Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование структуры и факторов формирования репродуктивного поведения современной молодежи.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу по вопросу социально-психологических особенностей молодежи;
2. Изучить литературу по проблеме жизненных ценностей современной молодежи;
3. Изучить литературу по проблеме репродуктивного поведения, его структуры и факторов формирования;
4. Провести исследование структуры и факторов репродуктивного поведения современной молодежи;
5. Провести статистическую обработку данных эмпирического исследования.
6. Сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………..…3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1.1 Социально-психологические особенности молодежи ………………….6
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи ...…………………..17
ГЛАВА II. РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Понятие и био-социальная сущность репродуктивного поведения .....25
2.2 Репродуктивное поведение современной молодежи и факторы его формирования (на материалах г.Ростова-на-Дону)…………………………......40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….......
Относительно возможности рождения детей вне брака ответили положительно только 16,7% респондентов. В случае нежелательной беременности 88,3% опрошенных считают возможным искусственное прерывание беременности. Причем к совершению аборта, находясь в браке, также положительно относится большая часть респондентов (80%).
Имели аборты на момент исследования 8,3% респондентов.
На вопрос об использовании контрацепции ответы были следующими:
- всегда используют контрацепцию 8,8%;
- стараются всегда использовать контрацепцию, но были случаи, когда ею пренебрегали 66,7%;
- используют контрацепцию от случая к случаю 17,7%;
- не пользуются контрацепцией 6,7%.
В качестве способов предупреждения нежелательной беременности называли:
- презерватив 51,1%;
- оральные контрацептивы 10%;
- незавершенный половой акт 53,3%
- маточная спираль 13,3%.
Как видно, большая часть молодых людей в качестве способов предупреждения беременности выбирают самые ненадежные из них, тогда как ОК не пользуются популярностью.
Интересны, по мнению автора, результаты сравнения ответов на данные вопросы в подгруппах, выделенных по признаку пола, места проживания и уровня образования.
Так, в данную возрастную группу вошли 31 юноша и 29 девушек.
Среди девушек оказались на момент исследования состоящими в браке 27,6%, среди юношей – 3%. Из них планировали вступление в брак 83,3% девушек, женатый юноша и 16,7% замужних девушек вступили в брак в связи с беременностью. Причем последние вступили в брак до 18 лет. Считали оптимальным вступление в брак до 18 лет 33,3% девушек, после 20 лет 66,7% девушек и юноша. Как видно по этим результатам, среди состоящих в браке респондентов данной возрастной группы девушки более склонны к раннему браку и большинстве своем создавали семью сознательно, тогда как юноша похоже был принужден к данному шагу.
В целом по группе, ответы на вопрос об оптимальном возрасте вступления в брак распределились согласно данным, представленным в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Распределение мнений респондентов относительно оптимального возраста вступления в брак в зависимости от пола
Возраст, лет |
Девушки, % |
Юноши, % |
До 18 |
10,3 |
0 |
18-20 |
13,8 |
0 |
21-25 |
70 |
67,7 |
26-30 |
3,5 |
16,1 |
Старше 30 |
0 |
12,9 |
Не считали правильным вступление в брак |
3,5 |
3,2 |
Таким образом, большая часть респондентов вне зависимости от пола считают оптимальным возрастом для вступления в брак период с 21 до 25 лет. Однако ясно проявляется также тенденция к более раннему вступлению в брак среди девушек и более позднему – среди юношей.
Мнения несколько разделились и в отношении условий для заключения брака (таблица 2.2.)
Таблица 2.2.
Процентное соотношение ответов респондентов в отношении необходимых условий для заключения брака
Условие |
Девушки, % |
Юноши, % |
Достаточно любви |
17,2 |
12,9 |
Образование |
62 |
48,4 |
Материальная обеспеченность |
65,5 |
87,1 |
Хорошая работа |
34,5 |
35,5 |
Потребность в детях |
34,5 |
9,7 |
Готовность к дополнительным обязанностям |
44,8 |
32,3 |
Сексуальное влечение |
100 |
100 |
Беременность |
3,5 |
6,5 |
Жирным выделены статистически значимые различия между группами
Согласно данных результатов исследования девушки большее значение, по сравнению с юношами, отводят наличию образования и готовности взять на себя дополнительные обязанности, а юноши более требовательны к уровню материальной обеспеченности.
Половые связи к моменту исследования имели 62% девушек и 93,5% юношей. Добрачные связи имели 55% девушек и 93,5% юношей. Не считали подобные отношения недопустимыми 86,2% девушек и 100% юношей.
По поводу условий, необходимых для вступления в половую связь, мнения были следующими – таблица 2.3.
Таблица 2.3.
Условия, необходимые для вступления в половую связь, по мнению респондентов разного пола
Условие |
Девушки, % |
Юноши, % |
Достаточно сексуального влечения |
3,5 |
19,4 |
Долгое знакомство |
31 |
64,5 |
Любовь |
65,5 |
48,4 |
Намерения вступить в брак |
65,5 |
48,4 |
Состояние в браке |
14 |
0 |
Материальная выгода |
24,1 |
9,7 |
Желание родить ребенка |
0 |
0 |
Как видно, мотивы для вступления в половые отношения различаются у молодых людей разного пола по всем исследуемым пунктам, за исключением связывания полового акта с рождением детей. Так, среди девушек больше, чем среди юношей тех, более требовательных к условиям вступления в половую связь. Причем как в плане любви и брачных намерений, так и, с другой стороны, материальной выгоды. Юноши менее требовательны им в большем числе случаев, по сравнению с девушками, достаточно полового влечения и долгого знакомства.
По поводу причин развода мнения респондентов разного отличались не так значительно. Значимые различия отмечались только по пунктам сексуальной неудовлетворенности и возникновения новой любви, при наличии детей – юноши более склонны в таких случаях к разводу (29% и 9,7%, по сравнению с 17,2% и 0 у девушек), и невыполнения традиционных обязанностей – более требовательны девушки (24,1%, по сравнению с 6,5%).
В отношении репродуктивных установок проводился корреляционный анализ желаемого числа детей с количеством детей в семьях друзей, близких родственников и родителей респондентов. Причем сравнение проводилось в группах, выделенных по признаку пола, места проживания, уровня образования. Результаты представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Уровень корреляции желаемого числа детей с числом детей в семьях родителей, друзей и знакомых респондентов в зависимости от пола, места проживания и образования
Группа респондентов |
Коэффициент корреляции | ||
Друзья, родственники |
Родители | ||
Пол |
Мужской |
0,35 |
0,67 |
Женский |
0,71 |
0,52 | |
Место проживания |
Село |
0,07 |
0,58 |
Город |
0,43 |
0,47 | |
Образование |
Неполное высшее |
0,78 |
0,63 |
Средне-специальное |
0,7 |
0,55 | |
Полное среднее |
0,18 |
0,73 | |
Неполное среднее |
0,25 |
0,9 |
Таким образом, репродуктивные установки респондентов мужского пола статистически значимо коррелируют с количеством детей в семьях их родителей, а для женщин более значимы примеры их друзей. Это согласуется с данными литературы о большей социозависимости женщин. Место проживания не влияет на корреляционные связи репродуктивных установок. Более высокий уровень образования обуславливает большую скоррелированность желаемого числа детей с количеством детей в семьях друзей и близких родственников, что, возможно, обусловлено осуществлением анализа чужого жизненного опыта. Низкому уровню образования соответствовали более тесные корреляционные связи установок с типом родительской семьи. Это, вероятно, связано с большей стереотипизацией мировоззрения.
В отношении регулярности использования контрацепции ответы респондентов мало отличались между выделенными группами, за исключением того, что лица с низким уровнем образования более склонны пренебрегать контрацепцией. Так, среди пользующихся контрацепцией от случая к случаю было 12,5% с неполным высшим образованием, 50% с полным средним, 37,5% с неполным средним образованием. Среди тех, кто пренебрегает контрацепцией было по 50% с полным и неполным средним образованием.
Что касается способов контрацепции, то различия были только в отношении ОК: их применяли респонденты со средне-специальным и незаконченным высшим образованием (33,3% и 66,7%), причем горожане, чаще, чем жители села (83,3% и 16,7%, соответственно).
Таким образом, репродуктивное поведение молодых людей в возрасте 16-22 лет характеризуется следующими особенностями. Для сексуального поведения характерны: толерантность к добрачным половым связям; отодвигание времени вступления в брак до 21-25 лет и более, причем в отношении юношей это более выражено; невысокая требовательность к уровню взаимоотношений с потенциальным партнером для юношей и тенденция к использованию сексуальных отношений с целью получения материальной выгоды у девушек. Репродуктивные установки характеризуются ориентацией на малодетность. Причем желаемое число детей мало отличается от планируемого. В отношении планирования рождений важно отметить толерантное отношение к абортам, не достаточную ответственность в использовании контрацепции, самыми распространенными способами которой оказались презерватив и незавершенный половой акт, отличающиеся низкой надежностью.
Среди факторов формирования репродуктивного поведения данные исследования доказали значимость следующих: желаемое число детей зависит от числа детей в родительской семье для молодых людей мужского пола и имеющих низкий уровень образования, а также от числа детей в семьях друзей и близких родственников для женщин и лиц с высоким уровнем образования. Планируемое число детей в исследованной группе мало отличалось от желаемого, причем особенно велико было число совпадений в группе материально более обеспеченных респондентов. Способы планирования семьи также зависят от образования. Так, чаще пренебрегают контрацепцией люди с низким уровнем образования. Кроме того, респонденты с более высоким уровнем образования чаще пользовались оральными контрацептивами. Тот же вывод справедлив и в отношении горожан. В отношении сексуального поведения значимых факторов, влияющих на толерантность к добрачным половым связям, к разводу, характер мотивов вступления в половую связь, в данном исследовании выявлено не было. Возможно, решение этой задачи может быть найдено при более глубоком социологическом анализе окружения человека и соответствующих взглядов их родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты анализа литературы по исследуемой проблеме были следующими. Главными социально-психологическими особенностями молодежи являются процессы активного формирования системы ценностей, социального статуса, становления самосознания. При этом для самосознания молодого человека характерны неустойчивость и противоречивость, обусловленные активным поиском своего места в социуме при недостаточности жизненного опыта. Молодежь восприимчива к ценностям и стереотипам микросоциальной группы, но вместе с тем приобретает способность к их критическому переосмыслению, причем последняя непосредственно связана с общекультурным и образовательным уровнем молодого человека.
Вторичная обработка данных показала, что среди базовых ценностей молодежи первое место занимают материальное благополучие, хотя молодые люди также высоко ценят семью и возможность заниматься любимым делом. В качестве инструментальных ценностей молодежи, прежде всего, следует отметить ум, доброту и чувство юмора. Низкое положение в рейтинге ценностей таких качеств, как инициативность, обязательность, независимость, указывает на отсутствие у молодых людей адекватных представлений о путях достижения своих целей. В отношении репродуктивно значимых ценностей следует отметить толерантное отношение к внебрачным сексуальным связям, откладывание вступления в брак на неопределенный срок и низкую значимость детей.
Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака). Оно представляет собой социально регулируемую реализацию биологической потребности в самовоспроизведении. Ведущие составляющие репродуктивного поведения – сексуальное поведение, репродуктивные установки и планирование рождений. В современной России характерными чертами репродуктивного поведения молодежи являются высокая частота внебрачных связей, увеличение возраста вступления в брак, удлинение периода семейной жизни от вступления в брак до рождения первого ребенка, распространение стереотипов малодетности, сокращение частоты абортов при все еще широком, по сравнению с развитыми странами, их распространением в качестве способа регулирования рождаемости.
В данной работе было проведено собственное эмпирическое исследование репродуктивного поведения и факторов его формирования. Особенности репродуктивного поведения не противоречили результатам других исследований в данной области. В данной курсовой работе установлена значимость для специфики репродуктивного поведения таких факторов, как количество детей в родительской семье и в семьях друзей и близких родственников, уровня образования респондента, его материальной обеспеченности.