Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современном мире молодёжь является стратегическим ресурсом, главным носителем будущего, основным источником инноваций. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств.
Введение……………………………………………….……………….…………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежи………………………………………………….………………………8
§1.1.Основные подходы к изучению молодежи как социальной группы…….8
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан…………….18
§1.3.Жизненные установки и инновационный потенциал
современной молодежи…………………………………………………...……..26
Глава 2. Содержание и актуальные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан…………………………………………….……...36
§2.1. Основные направления государственной молодежной политики Республики Башкортостан…………………………………………………..….36
§2.2. Федеральный и региональный аспекты молодежной политики……….53
§2.3 Актуальные проблемы и перспективы развития государственной молодежной политики Республики Башкортостан……………………..…….68
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованной литературы……………………………………….78
– маргинализацию молодежи, которая не может быть полностью интегрирована в социальную систему;
– наличие формальных обучающих институтов контроля (школы, колледжи, и др.)2.
Ш. Айзенштадт считал, что молодые люди по-своему стремятся к обретению чувства стабильности, чтобы как-то компенсировать социальный опыт изменений, к чувству собственного достоинства, чтобы как-то компенсировать социальный опыт безвластия. Молодежная культура – это некий результат этих стремлений, поскольку она обеспечивает ясный набор ценностей, позиций и поведенческих норм, которым нужно следовать, что бы ни происходило вокруг них. При помощи своих действий молодежная культура помогает молодому человеку почувствовать себя хорошо, как бы ни оценивали его действия окружающие. Функционалисты объясняют социальные институты в терминах социальных проблем и их культурных решений. Эти проблемы рассматриваются и описываются на напряжение, существующее внутри социальной структуры. Молодежная проблема заключается, таким образом, в маргинальном статусе молодых людей, а молодежная культура призвана ослабить их беспокойство, опасения и сомнения.
Для социологов, придерживающихся функционалистских традиций, самым важным в молодежной культуре были «коды» поведения и одевания (панки, хиппи и другие течения)1.
Позже функционалистская теория была дополнена исследованиями классовых различий в молодежной среде, в рамках которых исследовались особенности поведения молодежи, имеющей разный социальный статус.
Классовый подход сформировался у английских социологов, стремившихся к критике концепции общества «всеобщего благополучия», и у американских социологов, исследовавших девиантное поведение подростков в среде рабочей молодежи.
В отечественной социологии теории молодежи стали развиваться, начиная с 60-х гг. ХХ в. В 1968 г. В. Т. Лисовским было дано одно из первых определений понятия молодежь – «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».1
Развивая свои идеи, В.Т. Лисовский
в соавторстве с другими
Важным признаком, характеризующим молодежь как социально-демографическую группу, В.Т. Лисовский и его коллеги считают социальную зрелость: «такое положение личности в системе общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и ответственность и выполняет вытекающие отсюда обязанности», и в качестве основного критерия социальной зрелости подрастающего поколения выделяют достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильнойпрофессии2.
В.И. Добрынина, раскрывая понятие «молодежь», учитывая психофизиологические, экономические и социальные критерии. По ее мнению, молодежь находится в стадии формирования организма и психики, то есть, это физически и духовно не окрепшая возрастная группа. Молодежь только вступает в жизнь, становится, но еще не стала материально независимой, самостоятельной группой. Для нее характерна незаконченность процесса социальной адаптации, несформированность системы ценностных ориентаций3. В связи со всем этим молодежь выступает как наиболее динамичная часть общества. Некоторые современные авторы считают, что такие признаки характеризуют ее как некую инфантильную часть общества. Однако данные признаки действительно во многом характерны как для молодежи 60-х годов прошлого века, так и для современной молодежи.
Определение молодежи с философских позиций представил в начале70-х годов ХХ века В.Н. Боряз. «молодежь есть 1) объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; 2) биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; 3) процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; 4) достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи; 5) возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ – длительностью отдельных стадий развития1.
В.Н. Боряз считает молодежь специфической общественной группой, для которой характерны не только определенные возрастные границы, но и определенное познание общества и его закономерностей. Когда же процесс этого присвоения окончен, то представители данной группы перестают относить себя к молодежи.
В тот же период времени С.Н. Иконникова, занимаясь проблемами социального и социально-психологического анализа молодежи, приходит к выводу о том, что: молодежь - является социально-демографической группой, внутренне дифференцированной в соответствии с классовыми и другими признаками, включающей молодых людей от 16 до 30 лет; их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, общественными отношениями, классовым положением»1. В этом определении появляются возрастные границы молодежного возраста и основные ментальные признаки данной возрастной группы. Отрицательным в этом определении с современных позиций является тесная взаимосвязь с классовым подходом.
Большое внимание к изучению психологии молодежи как особой социально-демографической группы уделял И.С. Кон. Значительный интерес представляют его учебные пособия «Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности» и «Психология старшеклассника». И.С. Кон дает определение категории молодежь, определяя ее как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств2.
Н.А. Чистякова, во второй половине девяностых годов прошлого века, изучая социальные проблемы молодежи, определяет, что молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу3. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, то есть потенциальными сущностными силами молодого человека.
В.В. Павловский считает, что молодежь – это особая биосоциальная возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет, которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста1.
В постсоветский период развитие теорий молодежи продолжилось, но если на первом этапе 80-е-90-е гг. ХХ в изучение молодежной проблематики продолжалось на своеобразном стыке «западной» и «советской» идеологий, то уже к началу ХХI в. Появляются концептуальные работы Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, Т.И. Яковук и многих других авторов, которые в значительной степени обогатили теоретические представления о сущности и особенностях молодежи и молодежных движений.
И.М. Ильинский рассматривает молодежь- как явление социальное; социальность – неотъемлемый атрибут молодежи. Молодежь- часть различных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизводства2. При выработке концепции молодежи необходим социологический подход, который предполагает рассмотрение молодежи как части общества, и следовательно, изучение их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия; исследование молодежи в статике (состояние в данный исторический момент) в динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с прошлыми молодыми поколениями, то есть изучение процесса). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее учебы, труда, быта, отдыха, досуга, социального продвижения, а также стимулов для ее саморазвития. Своеобразие молодежи как социальной группы состоит в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом социальный смысл «взросления» молодежи. Достижение молодежью возраста, когда она начинает полностью обладать всей суммой и уровнем социальных связей и отношений, свойственных данному обществу, означает, что она стала полновластным субъектом и объектом общественного движения и тем самым отрицает сама себя как молодежь.
Исследователи Ковалева А. И., Луков В. А. и др. авторы рассматривали наиболее типичные подходы, встречающиеся в научной литературе, такие как:
─ психологический: молодость – это период развития человеческой личности между «половой зрелостью» и «полной зрелостью»;
─ социально-психологический: молодость – это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса;
─ конфликтологический: молодость – это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;
─ ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;
─ субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;
─ стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;
─ социализационный: молодость – это период социального роста, первичной социализации;
─ интеракционистский: молодость – это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. «Родитель» – ориентация на нормативное поведение, «взрослый» – ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» – спонтанность, непосредственность;
─ аксиологический: молодость – это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;
─ субъективный: молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;
─ процессуальный: молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования1.
Согласно современным
Таким образом, молодежь -
это специфическая социально-
§1.2 Социальный портрет молодежи Республики Башкортостан
На молодежный возраст приходятся главные социальные и социально-демографические события в жизненном цикле человека: вхождение в детский коллектив, начало и завершение общего образования, выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. По итогам всероссийской переписи населения 2010 года, данная категория населения в Республике Башкортостан представлена следующим образом:
Возможны и другие классификации категорий молодежи, например, с выделением в отдельные категории детей и подростков младших и старших возрастных групп.
Вступление страны на путь рыночных реформ отразилось на всех категориях населения, в особенности, на молодежи, которая в силу специфики своего статуса оказалась менее устойчива перед формирующимися в обществе новыми социально-экономическими, политическими и духовно-нравственными реалиями. Процесс перехода к рыночной организации общества обусловил проявление целого ряда противоречий в социализации различных категорий и возрастных групп молодежи.
В настоящее время, несмотря на вступление российского общества в этап устойчивого развития, большая часть молодого поколения, находясь на начальном этапе жизненного пути, имеет большой риск не получить должного образования, испытывает трудности, связанные с поиском работы и созданием семьи, попадает под влияние различных асоциальных и маргинальных групп.
В первую очередь это касается молодых людей в возрасте до 24 лет: учащихся общеобразовательных школ, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, которые не имеют достаточного профессионального и жизненного опыта.1
Социологические исследования показывают, что получение образования в значительной мере является важным для 53,0% опрошенных молодых людей, отчасти важно для 32,1%; повышение квалификации в значительной степени важно для 41,2%, а отчасти значимо для 38,8% молодых респондентов. В подтверждение данных показателей в настоящее время в 3125 общеобразовательных школах и школах-интернатах республики обучаются 541,3 тыс. детей и подростков, в 100 средних специальных и 17 высших учебных заведениях учатся соответственно 105759 и 156065 юношей и девушек.2
Информация о работе Современные проблемы молодежной политики в Республике Башкортостан