Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;
В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Нужно отметить, что
в понятие реабилитации Законом
включены не только медицинские мероприятия,
но и профессиональная ориентация,
обучение и образование, содействие
в трудоустройстве, производственная
адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая,
социально-психологическая и
Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.
В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.
В целях законодательного
обеспечения государственной
Отдельные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение также в Налоговом кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Градостроительном Кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Принят и введен в действие Федеральный закон, установивший систему социальных гарантий для лиц, пострадавших от испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.
Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.
Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.
Следует отметить,
что наиболее существенным недостатком
российского национального
Очевидно, что стратегическим
направлением реформирования государственной
политики в отношении инвалидов,
в том числе детей-инвалидов, является
переход от вопросов материальной поддержки
инвалидов к профилактике инвалидности,
обеспечению для инвалидов
Учитывая значение
образования для интеграции детей-инвалидов
в общество, целесообразно рассмотреть
более подробно вопросы законодательного
обеспечения равных возможностей на
получение образования для
По экспертным оценкам
в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих
в Российской Федерации (4,5% от их общего
числа), относятся к категории
лиц с ограниченными
Закон Российской Федерации
«Об образовании» учитывает особые
потребности людей с
Гражданам Российской
Федерации гарантируется
В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Законом установлено разнообразие форм получения образования, в том числе экстернат, семейное образование (с последующей аттестацией в форме экстерната). Допускается сочетание различных форм.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации.
Дети и подростки
с отклонениями в развитии направляются
в указанные образовательные
учреждения органами управления образованием
только с согласия родителей (или
иных законных представителей) по заключению
психолого-медико-
Для инвалидов и людей, имеющих родителей инвалидов имеются льготы при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Граждане Российской
Федерации имеют право на получение
впервые бесплатного начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального профессионального
образования и на конкурсной основе
среднего профессионального, высшего
профессионального и
Причем, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, граждане вправе неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости.
Еще одним основополагающим
нормативно-правовым актом в сфере
образования является Федеральный
закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании». Он также
обязывает государство
Федеральным законом
«О библиотечном деле» подтверждена
государственная поддержка
Таким образом, право
лиц с ограниченными
Вместе с тем
экспертами отмечается, что необходимы
дополнительные законодательные средства
для полного обеспечения прав
лиц с ограниченными
Образование является важным фактором социализации человека, его жизненных возможностей, обеспечения благосостояния, включения в общественную жизнь. Для людей с ограниченными возможностями здоровья возможность получить образование имеет особое значение. Это подтверждается и такими данными, что лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60%. Среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, имеющего один из самых высоких рейтингов среди российских вузов, где создана непрерывная система образования для слабослышащих, 100% выпускников трудоустраивается.
Таким образом, необходимо обеспечить более полный охват детей-инвалидов профессиональным образованием.
На законодательном
уровне была предпринята попытка
решения проблемы образования лиц
с ограниченными возможностями
через принятие специального закона
«Об образовании лиц с
Проект закона был внесен в Государственную Думу в 1997 году членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, М.Б. Машковцевым и депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Д.Н. Абраменковым, З.И. Воронцовой, Т.В. Плетневой, О.П. Гришкевичем.
Разработчики законопроекта
обосновывали необходимость его
принятия тем, что в специальных
средствах образования
Причины подобного положения виделись как в трудностях перехода от плановой экономики к рыночной, так и в недостаточном уровне правового регулирования данной сферы.
По мнению разработчиков законопроекта, принятие Закона о специальном образовании позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм:
· государственную политику в области специального образования;
· компетенцию Российской
Федерации и субъектов
· право лиц с
ограниченными возможностями
· формы получения специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т. д.);
· типы и виды специальных
образовательных учреждений в соответствии
с уровнем и направленностью
реализуемых ими
· особенности аттестации
лиц с ограниченными
· порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения;
· особенности реорганизации
и ликвидации, а также особенности
лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений
для лиц с ограниченными
Законопроект получил
отрицательный отзыв
Но самое главное - принятие указанного законопроекта требовало дополнительных затрат в сумме около 1 трлн. рублей (в ценах 1997г.), в то время как источники финансирования законопроектом определены не были.
После принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, законопроект был отклонен Президентом России в 1999 году, а в 2004 году снят с рассмотрения Государственной Думы, несмотря на обращения ряда региональных органов законодательной власти и общественных организаций инвалидов с просьбой возобновить работу над законопроектом.
В 2002 году Парламентской
Ассамблеей стран СНГ был принят
Модельный Закон «Об
Закон определяет понятия ограниченные возможности здоровья, полное государственное обеспечение, интегрированное образование и другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.
Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями