Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Перепелицына.docx

— 305.87 Кб (Скачать файл)

Мнения экспертов, полученные в ходе экспертного опроса, будут нами учтены при разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области.

В конце хотелось бы отметить, что учитывая специфику осужденных — людей совершивших различного рода преступления, обладающих особыми психологическими и социальными характеристиками, следует использовать результаты анкетного опроса в обобщенном виде, тщательно изучив ответы осужденных и затем учитывать при составлении рекомендаций по совершенствованию сложившейся системы организации социального сопровождения. 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  
ОСУЖДЕННЫХ

3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в  последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Таким образом, указанные обстоятельства обусловили необходимость выработки рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области.

Особое значение имеет  совершенствование правового регулирования системы социального сопровождения осужденных. С этой целью Правительство РФ 14 октября 2010 г. утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее — Концепция). При планировании и осуществлении мероприятий по вопросам совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области необходимо учитывать положения Концепции.

Концепция предусматривает  основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г.68

Основными целями Концепции являются:

  1. повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
  2. сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
  3. гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

  • совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
  • изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
  • осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
  • изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
  • разработка форм проведения социальной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
  • повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
  • внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
  • совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
  • развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

Среди основных направлений  развития уголовно-исполнительной системы в целом, отраженных в Концепции, есть те, которые непосредственно касаются совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных. Основные направления развития уголовно-исполнительной системы:

  1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики.
  2. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала.
  3. Обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей. Данное направление подразумевает изменения:
  4. обеспечение режима и безопасности;
  5. материально-бытовые условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
  6. медицинское обслуживание;
  7. трудовая деятельность и профессиональная подготовка осужденных;
  8. социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными.
  9. Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений.
  10. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы.
  11. Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы.
  12. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

Современное эффективное  совершенствование систем организации социального сопровождения осужденных в области, должно строиться на основе следующих парадигм:

  • «системный подход», рассматривающий систему организации социального сопровождения осужденных как целостность в единстве составляющих ее частей и уровней, постоянно взаимодействующих между собой и с другими системами;
  • «ситуационный подход» позволяет, с одной стороны, своевременно диагностировать кризисные ситуации, состояния и осуществлять реактивные мероприятия для их нейтрализации, с другой стороны, в каждый момент осуществления социального сопровождения использовать возможность опираться на наиболее значимые параметры системы;
  • «процессный подход» рассматривает системы организации социального сопровождения как нечто устойчивое, но постоянно модернизирующееся, всегда актуальную деятельность69.

Идеальным вариантом мы считаем  комплексность подходов, но и рассматриваем каждый подход как эффективный в решении определенной проблемы социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Применение передового опыта с осужденными в отечественной практике социальной работы в целом и социального сопровождения в частности, а также российской региональной специфики осуществления деятельности по социальному сопровождению осужденных, ускорит процесс достижения значимых результатов в деятельности специалистов по социальной работе.

3.2. Повышение  эффективности и результативности  действующей  
региональной системы организации социального сопровождения  
осужденных

3.2.1. Обеспечение  системного подхода к организации  межведомственного взаимодействия

Для успешного совершенствования системы организации социального сопровождения осужденных, в регионах необходимо проводить работу по систематизации деятельности и объединению усилий межсекторного партнерства по решению проблем социального сопровождения осужденных.

Для организации межведомственного  взаимодействия в регионах нужно  формировать и активно развивать межведомственные рабочие группы, советы, консилиумы, в рамках которых объединяются представители различных сфер — социальной защиты, образования, здравоохранения и т. д.70

Организации эффективного межведомственного  взаимодействия по социальному сопровождению осужденных, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи могут способствовать информационные банки данных об осужденных. Однако сбор информации не может быть самоцелью. Важнейшими условиями функционирования таких банков данных должны быть доступность к ним специалистов различных ведомств, занимающихся осужденными, оперативное внесение информации, координация действий специалистов, фиксация результатов.

Нужно создать в регионе систему взаимного обмена информацией между субъектами социального сопровождения посредством межведомственного программного продукта «Банк данных осужденных «группы особого внимания», которая позволит обеспечить оказание услуг по социальному сопровождению и осуществление контроля за эффективностью деятельности специалистов исправительных учреждений.

Основными путями и средствами оптимизации межведомственного  взаимодействия учреждений социальной сферы при решении проблем социального сопровождения осужденных должны стать: обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной базой; научно-методическое обоснование комплексной работы; четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы; предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами; обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами; организация единого информационного пространства; создание общей концепции совместных действий; оптимизация работы межведомственного координирующего звена и др.71

Оптимизация работы учреждений социальной сферы по решению проблем осужденных на территории возможна при введении в практику управления принципов и механизмов эффективного межведомственного взаимодействия и преодоления барьеров в сотрудничестве с учетом позиционирования интересов осужденных72.

Считаем, что на уровне федеральных  законов необходима более детальная, чем сейчас, регламентация основных вопросов взаимодействия. В них могут быть закреплены порядок и формы взаимодействия, такие как:

  • планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно, по запросам одной из сторон, мероприятий, направленных на обеспечение реализации определенных задач;
  • взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
  • совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;
  • обмен опытом в целях повышения квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;
  • четкое разграничение функций, прав, обязанностей и ответственности между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы. Для этого необходим анализ целей, функций и интересов учреждений, их согласование и выделение приоритетных направлений деятельности каждого, создание на этой основе адекватной системы межведомственных отношений. Разграничения должны быть зафиксированы в нормативно-правовых актах, договорах о сотрудничестве, положениях и уставах учреждений, функциональных обязанностях специалистов;
  • наделение учреждений и специалистов полномочиями и средствами в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами. Данное условие реализуемо за счет оптимизации нормативно-правовой базы, пересмотра системы полномочий специалистов различных учреждений, признания приоритета решения социальных проблем населения органами государственной власти, местного самоуправления и гарантированного обеспечения учреждений средствами реализации своих функций;
  • создание единой межведомственной концепции совместных действий. Для этого необходима выработка и внедрение в практику взаимодействия единого понятийного аппарата, согласование целей, интересов, подходов, принципов работы, конкретных действий;
  • обеспечение ориентации чиновников на взаимодействие. Данный путь оптимизации межведомственного взаимодействия возможно реализовать за счет повышения квалификации, общего уровня образованности, компетентности, управленческой культуры, культуры деловых отношений, социальной ответственности руководящих работников учреждений социальной сферы и органов управления. Преодолению таких барьеров, как преследование ведомственных интересов, стремление к удовлетворению личных потребностей, способствует обеспечение прозрачности управления, социальный контроль, повышение общего уровня жизни в стране. Ориентацию чиновников на взаимодействие определяет наличие или отсутствие общей концепции межведомственной работы, приоритеты социальной политики государства и территории;
  • оптимизация работы межведомственного координирующего звена. Координационный орган должен быть сформирован на базе территориального органа муниципальной власти (районные, городские администрации). Данная структура определяет приоритеты в развитии социального обслуживания населения на территории. Основными функциями межведомственного звена должны стать координация; постановка общей цели совместных действий; прогноз; анализ социальных процессов на территории, социально-экономического положения населения, имеющихся проблем осужденных, их причин и последствий, возможностей органов и учреждений, работающих с осужденными, состояния и тенденций развития социальной сферы в целом; согласование интересов, целей, действий взаимодействующих сторон между собой и ориентировка их на социальные интересы осужденных; контроль на всех этапах реализации управленческих решений; сбор полной, своевременной, адекватной информации; разработка и внедрение методических рекомендаций по оптимизации межведомственной работы в социальной сфере с целью повышения эффективности оказания социальных услуг; разработка нормативных документов, регламентирующих межведомственные отношения в совместной работе, внесение предложений в разработку законодательных актов, программ по совершенствованию социальной политики на территории; разработка комплексных программ совместных действий; разработка концепции PR-политики, формирование и поддержание связей со СМИ.

Предложенные пути оптимизации  межведомственного взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы, органов региональной власти, учреждений социальной сферы, общественных организаций при решении проблем социального сопровождения осужденных на территории взаимосвязаны и взаимозависимы, требуют комплексного внедрения в практику совместной работы.

3.2.2. Рекомендации  по кадровому обеспечению региональной системы  
организации социального сопровождения осужденных

Проблемы профессиональной компетенции сотрудников группы социальной защиты осужденных связаны с дефицитом соответствующих высококвалифицированных кадров в области социального сопровождения. Система подготовки специализированных кадров, которые могли бы решать социальные проблемы осужденных, так же, как и сама система организации социального сопровождения, находится в стадии формирования.

Современная социальная работа как относительно новый вид деятельности в уголовно-исполнительной системе нуждается в профессионалах новой формации. Это должны быть специалисты с богатым и разносторонним мировоззрением, обладающие знаниями в различных областях науки и практики, эрудированные в области современных технологий социальной защиты осужденных, форм и методов осуществления социальной работы, способные к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Основу профессиональной подготовки специалистов социальной работы должен составлять «Профессиональный  профиль специалиста по социальной работе в исправительном учреждении». В нем в сжатом виде изложены функциональные обязанности специалистов по социальной работе73.

Содержание профессионального  профиля позволяет составить  перечень (а затем — и профиль) компетенций, которыми должен обладать специалист. Аспекты практической деятельности специалиста по социальной работе в исправительном учреждении представлены как совокупность 5 компетенций:

  1. интеллектуальные техники, владение которыми является необходимым условием осуществления профессиональной социальной работы в уголовно-исполнительной системы;
  2. управленческая компетентность — навыки организационной и административной деятельности в области социального сопровождения;
  3. социальная компетентность — навыки взаимодействия с объектами и субъектами социального сопровождения;
  4. профессиональная компетентность — суммарный показатель практических умений в области социальной работы с осужденными;
  5. личная компетентность — требования к социально-психологическим особенностям личности как фактору профессиональной пригодности.

Информация о работе Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк