Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.

Содержание

Введение

Глава I
Характеристика семей "группы риска"

1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

Глава II
Особенности психолого – педагогического сопровождения детей

2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".

Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"

3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом..docx

— 114.52 Кб (Скачать файл)

 

Северный-Восточный государственный университет

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

Группы ДП(з)-71

Татьяна Александровна

Научный руководитель: доцент,

кандидат педагогических наук

Татьяна Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магадан - 2012г.

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава I

Характеристика семей "группы риска"

 

1.1 Типы семей "группы риска".

1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»

1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

 

Глава II

Особенности психолого – педагогического сопровождения детей

 

2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»

2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.

2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к

       семьям из "группы  риска".

 

Глава III

Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"

 

3.1. Констатирующий эксперимент.

3.2. Формирующий эксперимент.

3.3. Контрольный эксперимент.

 

Библиография

 

Приложение 

 

Заключение

 

 

 

 

Введение

 

     На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определённым ролям в обществе.

Я.А.Коменский назвал семью материнской школой и выделял ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Я.А.Коменскому (Хрестоматия истории педагогики; 46) вторит другой педагог И.Г.Песталоцци (Хрестоматия истории педагогики; 46): семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

     Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

     В исследовании Т.А.Марковой (Хрестоматия истории педагогики; 46) систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.

Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. "Проводником" семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех её членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищёнными от неизвестности и опасностей окружающего мира.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторимостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребёнка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.

Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

     В исследованиях Харчева А.Г. (47) даётся такое понятие семьи: семья это общественный механизм воспроизводства человека в том или ином виде узаконенном обществом.

     В философии (Философский словарь, 1991г., с.403) даётся понятие: семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека и сам общественный механизм этого воспроизводства. Такое определение семьи даёт нам понимание того, что семья это некое социальная общность и социальный институт.

     В энциклопедическом словаре (Советский энциклопедический словарь, стр. 1189) даётся понятие: семья это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

     Семья имеет и некоторую психологическую структуру, состоящую из отношений доминирования - подчинения, ответственности - эмоциональной близости.

     Когда мы вводим понятие "семья", мы ведём речь о нормативной семье. Каждая культура или субкультура порождает свою определённую нормативную модель семьи.

     Семья часто бывает двух полярных типов: благополучная и неблагополучная.  Благополучная семья - это когда в семье царит мир и спокойствие. Ребёнка любят, заботятся о нём, он растёт в эмоциональном и социальном благополучии. Понятие неблагополучной семьи может иметь много аспектов анализа.

     Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.

     Задачи нашего исследовании:

Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;

Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;

Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.

Цели и задачи исследования позволяют определить:

Предмет исследования: эмоционально - неблагополучные семьи.

Объект исследования: позиция ребенка в неблагополучной семье.

Гипотеза исследования: ребенок из эмоционально - неблагополучные семьи

Может стать  успешным, если образовательное учреждение будет подготовлено к сотрудничеству с такой семьей.

Методы исследования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Понятие о семьях группы риска

 

1.1. Типы семей группы риска

Семья– это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, усыновлении или иной форме принятия детей на воспитание, объединённая общими интересами и взаимной ответственностью ее членов, как правило, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство (Баринова Т.М.; 2). Так что же такое неблагополучная семья?

      По мнению Буянова М.И. неблагополучная семья - это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания (Буянов М.И.; 8).

     Дефекты воспитания, встречающиеся чаще всего: воспитание "по типу Золушки", или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают. Ребёнок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание.

Многие исследователи (Гарбузов В.И., Буянов М.И., Захаров А.И.) говорят, что неблагополучные семьи бывают: эмоционально-неблагополучные и социально-неблагополучные.

     1). Социально неблагополучные семьи.

     Обычно в этих семьях родители алкоголики, в этих семьях присутствует такой факт как избиение детей, в этих семьях существует госпитализм и депривация.

Сначала рассмотрим, что включают в себя понятия госпитализм и депривация.

     В конце XIX века часто употреблялось слово госпитализм (Буянов М.И.; 8), которым обозначали различные особенности психического и физического развития, возникающие у детей, длительное время находящихся в приютах, больницах и т.д. Каких-либо специфических нарушений характера у этих детей не находили, а если какие-либо отклонения в поведении и были, то объяснялись они в первую очередь биологическими факторами, которые сочетались с воздействиями неблагоприятной социальной сферы и создавали сложную картину личностных особенностей.

С 60-х г. XX столетия новым и модным термином стала депривация (Буянов М.И.; 8), в переводе с латинского - лишение. Чехословацкие исследователи Иозеф Лангмайер и ЗденекМатейчик называют депривацией состояние, возникшее в результате определённых жизненных ситуаций, когда субъект лишён возможности удовлетворить свои человеческие психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное определение депривации дал крупный английский психолог Дональд Хэбб, внёсший большой вклад в изучение этой проблемы: это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.

     Исследователи выделяют три основных вида депривации: эмоциональную, сенсорную и социальную.

Подэмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, т.е. всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Термин "отсутствие материнской заботы" включает в себя понятие социальной депривации, т.е. результат недостаточных социальных влияний (безнадзорности, бродяжничества).

     Чаще всего разные виды депривации переплетаются. Например, ребёнок воспитывается в плохо организованном детском учреждении: он лишён не только материнского тепла, но и полноценной заботы со стороны обслуживающего персонала. Помимо этого, он получает также мало социальной информации, у него недостаточен запас знаний.

     О том, что бывает, если с раннего детства ребёнок пребывает в состоянии депривации, блестяще описал английский писатель Редьярд Киплинг в поэтической сказке "Маугли".

     По мнению Буянова М.И., когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли (Буянов М.И.; 6).

     Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Даже если эти пьяницы и лечатся.

     Дети, родители которых были алкоголиками сами часто заболевают хроническим алкоголизмом (риск заболеть у них куда выше, чем у тех, у кого родители не были пьяницами), но помимо этого у них нарушен жизненный уклад. Им трудно принимать любые решения, они склонны ко лжи, отличаются пониженной самооценкой, слаборазвитым чувством юмора. Самое главное то, что они стремятся плыть по течению, вести себя как все, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами, а превращаются в их рабов. Всё это подавляет в них индивидуальность, творческое начало, они требуют от окружающих постоянных подтверждений правильности своих поступков. Не следует забывать, что дети пьют только потому, что пьют взрослые. Не будут пить взрослые - не будут пить дети.

     Возникает вопрос: чего можно ожидать от детей, если они раньше, чем грамоте, не хуже взрослых учатся ориентироваться в том, что и сколько можно, а чего и сколько нельзя пить? Потом они забывают, чего нельзя и сколько нельзя, и превращаются в пьяниц.

     Все дети пьяниц отличаются рядом психических особенностей, которые делали их людьми с повышенным риском стать пьяницами. Этот риск понижается, если они воспитываются приёмными родителями - не пьяницами. Уменьшается также и тревожность таких детей, склонность к депрессиям.

     У детей склонность к пьянству (и вытекающему из него алкоголизму) бывает связана с двумя основными причинами:

с подражанием взрослым;

с усилением и извращением влечений.

В последнем случае дети лечатся по поводу основной патологии, из которой вытекает чрезмерная тяга к алкоголю.

Пьяницы не только уподобляют себе детей, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно неполноценные дети (особенно, если зачатие произошло в момент опьянения).

     В последние десятилетия на страницах различных научных и научно-популярных изданий мелькает выражение "синдром избиваемого ребёнка". Этот термин предложили детские врачи США, и он в разных вариациях довольно широко используется. Следствием хронического избиения ребёнка являются болезненная робость, пугливость, часто раздражительность, грубость. Все эти личностные реакции могут быть, у кого угодно, но у жертв хронических избиений эти формы реагирования являются главными, подобным образом ребёнок ведёт себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей, относящихся к нему без всякого интереса.

     Что собой представляют родители, жестоко относящиеся к своим детям? На этот вопрос пока ещё невозможно ответить исчерпывающе. По-видимому, в первую очередь это просто-напросто распущенные люди, потерявшие всякий стыд и совесть. Это касается даже тех из них, кто обнаруживает признаки того или иного душевного расстройства: ведь каким бы ни было душевное заболевание, человек должен стремиться к тому, чтобы владеть собой, вести себя достойно, контролировать себя.

     В своём исследовании Буянов М.И. разделил семьи на два типа (Буянов М.И.; 8).

Информация о работе Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества