Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124
Разработчиком и координатором программы является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, соисполнителями — министерство здравоохранения Иркутской области, служба занятости населения, ГУФСИН России по Иркутской области, учреждения социального обслуживания.
В рамках программы осуществляется предоставление социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-экономических услуг, решение вопросов занятости и социально-правовых услуг, поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защита законных прав и интересов граждан. С этой целью создан «Единый банк лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в оказании помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации». Это лица, нуждающиеся в оказании срочной социальной помощи либо в направлении для временного проживания в учреждения социального обслуживания. Осужденным оказывается разовая помощь в отделениях срочного социального обслуживания (оказание материальной помощи, выдача одежды по сезону, горячее питание, оказание медицинской или юридической помощи, помощь в оформлении документов и др.). Информация «Единого банка данных» находится в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
На территории Иркутской
области находится
Серьезной проблемой с каждым годом остается решение вопросов о бытовом и трудовом устройстве лиц, категории «лицо без гражданства», освобождающихся из мест лишения свободы. Многие из осужденных выходят на свободу, не имея жилья, паспорта, утратив родственные связи. Эти люди становятся объектом внимания криминальных структур и в большинстве случаев вновь совершают преступление. Решение этой проблемы — открытие центров социальной реабилитации в ряде городов Иркутской области. Особенно остро стоит этот вопрос в отношении несовершеннолетних. Многие из них, встав на путь исправления, не желают возвращаться в семьи, где неблагоприятная обстановка может вновь вынудить подростка к совершению преступления.
В 2007 г. в г. Братске открыто областное государственное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации». Центр рассчитан на 35 мест, время пребывания граждан в «Центре социальной адаптации» до 6 месяцев. В данном реабилитационном центре предусмотрена социальная помощь не только лицам, утратившим социально-полезные связи, но и другим осужденным, которым необходима социально-правовая поддержка в виде оказания медицинской, психологической и юридической помощи (восстановление паспортов, трудовых книжек, военных билетов, трудоустройство, регистрация).
В целях эффективной организации
работы по оказанию помощи и содействия
в социальной адаптации и реабилитации
лицам, освободившимся из мест лишения
свободы и проживающим на территории Иркутской
области,
ГУФСИН России по Иркутской области принимает
участие в реализации утвержденного «Плана
мероприятий по оказанию помощи и содействия
в социальной адаптации и реабилитации
лицам, освободившимся из мест лишения
свободы и лицам, отбывающим наказания,
не связанные с изоляцией осужденного
от общества, проживающим на территории
Иркутской области
на 2012–2015 гг.». В рамках реализации Плана
мероприятий осуществляется предоставление
социально-бытовых услуг, социально-медицинских
услуг, социально-экономических услуг,
решение вопросов занятости и социально-правовых
услуг, поддержание или изменение правового
статуса, оказание юридической помощи,
защита законных прав и интересов граждан,
создание на базе областных государственных
образовательных учреждений условий для
получения основного, среднего (полного)
общего образования, начального и среднего
профессионального образования.
Сотрудники «Красного креста» регулярно приезжают в женские колонии, занимаются с осужденными женщинами по программе «Репродуктивное здоровье женщины», привозят в колонии медицинских специалистов для консультации женщин. При взаимодействии ГУФСИН России по Иркутской области и Иркутской областной общественной организацией «Российский Красный крест» с января 2008 г. при учреждениях ИК-2, ИК-4, ИК-11 и ИК-40 открылись социальные бюро, что является новой формой работы по социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных осужденных, которые готовятся к освобождению. Социальное бюро выезжает в колонии и берет на социальное сопровождение готовящихся к освобождению осужденных — из числа имеющих проблемы со здоровьем — и уже на свободе помогает им найти работу, временное жилье и продолжить начатое в колонии лечение. Финансирование осуществляет голландская гуманитарная неправительственная организация «СПИД Фонд Восток–Запад».
В настоящее время руководством ГУФСИН по Иркутской области направлены предложения в проект Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации на территории Иркутской области» об открытии специализированного центра для лиц молодежного возраста до 25 лет и создании службы социальных работников (Координационного совета) на территории районов Иркутской области для социального сопровождения граждан, находящимся в исправительных учреждениях и освободившихся.
Таким образом,
специалистами группы социальной защиты
осужденных проводится огромная работа
по социальному сопровождению
Для изучения действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных будет проведено социологическое исследование с помощью следующих методов: анкетирование осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Иркутской области и экспертный опрос специалистов, занимающихся вопросами социального сопровождения осужденных.
Долгое время считалось, что осужденные не могут быть объектом социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь специалистов социальной работы. Однако социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе предопределили внимание научной общественности к соблюдению прав человека, в особенности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Сегодня в осуществлении социального сопровождения осужденным имеется достаточно неразрешенных проблем: юридических, организационных, методических, материальных и т. п. Практики отмечают несовершенство законодательной базы, размытость функциональных обязанностей специалиста по социальной работе, недостаточное представление сотрудников и осужденных о содержании и смысле социального сопровождения, недостаточность финансовых средств для организации деятельности, отсутствие межведомственного взаимодействия между пенитенциарными, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, чья помощь объективно необходима.
Интерпретация и операционализация основного понятия исследования
Понятие «социальное сопровождение осужденных» включает следующие элементы:
На процесс социального сопровождения осужденных оказывают влияние следующие факторы: