Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:51, реферат
Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.
Жизненный путь и общая характеристика творчества
Как рождаются и организуются группы
Основные разделы динамической общей социологии
Основные повторяющиеся социальные процессы
Анализ процессов
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
2. Почему и как социальные группы становятся организованными
3. Почему и как организованные группы дифференцируются, стратифицируются и обретают названия
4. Название и символ организованной группы
Кризис нашего времени в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина: пророчество о судьбах мира и России
Чувственный, идеациональный и интегральный социокультурный типы общественного строя Сорокина П.А.
Чувственная культура
Идеациональная культура
Интегральная культура
Культурно-динамические процессы и их причины в социальной динамике П. А. Сорокина.
Кафедра истории и социологии
РЕФЕРАТ
по социологии
на тему
«Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина»
Мурманск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
2. Почему и как социальные группы становятся организованными
3. Почему и как организованные группы дифференцируются, стратифицируются и обретают названия
4. Название и символ организованной группы
ВВЕДЕНИЕ
Основные теоретические
концепции Сорокина были направлены
на объяснение изменений в мире.
Среди них центральное место
занимает теория социокультурной динамики.
В ней заметно стремление социолога
проанализировать источники и движущие
силы социальных изменений и их диалектику
в обществе. Признавая большую
роль теорий, в которых подчеркивается
значение географического, биологического,
психологического факторов в социокультурном
изменении, он считает, что основные
достижения и основной взгляд принадлежат
социологическим теориям, которые
рассмотрели различные
Анализируя
общественную реальности в
В каждую
историческую эпоху, согласно
трактовке социолога,
Сорокин рассмотрел
исторический процесс через
Рассматривая
процесс перехода от
В соответствии
с концепцией социокультурной
динамики все люди так или
иначе вступают в систему
Центральная
категория в концепции
Социолог
стремился обосновать
«Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889—1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению американских социологов. Первые годы Американского периода деятельности он работал в Университетах штатов Минессота, Иллинойс, Висконсин, с осени 1930 г. - в Гавардском университете, где возглавил новый социологический факультет
Все творчество
в США выдающегося социолога
XX в. рассмотрено в рамках двух:
периодов — Миннесотского и
Гарвардского. В годы миннесотского
периода (1923—1930) им было написано
две крупные работы «
Последние
два десятилетия своей жизни
социолог занимается не только
научным творчеством, но и
«Структурная общая социология занимается структурой социального, культурного и личностного аспектов сверхорганического. Параллельно этому динамическая общая социология исследует 1) повторяющиеся социальные процессы и изменения 2) повторяющиеся культурные процессы и изменения и 3) процессы и изменения личности в ее связях с социальными и культурными процессами.
При изучении
социальных, культурных и личностных
процессов общая социология сохраняет
социологическую точку зрения генерализирующей
науки. Она исследует не специфические
и уникальные процессы, из
которых складывается жизнь
данной уникальной социальной группы,
а процессы, повторяющиеся в жизни
любой социальной группы прошлого,
настоящего и будущего. Нас не интересуют
все уникальные черты, из которых
образуется жизненный процесс Римской
империи, Гарвардского университета или
Методистской церкви. Вместо
этого нас интересуют социальные
процессы, повторяющиеся в жизненной
истории всех групп, в том числе
Римской империи, Гарвардского
университета и Методистской церкви.
Как в своем структурном анализе,
так же и здесь социология представляет
алгебру, а не арифметику социальных
наук. Подобно тому, как физиология
человеческих организмов изучает
базовые физиологические
II. Основные
повторяющиеся социальные
Конкретных форм
повторяющихся социальных процессов
в жизненной истории социальных
групп необычайно много. Детальное
их рассмотрение – задача специальных
социологий и монографических
1. Как и почему рождаются социальные группы.
2. Как и почему они организуются. Этот процесс распадается на ряд подпроцессов: а) как и почему в поведении их членов возникают официальные правовые нормы, возникают рекомендуемые, требуемые и запрещенные отношения; б) как и почему появляются внутригрупповая и межгрупповая дифференциация и стратификация с правительством и иерархией рангов и авторитетов.
3. Как социальные
группы сохраняют свою целостность,
идентичность и непрерывность
своего существования. Этот
процесс можно аналитически
4. Как и почему группы меняются.
5. Как и почему
группы изменяются иногда
6. Как и почему в межгрупповых отношениях происходят флуктуации войны и мира.
7. Как и почему
группы дезинтегрируются и
8. Как некоторые из групп возрождаются к жизни (регенерация).
Таковы основные процессы, повторяющиеся (за исключением позиции 8) в жизненных историях практически всех организованных групп, которые проходят полный цикл своей жизненной истории. Каждый из этих процессов и подпроцессов состоит, в свою очередь, из нескольких подподпроцессов. Совокупность этих процессов охватывает почти все базовые социальные процессы.
1. Почему и как рождаются социальные группы (процессы контакта и взаимодействия)
В более точной формулировке проблема состоит в том, почему и как прежде обособленные люди вступают во взаимодействие и, таким образом, становятся группой. Эта проблема отлична от вопроса о том, почему и как такая группа становится организованной.
Двумя общими и
постоянными причинами того, что
люди не остаются изолированными
друг от друга, они взаимодействуют
и образуют группы, в которых
протекает их жизнь, являются 1)
отсутствие самодостаточности
индивида и 2) неоценимые преимущества,
которые дает групповая жизнь
по сравнению с обособленной жизнью
для выживания человеческих индивидов
и человеческого рода, для развития
их творческого потенциала и для
выполнения их миссии – реализации
сверхорганического – на нашей планете.
Ни биологически, ни каким-либо иным образом
индивид не самодостаточен. В силу
крайне продолжительного младенчества
никто из новорожденных человеческих
младенцев не выжил бы, если бы о
нем не заботились на протяжении многих
лет другие люди. Без индивидов
другого пола стало бы невозможно
продолжение рода homo sapiens. Человеческий
индивид, особенно в условиях дописьменного
общества, не в состоянии
был бы в одиночку защитить себя
от нападений других животных и враждебных
сил. В одиночку он не мог бы многому
научиться и развить сколько-
Информация о работе Социальная и культурная динамика П.А. Сорокина