Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курс лекций
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Выделяют несколько форм управленческого общения.
(1) Субординационная форма общения. Это общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно-правовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней. Субординационная форма общения может носить линейный, функциональный и смешанный, линейно-функциональный характер. При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый подчиненный непосредственно имеет только одного руководителя. Что касается функциональных отношений, то работник (или сектор) может подчиняться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителей контролирует осуществление конкретной функции.
(2) Служебно-товарищеская форма общения. Это общение между коллегами, в основу которого положены административно-моральные нормы.
(3) Дружеская форма общения. Это общение между руководителями, между руководителями и подчиненными. В основе такого общения лежат морально-психологические нормы взаимодействия.
В зависимости от уровня управления, его вертикальных и горизонтальных "срезов", производственных и общественных условий, индивидуально-психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения. К примеру, вертикальная модель общения наиболее целесообразна на уровне управления предприятием, цехом, тогда как на уровне бригады она малоэффективна.
Современная наука выделяет
следующие основные этико психологические принципы
1. Принцип создания условий
для проявления личностного
Техника делегирования полномочий предполагает подбор подходящих сотрудников, распределение сфер ответственности, координацию выполнения порученных задач, стимулирование и консультирование подчиненных, контроль и оценку их деятельности. Делегировать необходимо специализированную деятельность, частные вопросы, рутинную и подготовительную работу, но не окончательную формулировку целей, планов, программ. Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как установление целей, принятие решений, контроль результатов, руководство сотрудниками и мотивация их деятельности, задачи особой важности и высокой степени риска, актуальные срочные дела строго доверительного характера.
2. Принцип полномочий
и ответственности. Каждый
3. Принцип поощрения и
наказания. Всякий человек
4. Принцип рационального
использования рабочего
Общение может происходить на разных уровнях. А. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.
Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б. Ломов. Он выделяет три уровня: макромеза- и микроуровни. На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровнеобщение происходит в пределах содержательной темы,"один или много раз. Общение на микроуровне- это акт контакта (вопрос — ответ, мимический, полетомимический акт и др.). Макроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.
И. Н. Горелов и др. в книге "Умеете ли вы общаться?" (М., 1991) выделяют шесть стадий общения.
(1) Первая стадия — ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия— пространственная ориентировка. Ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выделить), социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении).
(2) Вторая стадия — привлечение внимания собеседников.
(3) Третья стадия — поиск совместимости собеседников по объему общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения. Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой стадии путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Все три — подготовительные стадии.
(4) На четвертой стадии идет обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.
На пятой могут возникнуть проблемная ситуации, конфликт, столкновение мнений. Это творческое взаимодействие, поиск нового решения, не предложенного ни одним из собеседников.
(6) На шестой стадии собеседники принимают решение на основе выработанного на пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результатов общения, собеседники выходят из контакта.
2. Структура общения:
коммуникативная,
В структуре управленческого общения, как, впрочем, и любого другого вида общения, можно выделить три составляющие— коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная составляющая общения — это обмен информацией, ее понимание. Коммуникативное взаимодействие можно классифицировать по разным основаниям:
с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное);
с точки зрения сосредоточения интересов сторон (противоборства, компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет);
по числу, характеру и
степени вовлеченности
по организационным формам коммуникативного воздействия (деловая беседа, совещание, прием по личным вопросам, пресс- конференция).
По средствам коммуникации общение бывает двух видов: речевое и неречевое (невербальное). Невербальные средства общения в свою очередь делятся на
оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, плач, смех), пространственно-временные (взаиморасположение партнеров,
временные задержки начала общения и др.).
Состояние людей, их отношения,
намерения, характерологические
Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и др.), частота дыхания, жесты, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90 коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, .тогда как невербальные сигналы служат выражением межличностных отношений, а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений.
Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека (у детей они читаются легче), пола, национальности (сравните, например, жестикуляцию итальянцев И шведов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше -социально- экономическое положение и профессионализм человека, тем меньше развита у него жестикуляция и беднее телодвижения) и других показателей.
Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, нужно руководствоваться следующими правилами.
(1) Судить следует не
по отдельным жестам (они, как
и некоторые слова, могут
(2) Жесты нельзя трактовать
в отрыве от контекста их
проявления. Один и тот же жест
(к примеру, скрещенные на
скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка попросту замерз.
(3) Следует учитывать
(4) Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.
(5) Помните о "второй
натуре", т.е. о той роли, которую
в данный момент и в течение
длительного отрезка времени
(иногда в течение всей жизни)
играет человек. Эта роль
(6) Другие факторы, оказывающие
влияние на интерпретацию
Организация пространства.
Эффективность общения
(1) Интимная зона (до 50 см). В нее допускаются только очень близкие люди, и всякая непрошенная попытка нарушить это пространство вызывает негативную реакцию. Деликатность, умение держать дистанцию — непременное условие плодотворного общения.
(2) зона (от 50 см до 1,2 м). Это зона общения хорошо знакомых людей и заинтересованных друг в друге партнеров.
(3) Социальная зона (от 1,2 м до 3,5 м). Зона общения с большинством людей. Сила индивидуального психологического воздействия в этой зоне общения значительно слабее.
(4) Общественная зона (более 3,5 м). Это зона общения в аудитории. На расстоянии более 8 м эффективность общения резко-снижается.
Для руководителя важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но также учесть компактность и конфигурацию размещения слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале, аудитория значительно меньше поддается влиянию говорящего, легче "выключается" из общения.