Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курс лекций

Краткое описание

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 555.72 Кб (Скачать файл)

(4) Всякая критика полезна  это резерв моего совершенствования  (критика помогает увидеть те  проблемы, сферы деятельности, которые  оказались вне моего поля зрения, помогает своевременно принять  необходимые решения, предупреждающие  сбои в работе;

любая критика требует  размышления минимум о том, чем  она вызвана, максимум — о том, как исправить положение; она  выявляет отношение критикуемого к  вам;

большое число несправедливых критических замечаний— показатель плохого психологического климата  в коллективе, что само по себе требует  критического осмысления;

отказ от критики "загоняет болезнь внутрь" и тем самым  затрудняет преодоление недостатков. Поэтому не нужно спешить давать отпор критикующему, пусть в обсуждение проблемы вовлекутся другие. Если вас  не критикуют, то критику стоит спровоцировать.

(5) Деловое восприятие  критики не должно зависеть  от того, кто и с какими целями  высказывает критические замечания.  

 

3. Публичное выступление  в управленческой деятельности  руководителя

Невозможно представить  себе руководителя, которому не приходилось  бы выступать публично.

Начинающий оратор, оказавшийся  один на один с аудиторией, наверняка  переживал состояние, когда "язык прилипает к небу", "сердце готово выпрыгнуть из груди", даже если эта  аудитория ему знакома. Что же помимо естественного волнения, свойственного каждому начинающему оратору, мешает чувствовать себя уверенным? Это смутное представление о процедуре выступления, нечеткое осознание цели и путей ее достижения; страх оказаться некомпетентным;

опасение потерять нить повествования, оговориться; боязнь негативной реакции  аудитории;

ошибочная предварительная  оценка слушателей;

заниженная самооценка (оратор не чувствует за собой права требовать  корректного и уважительного  к себе отношения), наличие разного  рода комплексов (по поводу внешности, манеры держаться или говорить и  пр.);

воспоминания о своих  прежних неудачных выступлениях;

плохая самопрезентация  — неумение выразить свои мысли  логически последовательно, убедительно.

Преодолеть подобные тревожные  ощущения можно, совершенствуя подготовку к выступлению, тренируя внимание и  память, повышая уровень самооценки, овладевая техникой релаксации, умением  расположить к себе аудиторию, управлять  ее вниманием.

Выступающий не может чувствовать  себя уверенно и управлять вниманием  аудитории, пока "привязан к тексту", пока от задачи "что сказать" не перейдет к задаче "как сказать", "как оказать влияние на аудиторию". Последнее предполагает свободное  владение материалом.

Стремление произвести приятное впечатление, понравиться слушателям это не амбициозные притязания оратора, а профессиональная необходимость, служащая цели выступления: чем больше симпатии и уважения вызывает оратор, тем сильнее воздействие его  речи. Это требует от менеджера  умения создавать свой имидж, т.е. образ  в глазах слушателей. Личное обаяние  — это искусная передача всех личностно- деловых качеств оратора: его  нравственных характеристик, ума, психологических  умений и навыков. Самопрезентация, т.е. умение подать себя с наилучшей  стороны, это — профессиональное искусство, овладение которым требует  постоянной работы над собой и  самоконтроля за своим поведением.

В создании привлекательного для аудитории имиджа существенную роль играют следующие факторы.

1. "Визуальность", т.е. внешняя привлекательность личности оратора. Она складывается главным образом из манеры поведения оратора в аудитории (мимика, жесты, позы, походка) и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойкое впечатление о человеке складывается за первые 90 секунд. Он оценивается не по тому, что собой представляет на самом деле, а по тому, как воспринимается окружающими.

Неряшливость, неопрятность, беспорядок в одежде, пренебрежение  правилами гигиены свидетельствуют  о неуважении человека к своему окружению, к самому себе и, таким образом, исключают  какое-либо желание общаться с ним, не говоря уже о расположении. Вместе с тем не производит положительного впечатления и другая крайность— чрезмерное использование косметических  средств, украшений, крикливость и  претенциозность в одежде. Для слушателей — это свидетельство невысокого уровня общей культуры, что снижает статус оратора. Кроме того, экстравагантность в одежде или прическе отвлекают внимание слушателей от содержания выступления. Умеренность, сдержанность — свидетельство подлинного эстетического вкуса и высокой культуры.

Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает  впечатление скованности, "зажатости" лектора, неуверенности в себе, не позволяет установить хороший контакт  с аудиторией. В то же время действует  обратная зависимость: чем выше профессионализм  и социальный статус человека, тем  более сдержан он в мимике и  жестах. Не расхаживайте по аудитории. Не цепляйтесь судорожно за трибуну  или стул. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу, постукивание пальцами по трибуне выдает ваше нервозное  состояние, может передаваться слушателям. Это воспринимается негативно. Держитесь  естественно: это производит наиболее, благоприятное впечатление.

Голос. Спокойная речь усиливает  сосредоточенность слушателей, создает  впечатление знающего, уверенного в  себе человека. Избегайте  монотонности. Повышайте и понижайте голос.

2. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Перед началом выступления необходима психологическая пауза в 15 — 20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно.

Контакт глазами. Визуальный контакт значительно усиливает  наше влияние на партнера по общению. Считается, что собеседники  вызывают взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 свидетельствует об отсутствии заинтересованности. С целью контроля за реакцией аудитории можно выбрать для наблюдения одного или нескольких человек, но нельзя сосредоточивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Так у слушателя создается впечатление, что вы ., обращаетесь лично к нему.

Закон психологии: установка определяет восприятие. Поэтому ни "' в коем случае нельзя начинать выступление с извинений по поводу своей ораторской неопытности или недостаточной профессиональной компетенции. Если оратор говорит "Вряд ли я сообщу вам что-то новое по данной проблеме то у слушателей возникает закономерный вопрос: "Зачем же тогда выступать?!" И даже если выступление окажется блестящим, его, скорее всего, оценят так: "Очень, неплохо, интересно, но все же чувствуется, что лектор еще неопытен или недостаточно глубоко знает проблему".

Показывайте свое лучшее "Я". Хорошо, если выступающего; представят слушателям: о ваших достоинствах лучше сказать другому.

- Приветствие  обязательно. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи. Следует поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению. 

Выражайте аудитории  одобрение. Комплимент, если он искренен, всегда вызывает ответную благожелательную реакцию. Повод для комплимента всегда найдется: компетентность, внимание, заинтересованность, любознательность и т.п. аудитории.

Улыбка. Она может быть разной: улыбка-благодарность, улыбка- понимание, улыбка радость, улыбка-одобрение, улыбка-признательность и т.д.

Мимика и жесты при  взаимопонимании партнеров обладают способностью отражения, т.е. повторяются  ими. Хмурый собеседник негативно воздействует на самое радужное ваше настроение, улыбка вызывает ответные улыбки. Она  снимает сопротивление аудитории, демонстрирует ваше к ней расположение и уважение, создает вам в глазах слушателей имидж приятного человека.

Сила воздействия оратора  на аудиторию зависит и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в большом помещении. Срабатывает эффект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей мере обладают "мы- чувством", единством реакции, с ними легче найти общий язык. о размещении слушателей лучше заранее попросить организаторов встречи. Время проведения беседы, температура воздуха в помещении, посторонние шумы — все это влияет на отношение к мероприятию и, следовательно, к оратору.

При общении с одним  или несколькими собеседниками  чаще обращайтесь к ним по имени,

3. Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, их ожидания, искренне сопереживающий их нуждам.

