Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить основные тенденции, проблемы и перспективы развития социальной работы в системе образования.

В данной работе поставлены следующие задачи:
образовательное пространство как сфера социальной работы;
роль и место социального работника в образовании;
проблемы содержания социального образования;
организационные аспекты социального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В НЁМ…………………………………………………………….5
Образовательное пространство как сфера социальной работы……...5
Роль и место социального работника в образовании………………...8
Проблемы содержания социального образования…………………..14
Организационные аспекты социального образования……………...20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ……..24
Особенности, формы и методы социальной работы………………..24
Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков……………………………………………………………..34
Социальный работник и социальный педагог: сущность и различия………………………………………………………………. 35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...........44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая раб., Чекмарева Н.В..docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Количество детей со школьными  проблемами неуклонно растет и, по имеющимся  на 1996 г. данным, колеблется от 35 до 60%, достигая 80% в экологически и социально неблагополучных регионах10.

Попытка образовательного ведомства  решить проблему организационным путем  с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных  классов не дала видимых положительных  результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента  детей, с одной стороны, практически  невозможна, а с другой – не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.

Многообразные школьные трудности  имеют различные причины, а сложность  их выделения обусловливается их неоднозначностью, многовариантностью, наложением одной на другую, что  создает своеобразные сочетания  у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние)11. Некоторые авторы выделяют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.

К числу внешних факторов относятся  условия, в которых растет и развивается  ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно  отстают в функциональном и психическом  развитии, до гиперопеки, чрезмерного  внимания, тоже оказывающего отрицательное  воздействие.

В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние  на рост и развитие ребенка, как экологические  условия, педагогические факторы (недостаточная  квалификация педагогов, отсутствие необходимых  знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).

К числу эндогенных факторов, обусловливающих  школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение  состояния его здоровья и т.д.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят  от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ  и практических рекомендаций по организации  помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать  такую интеграцию в лице своих  специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и  учителями.

Социальная работа в школе становится тем более востребованной, чем  отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета  всех других аспектов воспитания, кроме  обучения и образования. Вследствие этого происходит противопоставление задач школы и семьи, школы  и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характеризуются  гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью. Однако, в свете социальных проблем, присущих школе, становится все более очевидной необходимость участия социальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной ситуации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащихся. При этом предусматривается использование социально-педагогических подходов и к процессу обучения, и к решению вопросов административного управления.

Социальный работник в школе  может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической  и конструктивной кооперации различных  учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся  не только к вопросам обучения и  образования, но и к процессам  демократизации, административно независимой  педагогической работы по решению традиционных и возникающих новых школьных проблем. Речь идет о способности  к критическому анализу и самостоятельности  участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлиянии и адаптации к  реалиям постоянно изменяющегося  окружающего мира.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают  сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции  к их устранению. На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы можно  определить следующие ее цели:

  • способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
  • развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;
  • способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;
  • участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей:

  • осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, одновременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учителей, которые проявляют понимание и интерес к их социально-педагогической работе;
  • оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздействовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.

Реализация этих целей означает установление институционной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социального работника школе, для  школы и для своих клиентов в рамках школы. Такой подход в  зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны  объединений, связанных с деятельностью  по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия  и вмешательства, сколько о более  широкой ситуации школьника.

На основании вышеизложенного  может сложиться впечатление, что  социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей возможность оставаться многогранной и свободной от догматических норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей основы.

В условиях школы применяются различные  смежные подходы, имеющие границы  и зоны воздействия, в которых  проявляются те или иные воздействия  социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.

Социальная служба в  школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:

  • выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
  • охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;
  • создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
  • оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
  • налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;
  • изучает общественное мнение в школьном коллективе;
  • организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
  • разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;
  • организует работу школьного телефона доверия;
  • способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.

Основными принципами деятельности социальной службы являются:

  • многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;
  • объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;
  • коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;
  • интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность – быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;
  • автономность – социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур;
  • репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;
  • адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

Его задачами являются:

  • раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
  • оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
  • проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;
  • обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

К основным направлениям социально-педагогического  модуля относятся:

  • социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;
  • социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;
  • социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;
  • социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

Школьная психологическая  служба. Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний. Поскольку современная практика образования имеет достаточно одномерную ориентацию (психологическая диагностика и помощь в конкретном случае, с одной стороны, и анализ социальных условий и социально-педагогическая активация – с другой), поскольку становится необходимым, чтобы в работе консультационной службы принимали участие, наряду с психологами, и социальные работники. Только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе.

Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам. К решению задач в рамках этой модели также присоединяется служба школьной благотворительности. Но в работе этой модели школьные социальные работники, как правило, не участвуют.

Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально  ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.

Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами; школьное самоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы, обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по «вторичной» социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию в жизни школы. Важно видеть роль школы в жизни не только учащегося, но и его родителей. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т. д. Различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.

Информация о работе Социальная работа в системе образования: тенденции, проблемы и перспективы развития