Репродуктивное поведение молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование структуры и факторов формирования репродуктивного поведения современной молодежи.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу по вопросу социально-психологических особенностей молодежи;
2. Изучить литературу по проблеме жизненных ценностей современной молодежи;
3. Изучить литературу по проблеме репродуктивного поведения, его структуры и факторов формирования;
4. Провести исследование структуры и факторов репродуктивного поведения современной молодежи;
5. Провести статистическую обработку данных эмпирического исследования.
6. Сформулировать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………..…3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1.1 Социально-психологические особенности молодежи ………………….6
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи ...…………………..17
ГЛАВА II. РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Понятие и био-социальная сущность репродуктивного поведения .....25
2.2 Репродуктивное поведение современной молодежи и факторы его формирования (на материалах г.Ростова-на-Дону)…………………………......40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Репродуктивное поведение современной молодежи.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Относительно возможности рождения детей вне брака ответили положительно только 16,7% респондентов. В случае нежелательной беременности 88,3% опрошенных считают возможным искусственное прерывание беременности. Причем к совершению аборта, находясь в браке, также положительно относится большая часть респондентов (80%).

Имели аборты на момент исследования 8,3% респондентов.

На вопрос об использовании контрацепции ответы были следующими:

- всегда используют контрацепцию 8,8%;

- стараются всегда использовать  контрацепцию, но были случаи, когда  ею пренебрегали 66,7%;

- используют контрацепцию от  случая к случаю 17,7%;

- не пользуются контрацепцией 6,7%.

В качестве способов предупреждения нежелательной беременности называли:

- презерватив 51,1%;

- оральные контрацептивы 10%;

- незавершенный половой акт 53,3%

- маточная спираль 13,3%.

Как видно, большая часть молодых людей в качестве способов предупреждения беременности выбирают самые ненадежные из них, тогда как ОК не пользуются популярностью.

Интересны, по мнению автора, результаты сравнения ответов на данные вопросы в подгруппах, выделенных по признаку пола, места проживания и уровня образования.

Так, в данную возрастную группу вошли 31 юноша и 29 девушек.

Среди девушек оказались на момент исследования состоящими в браке 27,6%, среди юношей – 3%. Из них планировали вступление в брак 83,3% девушек, женатый юноша и 16,7% замужних девушек вступили в брак в связи с беременностью. Причем последние вступили в брак до 18 лет. Считали оптимальным вступление в брак до 18 лет 33,3% девушек, после 20 лет 66,7% девушек и юноша. Как видно по этим результатам, среди состоящих в браке респондентов данной возрастной группы девушки более склонны к раннему браку и большинстве своем создавали семью сознательно, тогда как юноша похоже был принужден к данному шагу.

В целом по группе, ответы на вопрос об оптимальном возрасте вступления в брак распределились согласно данным, представленным в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Распределение мнений респондентов относительно оптимального возраста вступления в брак в зависимости от пола

 

Возраст, лет

Девушки, %

Юноши, %

До 18

10,3

0

18-20

13,8

0

21-25

70

67,7

26-30

3,5

16,1

Старше 30

0

12,9

Не считали правильным вступление в брак

3,5

3,2


 

Таким образом, большая часть респондентов вне зависимости от пола считают оптимальным возрастом для вступления в брак период с 21 до 25 лет. Однако ясно проявляется также тенденция к более раннему вступлению в брак среди девушек и более позднему – среди юношей.

Мнения несколько разделились и в отношении условий для заключения брака (таблица 2.2.)

Таблица 2.2.

Процентное соотношение ответов респондентов в отношении необходимых условий для заключения брака

Условие

Девушки, %

Юноши, %

Достаточно любви

17,2

12,9

Образование

62

48,4

Материальная обеспеченность

65,5

87,1

Хорошая работа

34,5

35,5

Потребность в детях

34,5

9,7

Готовность к дополнительным обязанностям

44,8

32,3

Сексуальное влечение

100

100

Беременность

3,5

6,5


 

Жирным выделены статистически значимые различия между группами

 

Согласно данных результатов исследования девушки большее значение, по сравнению с юношами, отводят наличию образования и готовности взять на себя дополнительные обязанности, а юноши более требовательны к уровню материальной обеспеченности.

Половые связи к моменту исследования имели 62% девушек и 93,5% юношей. Добрачные связи имели 55% девушек и 93,5% юношей. Не считали подобные отношения недопустимыми 86,2% девушек и 100% юношей.

По поводу условий, необходимых для вступления в половую связь, мнения были следующими – таблица 2.3.

Таблица 2.3.

Условия, необходимые для вступления в половую связь, по мнению респондентов разного пола

Условие

Девушки, %

Юноши, %

Достаточно сексуального влечения

3,5

19,4

Долгое знакомство

31

64,5

Любовь

65,5

48,4

Намерения вступить в брак

65,5

48,4

Состояние в браке

14

0

Материальная выгода

24,1

9,7

Желание родить ребенка

0

0


 

Как видно, мотивы для вступления в половые отношения различаются у молодых людей разного пола по всем исследуемым пунктам, за исключением связывания полового акта с рождением детей. Так, среди девушек больше, чем среди юношей тех, более требовательных к условиям вступления в половую связь. Причем как в плане любви и брачных намерений, так и, с другой стороны, материальной выгоды. Юноши менее требовательны им в большем числе случаев, по сравнению с девушками, достаточно полового влечения и долгого знакомства.

По поводу причин развода мнения респондентов разного отличались не так значительно. Значимые различия отмечались только по пунктам сексуальной неудовлетворенности и возникновения новой любви, при наличии детей – юноши более склонны в таких случаях к разводу (29% и 9,7%, по сравнению с 17,2% и 0 у девушек), и невыполнения традиционных обязанностей – более требовательны девушки (24,1%, по сравнению с 6,5%).

В отношении репродуктивных установок проводился корреляционный анализ желаемого числа детей с количеством детей в семьях друзей, близких родственников и родителей респондентов. Причем сравнение проводилось в группах, выделенных по признаку пола, места проживания, уровня образования. Результаты представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Уровень корреляции желаемого числа детей с числом детей в семьях родителей, друзей и знакомых респондентов в зависимости от пола, места проживания и образования

Группа респондентов

Коэффициент корреляции

Друзья, родственники

Родители

Пол

Мужской

0,35

0,67

Женский

0,71

0,52

Место проживания

Село

0,07

0,58

Город

0,43

0,47

Образование

Неполное высшее

0,78

0,63

Средне-специальное

0,7

0,55

Полное среднее

0,18

0,73

Неполное среднее

0,25

0,9


 

Таким образом, репродуктивные установки респондентов мужского пола статистически значимо коррелируют с количеством детей в семьях их родителей, а для женщин более значимы примеры их друзей. Это согласуется с данными литературы о большей социозависимости женщин. Место проживания не влияет на корреляционные связи репродуктивных установок. Более высокий уровень образования обуславливает большую скоррелированность желаемого числа детей с количеством детей в семьях друзей и близких родственников, что, возможно, обусловлено осуществлением анализа чужого жизненного опыта. Низкому уровню образования соответствовали более тесные корреляционные связи установок с типом родительской семьи. Это, вероятно, связано с большей стереотипизацией мировоззрения.

В отношении регулярности использования контрацепции ответы респондентов мало отличались между выделенными группами, за исключением того, что лица с низким уровнем образования более склонны пренебрегать контрацепцией. Так, среди пользующихся контрацепцией от случая к случаю было 12,5% с неполным высшим образованием, 50% с полным средним, 37,5% с неполным средним образованием. Среди тех, кто пренебрегает контрацепцией было по 50% с полным и неполным средним образованием.

Что касается способов контрацепции, то различия были только в отношении ОК: их применяли респонденты со средне-специальным и незаконченным высшим образованием (33,3% и 66,7%), причем горожане, чаще, чем жители села (83,3% и 16,7%, соответственно).

Таким образом, репродуктивное поведение молодых людей в возрасте 16-22 лет характеризуется следующими особенностями. Для сексуального поведения характерны: толерантность к добрачным половым связям; отодвигание времени вступления в брак до 21-25 лет и более, причем в отношении юношей это более выражено; невысокая требовательность к уровню взаимоотношений с потенциальным партнером для юношей и тенденция к использованию сексуальных отношений с целью получения материальной выгоды у девушек. Репродуктивные установки характеризуются ориентацией на малодетность. Причем желаемое число детей мало отличается от планируемого. В отношении планирования рождений важно отметить толерантное отношение к абортам, не достаточную ответственность в использовании контрацепции, самыми распространенными способами которой оказались презерватив и незавершенный половой акт, отличающиеся низкой надежностью.

Среди факторов формирования репродуктивного поведения данные исследования доказали значимость следующих: желаемое число детей зависит от числа детей в родительской семье для молодых людей мужского пола и имеющих низкий уровень образования, а также от числа детей в семьях друзей и близких родственников для женщин и лиц с высоким уровнем образования. Планируемое число детей в исследованной группе мало отличалось от желаемого, причем особенно велико было число совпадений в группе материально более обеспеченных респондентов. Способы планирования семьи также зависят от образования. Так, чаще пренебрегают контрацепцией люди с низким уровнем образования. Кроме того, респонденты с более высоким уровнем образования чаще пользовались оральными контрацептивами. Тот же вывод справедлив и в отношении горожан. В отношении сексуального поведения значимых факторов, влияющих на толерантность к добрачным половым связям, к разводу, характер мотивов вступления в половую связь, в данном исследовании выявлено не было. Возможно, решение этой задачи может быть найдено при более глубоком социологическом анализе окружения человека и соответствующих взглядов их родителей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, результаты анализа литературы по исследуемой проблеме были следующими. Главными социально-психологическими особенностями молодежи являются процессы активного формирования системы ценностей, социального статуса, становления самосознания. При этом для самосознания молодого человека характерны неустойчивость и противоречивость, обусловленные активным поиском своего места в социуме при недостаточности жизненного опыта. Молодежь восприимчива к ценностям и стереотипам микросоциальной группы, но вместе с тем приобретает способность к их критическому переосмыслению, причем последняя непосредственно связана с общекультурным и образовательным уровнем молодого человека.

Вторичная обработка данных показала, что среди базовых ценностей молодежи первое место занимают материальное благополучие, хотя молодые люди также высоко ценят семью и возможность заниматься любимым делом. В качестве инструментальных ценностей молодежи, прежде всего, следует отметить ум, доброту и чувство юмора. Низкое положение в рейтинге ценностей таких качеств, как инициативность, обязательность, независимость, указывает на отсутствие у молодых людей адекватных представлений о путях достижения своих целей. В отношении репродуктивно значимых ценностей следует отметить толерантное отношение к внебрачным сексуальным связям, откладывание вступления в брак на неопределенный срок и низкую значимость детей.

Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака). Оно представляет собой социально регулируемую реализацию биологической потребности в самовоспроизведении. Ведущие составляющие репродуктивного поведения – сексуальное поведение, репродуктивные установки и планирование рождений. В современной России характерными чертами репродуктивного поведения молодежи являются высокая частота внебрачных связей, увеличение возраста вступления в брак, удлинение периода семейной жизни от вступления в брак до рождения первого ребенка, распространение стереотипов малодетности, сокращение частоты абортов при все еще широком, по сравнению с развитыми странами, их распространением в качестве способа регулирования рождаемости.

В данной работе было проведено собственное эмпирическое исследование репродуктивного поведения и факторов его формирования. Особенности репродуктивного поведения не противоречили результатам других исследований в данной области. В данной курсовой работе установлена значимость для специфики репродуктивного поведения таких факторов, как количество детей в родительской семье и в семьях друзей и близких родственников, уровня образования респондента, его материальной обеспеченности.

Информация о работе Репродуктивное поведение молодежи