Оратор ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией. это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значительности путем отыскивания недостатков и промахов у лектора. Опытный оратор предпочитает сказать "вы, конечно, уже знаете", нежели "вы, конечно, еще не знаете", "вам, безусловно, известно мнение чем "вряд ли вам известно мнение...", и т.п. Тон общения со слушателями указывает на внутреннюю. культуру выступающего. Приемлем тон доверительный, уверенный, без морализации и назиданий, выражающий уважительное отношение к людям. Если вам возражают, то пропустите реплику мимо ушей; задайте встречный вопрос; отложите реакцию: "Благодарю за ваше возражение, я вернусь  нему немного позже нейтрализуйте выкрики из зала: "Я предполагал, что услышу такое возражение, но, думаю, все-таки другим слушателям интереснее послушать мой доклад дальше придерживайтесь тактики "да, но...". Однако лучше всего вместо слова "да" использовать другие способы мнимого утверждения: "В общем- то я с вами согласен, но вы все же подразумевали используйте тактику прерывания. Кто-то из слушателей изводит вас репликами типа "Вы повторяетесь" и "Где вы это слышали?" и т.д. В . таком случае лучше сделать продолжительную паузу и спросить, можно ли вам дальше продолжать свою мысль.

4. Язык выступления — визитная карточка оратора. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории, лучшему понимаю ею проблемы. Пространственные  рассуждения, многословность наводят скуку. Длинные предложения  раздражают, так как требуют дополнительных усилий для уяснения смысла  сказанного. Неграмотно построенные фразы, ошибки в произношении слов снижают статус оратора, создают впечатление его общей низкой культуры, что, как следствие, вызывает сомнение слушателей и в компетентности оратора. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражение обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Но даже если оратором все, казалось бы, учтено, время от времени  неизбежно снижение внимания к нему аудитории.

Каковы же причины ослабления и отвлечения внимания? По отношению  к оратору их можно разделить  на объективные и субъективные. К  объективным причинам относятся  те, что коренятся в самой природе  внимания и восприятия. К ним можно  отнести:

разрыв между скоростью  словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). Вследствие этого у слушателей появляется резерв времени, во время которого у  них возникают посторонние мысли;

объем внимания человека ограничен: одновременно он может воспринять не более четырех-пяти не связанных  между собой объектов;

состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.п. аудитории;

место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно  не согласовано с выступающим;

естественное утомление  внимания (следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15 — 20 минут после  начала выступления, второй на 30 — 35 минуте).

Субъективные причины  — это качество самого выступления, когда оно воспринимается как  неинтересное вследствие:

непонимания;

изложения общеизвестного;

невовлеченности слушателей в совместные размышления (например, изложение "готовых истин");

перегруженности информацией;

несоответствия темы выступления  интересам аудитории; невыразительности  формы изложения (догматически-назидательный  тон, тихий голос, монотонность, бедный язык, грамматические, стилистические, орфоэпические ошибки, суетливая  манера поведения оратора, прикованность  к тексту и пр.).

Для того чтобы оратор мог  удержать внимание слушателей в течение  всего времени выступления, оно  должно быть

содержательным;

пробуждать творческие способности  слушателей;

быть композиционно и  логически организованным (выводы не преподносятся в готовом виде, а слушателей подводят к ним);

соответствовать теме, месту  и аудитории;

факты или идеи должны излагаться в противопоставлении  сопоставлении всех "за" и "против";

акцентировать внимание на основных моментах путем повторения»  но каждый раз в новой, оригинальной форме;

быть динамичным (интенсивный  темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная  мимика и жестикуляция, живой, с меняющимися  интонациями голос, паузы —. все  это способствует удержанию внимания);

быть доступным, содержать  конкретные примеры;

излагаться живым, образным языком;

содержать наглядность; вызывать интерес.

Интересу, т.е. эмоциональному и интеллектуальному влечению слушателей к речи могут способствовать следующие  приемы:

прямое обращение к  аудитории, диалог с ней;

использование новой, неожиданной  информации;

провокация (на короткое время  провоцируется несогласие с излагаемой информацией, чтобы подготовить  слушателей к конструктивным выводам);

Информация о работе Психология управления