если они взаимосвязаны. Логично начать курс (и теорию, и тренинги) с понимания проблем личности, затем плавно перейти к вопросам об уверенности в себе и общению. Однако, сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание - во многом зависит от конкретной группы: от личностных проблем учащихся, от уровня их активности, от степени доброжелательности или напряженности отношений в группе, от того, есть ли в ней лидеры и изгои, и от многих других факторов. Все (или хотя бы основные) факторы должен учитывать преподаватель-тренер, если он хочет не просто формально «прочесть курс», а действительно добиться личностного и профессионального роста учащихся.
Начальная стадия тренинга. Разминки
Упражнения разминки выполняются в начале каждого занятия в течение 10-15 минут. Цель разминки: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях. Разминка содействует самораскрытию членов группы, облегчению коммуникаций между ними. Ее желательно выполнять в довольно быстром темпе. Обсуждение после упражнений разминки возможно, но не обязательно.
Особенно велика роль разминки, если в группе возникает сопротивление тренингу. Сопротивление - это открытые или скрытые действия, направленные на дезорганизацию и даже срыв занятий. Его оказывают те члены группы, которые испытывают недоверие как ко взрослым, так и к сверстникам, вероятнее всего - из-за прошлого негативного опыта. Кроме того, сопротивление может быть самодемонстрацией тех, кто претендует на лидерство в группе. Для некоторых учащихся сопротивление- это способ психологической защиты, способ избежать необходимости работы со своими проблемами с помощью перемещения внимания с собственных травмированных чувств на искусственно создаваемые внешние ситуации.
Сопротивление может иметь разные формы. Оно может быть демонстративным, т. е. выражаться в открытом недоверии ведущему и попытках сорвать занятия. Наиболее агрессивные члены группы могут спровоцировать ведущего на агрессию различными выходками, вплоть до грубых, даже нецензурных выражений. Наконец, сопротивление может выражаться в молчании, отказе от взаимодействия с ведущим.
Разминки позволяют и выявить сопротивление, и противостоять ему путем создания атмосферы раскрепощения и доверия. Кроме того, эффективным способом преодоления сопротивления и эмоционального напряжения является игнорирование нежелательных и позитивное подкрепление желательных форм поведения18.
При этом членам группы полезно объяснить, что, хотя желательно участие всех членов группы в выполнении упражнений, принцип активности - это пожелание, и он не накладывает на них никаких жестких обязательств. Они могут участвовать в упражнениях по своему усмотрению и выбору. Понимание этой разницы между строгой регламентацией поведения на обычных занятиях и возможностью отказа от ответов или действий в тренингавой группе снимает напряжение с сопротивляющегося, расслабляет его и способствует естественному возникновению желания проявить себя вместе с другими членами группы.
Если в группе в начале занятий возникает сопротивление, на первом из тренингоных занятий разминка может занять больше времени, даже все это занятие целиком.
Кроме разминки, в начале каждого занятия следует напоминать о правилах групповой работы в отличие от других упражнений, разминки могут повторяться от занятия к занятию. Более того, иногда вырабатывают специальные ритуалы начала каждого занятия.
Цель тренинга – выбор профессии.
Задачи:
• Определение в выборе профессии.
• Выявить ценные качества.
• Предмет гордости.
ВЗАИМНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Материал. Бумага, ручки, карандаши, фломастеры.
ИНСТРУКЦИЯ. Сейчас вся группа разобьется на пары и будет действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ (можно - с короткими комментариями) на тему «Я и моя профессию». На выполнение первого этапа у вас есть пять минут.
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить о нем как можно больше разносторонней информации. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие вопросы:
• Как я вижу свою профессию.
• Что я ценю в самом себе.
• Предмет моей гордости.
• Что я умею делать лучше всего.
На выполнение второго этапа у вас имеется пять минут. После этого организуется работа в парах.
Спустя десять минут ведущий дает ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНСТРУКЦИЮ. «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача – попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты - строго одной минуты, не больше и не меньше! - стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает.
Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, наша задача - построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно 60 секунд.
После этого любой член группы - и я в том числе - имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать. Задавая вопросы, мы будем обращаться к выступающему по имени человека, которого он презентует.
Примечание. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий, могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Что ты считаешь самым отвратительным?
Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.
Обсуждение. Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Сумел ли партнер уложиться в отведенное время?
Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
Тяжело ли было говорить от имени другого?
Трудно ли было уложиться в отведенное время?
Все участники могут поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями. Они могут сказать, что им понравилось в выступлениях других, но не должны критиковать.
Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало - является одним из стержневых свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
В нашем исследовании принимали участие студенты Ижевского учебного заведения в количестве 25 человек.
Мотивация учебной деятельности является одним из факторов, влияющих на успешность процесса профессионального обучения. Логично предположить, что студенты, осознанно выбравшие направление деятельности, поступившие в определенное образовательное учреждение, уже прошли первичное профессиональное самоопределение, осознанно выбрали конкретную специальность и желают овладеть ею, то есть уровень мотивации у них должен быть достаточно высок.
|
Уровень мотивации достижения | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Уровень мотивации (%) |
44 % |
24 % |
32% |
Но каков же фактический уровень мотивации к обучению у студентов?
Исходя из нашего исследования, уровень мотивации достижения не так и высок. Практически половина опрошенных, имеет низкую мотивацию к достижению своих целей. Средний и высокий уровни распределились примерно поровну.
Студенты, не имеющие мотивации к овладению профессией, как показывает практика, испытывают трудности в процессе обучения, рано или поздно отказываются от обучения. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы.
Информация о работе Прохождение тренингов как механизм социализации современной молодежи