Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.

Содержание

Введение

Глава I
Характеристика семей "группы риска"

1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

Глава II
Особенности психолого – педагогического сопровождения детей

2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".

Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"

3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом..docx

— 114.52 Кб (Скачать файл)

Воспитатели, работающие в группах

  • первая младшая - 1 человек;
  • вторая младшая - 2 человека;
  • средняя - 4 человека;
  • старшая - 11 человек;
  • подготовительная - 10 человек.

Метод эксперимента: исследования - анкетирование воспитателей детского сада.

Цель: выявление опыта педагогической работы с семьями группы

"риска".

 

Дайте определение:

а).эмоциональное неблагополучие семьи - это…

6 человек ответили, что это, когда  нарушен психологический комфорт  каждого члена семьи;

4 человека ответили, что это  - напряжённые отношения между  родителями, грубость, раздражительность,  ссоры, отсутствие интереса к  проблемам других членов семьи;

3 человека ответило, что это  - отсутствие интереса к жизни,  делам друг друга, нет общих  интересов;

3 человека ответило, что это  - замкнутость, раздражительность,  неуверенность в себе;

3 человека ответило, что это  - частые конфликтные ситуации, пьянство  родителей, низкое материальное  состояние, равнодушное отношение  к проблемам своего ребёнка;

1 человек ответил, что это  - психологическая несовместимость  супругов, которые имеют такие  отрицательные черты характера,  как эгоизм, безответственность, лень, равнодушие;

1 человек ответил, что это  - нестабильность в семье, неумение  прийти к единому мнению в  решении социальных и материальных  вопросов;

1 человек ответил, что это  - дисгармония в семье;

1 человек ответил, что это  - отсутствие связи, взаимодействия  с природой, отсутствие совместных  с родителями игр;

1 человек ответил, что это  - драма для ребёнка;

4 человека не ответили на  этот вопрос.

Таким образом, можно сказать, все  воспитатели считают, что эмоционально неблагополучная семья - это нестабильные отношения между членами семьи, это всегда ссоры в семье, и  всё это отрицательно влияет на ребёнка. 

 

б).эмоциональное неблагополучие ребёнка - это…

10 человек ответило, что это - наличие страха, несдержанности, агрессии, замкнутости, раздражимости, плаксивости,  неврозов, упрямства, истерики, драк, неумение общаться со взрослыми и со сверстниками;

5 человек ответило, что это - результат нестабильных семейных  отношений и невнимательное отношение  к проблемам ребёнка, эмоциональное  неблагополучие семьи;

4 человека ответило, что это,  когда ребёнок чувствует себя  одиноко, некому не нужным, лишним;

2 человека ответило, что это  - отсутствие кругозора, любознательности, нарушение психических процессов;

2 человека ответило, что это  - отсутствие положительных эмоций  ведущие к отклонению в поведении  ребёнка, ухудшение успеваемости  вызывающие различные нервно-психические  расстройства, отсутствие чувства  защищённости и нужности родителям;

1 человек ответил, что это  - драма всего общества;

4 человека не ответили на  это вопрос.

Таким образом, можно сказать, что  эмоциональное неблагополучие ребёнка  всегда сопровождается страхами, неврозами, ухудшением здоровья, и всё это  зависит от психологического климата  в семье.

 

5. Как вы думаете эмоциональное неблагополучие ребёнка это стабильный фактор или изменчивый? И можно ли этот фактор отнести к ребёнку из группы "риска"?

22 человека ответило, что этот  фактор изменчивый;

4 человека ответило, что этот  фактор стабильный;

21 человек ответил, что этот  фактор можно отнести к ребёнку  из группы "риска";

2 человека ответило, что этот  фактор нельзя отнести к ребёнку  из группы "риска";

1 человек ответил, что если  эмоциональное неблагополучие не  носит временный характер, то  этот фактор относится к ребёнку  из группы "риска";

1 человек ответил, что может  быть и стабильный и изменчивый;

1 человек ответил, что отнести  к ребёнку из группы "риска"  можно не всегда;

1 человек ответил, что к этому  вопросу нужно подходить индивидуально.

Практически все воспитатели пришли к единому мнению, что эмоциональное  неблагополучие ребёнка это изменчивый фактор, и его можно отнести  к ребёнку из группы "риска".

 

6. Как вы думаете, в чём причины эмоционального неблагополучия ребёнка?

8 человек ответило, что причины  в эмоциональном неблагополучии  семьи, агрессивном отношении  к ребёнку;

4 человека ответило, что причины  в родовых или психических  травмах, неблагополучной обстановке  в семье, группе детского сада;

3 человека ответило, что причины  во влиянии окружающей обстановки, поведении взрослых;

2 человека ответило, что причины  в психологическом климате семьи;

2 человека ответило, что причины  в неприязне, непонимании со стороны родителей;

2 человека ответило, что причины  в отношении к ребёнку взрослых  и сверстников;

1 человек ответил, что причины  в отношении окружающих его  людей, в оценке его поступков;

1 человек ответил, что ребёнок  в этот момент приспосабливается  и это даётся ему не легко, так как сам ещё ни чего сделать не в силах;

1 человек ответил, что причины  в семейных взаимоотношениях  или общества;

1 человек ответил, что причины  эмоционального неблагополучия  ребёнка проявляется тогда, когда  один из супругов начинает  думать только о себе;

1 человек ответил, причины в  том, что родители не занимаются  спортом, не посещают театров,  музеев, достопримечательных мест  города, не вывозят ребёнка в  отпуск;

1 человек ответил, что причины  в нерешённых семейных проблемах  (неполная семья, разводы, родителе  алкоголики, наркоманы);

1 человек не ответил на этот  вопрос.

Таким образом, воспитатели считают, что ребёнок эмоционально неблагополучен из-за отношения окружающих людей  к нему, из-за неблагоприятного психологического климата в семье. 

 

7. Как вы думаете, в чём причины социального неблагополучия семьи?

13 человек ответило, что причины  в материальном положении, в  отсутствии отдельной жилплощади, безработице, низком образовательном  уровне родителей;

4 человека ответило, что причины  в социальной неустроенности, взаимоотношениях  между членами семьи, наследственности;

2 человека ответило, что причины  в неродных родителях, пьянстве, разводах, безработице, низком прожиточном  уровне;

1 человек ответил, что причины  в личных качествах каждого  члена семьи, обстоятельствах  в которые попала семья;

1 человек ответил, что причины  в нестабильном экономическом  положении общества, в отходе  от национальных традиций, в нравственной  распущенности, потере ценностных  ориентиров;

1 человек ответил, причины в  том, что родители мало общаются  с детьми, не воспитывается в  ребёнке любовь к общечеловеческим  ценностям, национальным традициям,  любви к Родине;

1 человек ответил, что причины  в низком культурном и образовательном  уровне родителей;

1 человек ответил, что причины  в противоположности мировоззрений,  идеалов, жизненных планов, структуре  потребностей, ценностых ориентаций;

1 человек ответил, что причины  в отношении к семье как  к институту государства, отсутствие "ячейки общества";

1 человек ответил, что причины  в том в какой среде воспитывались  родители, как у них воспитывали  чувство самооценки, самокритики,  любви к ближнему;

2 человека не ответило на  этот вопрос.

Таким образом, можно сказать, что  причины эмоционального неблагополучия семьи состоят в материальном положении, в социальной неустроенности людей.

 

8. Как, по вашему мнению, должен вести себя воспитатель с детьми из группы "риска"?

28 человек ответило, что воспитатель  должен быть доброжелательным, терпеливым, предусмотрительным, ласковым, подчёркивать  достоинства и добрые дела, больше  хвалить, обращать внимание окружающих  на успехи такого ребёнка, подбадривать  такого ребёнка, относиться с  уважением и доверием, готовностью  помочь, работать с ним индивидуально,  дать почувствовать ребёнку что его любят, ему рады, он кому-то нужен, проявлять повышенное внимание, создавать комфортные условия в группе, создавать доброжелательное отношение между детьми; воспитатель при общении должен руководствоваться принципом "не навреди", помочь ребёнку найти друзей в коллективе; самое важное - это выявить причину и постараться дать ребёнку то, чего ему не хватает; педагог должен быть грамотным и быть в курсе всех семейных событий; педагог должен согреть его своей душевной теплотой.

Таким образом, можно сказать, что  воспитатели знают как вести  себя с детьми из группы "риска", какую помощь ему нужно оказывать.

 

9. Какую помощь должен оказывать воспитатель семьям из группы риска?

23 человека ответило, что воспитатель  должен проводить беседы;

14 человек ответило, что воспитатель  должен давать консультации;

5 человек ответило, что нужно  организовывать праздники, соревнования, трудовые мероприятия, которые  помогут сплотить семью;

3 человека ответило, что воспитатель  должен давать советы;

3 человека ответило, что воспитатель  должен посещать такие семьи  на дому;

3 человека ответило, что воспитатель  должен рекомендовать специальную  литературу для чтения;

2 человека ответило, что воспитатель  должен оказывать помощь в  виде убеждений;

2 человека ответило, что таким  семьям должны оказывать помощь  родительские комитеты;

2 человека ответило, что воспитатель  должен рекомендовать консультации  у психолога;

1 человек ответил, что должна  быть преемственность педагога  и родителей, педагог должен  учитывать все свои знания  и все семейные ситуации;

1 человек ответил, что у педагога  и родителями должны быть доверительные  отношения;

1 человек ответил, что педагог  с родителями должен обсуждать  детские рисунки;

1 человек не ответил на этот  вопрос.

Таким образом, можно сказать, что  практически все воспитатели, знают  какую помощь нужно оказывать  семьям группы "риска", знают какие  нужно проводить беседы, какие  нужно давать консультации.

 

10. Какую на ваш взгляд нужно проводить работу с семьями группы "риска"?

8 человек ответило, что нужно  проводить консультации;

7 человек ответило, что нужно  проводить беседы;

6 человек ответило, что нужно  посещать семьи на дому;

5 человек ответило, что нужно  проводить консультации у психолога;

2 человека ответило, что нужно  рекомендовать специальную литературу;

2 человека ответило, что нужно  приглашать родителей в группу;

2 человека ответило, что нужно  проводить разъяснительную работу  с родителями;

1 человек ответил, что ни какую  работу проводить с такими  семьями не надо;

1 человек ответил, что нужна  работа социального педагога;

1 человек ответил, что нужно  проводить "вечера вопросов  и ответов";

1 человек ответил, что нужно  проводить разного рода конференции;

1 человек ответил, что всё  зависит от конкретной семьи  и восприимчивости родителей;

3 человека не ответили на  этот вопрос.

Таким образом, можно сказать, что  воспитатели знают какую нужно  проводить работу с семьями группы "риска": нужно проводить консультации, беседы, посещать такие семьи на дому.

 

     Делая вывод по  всему исследованию, можно сказать,  что у педагогов имеется опыт  работы с семьями группы "риска". Воспитатели знают, какую работу  нужно проводить с такими семьями,  какую помощь нужно оказывать  детям из таких семей. Воспитатели  смогут дать нужную консультацию  родителям, порекомендовать им  нужную литературу,  провести  беседу с ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Таким образом, в  нашем исследовании мы выяснили, что в некоторых семьях при  внешнем благополучии, ребёнок всё  же несчастен, в эмоциональном  плане. Из-за этого у ребёнка  могут развиться страхи и неврозы. 

     Нервные дети - проблема  столь же непростая, сколь и  актуальная для родителей. Нервный  ребёнок всегда трудный, наиболее  частая причина этого - неправильное  воспитание. Взрослые часто "забывают", что неправильное воспитание  детей в семье, конфликты между  родителями оказывают отрицательное  воздействие на формирование  характера ребёнка и адаптацию  в детском саду, создавая дополнительные  сложности в обращении с такими  детьми. На помощь таким детям  может прийти воспитатель, он  может дать хороший совет родителям.

     Неблагополучная семья  в наше время стала острой  социально-педагогической проблемой,  семья, которая формирует личности  с отклонениями в нравственном  и психическом развитии.

     Типичными причинами  неблагополучия являются алкоголизм, наркомания, открытые и скрытые  конфликты между родителями, ориентация  родителей лишь на материальное  обеспечение ребёнка, отсутствие  заботы о его воспитании, о  его духовном развитии. Все эти  причины обычно сочетаются друг  с другом. В ряде семей неблагополучие  возникает в связи с разводом  родителей. Но самым важным  показателем неблагополучия являются  сами дети, их поведение, интересы, характер общения со сверстниками  и взрослыми. 

     Родители и педагог  всегда должны взаимодействовать  друг с другом. Наиболее эффективно  их взаимодействие реализуется  через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу; неограниченное пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребёнка;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребёнком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребёнка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Информация о работе Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества