Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;
Развивается сеть специальных учреждений профессионального образования, внедряются новые технологии и методики профессионального обучения людей с ограниченными возможностями в обычных учреждениях среднего профессионального образования и вузах.
Большое значение имеет
внедрение новых технологий. Современные
методы диагностики позволяют выявлять
большинство отклонений в развитии
ребенка в возрасте до 3-х лет.
При этом специальные коррекционно-
В 1999 году по решению
коллегии Минобразования России, посвященной
вопросам совершенствования специального
образования, акцент в работе с детьми
с ограниченными возможностями
здоровья был перенесен на дошкольный
возраст. На заседании коллегии была
одобрена Концепция реформирования
системы специального образования,
предусматривающая создание единой
государственной системы
В целях разработки
и внедрения государственной
системы раннего выявления
По состоянию на 1 января 2006 года в системе дошкольных образовательных учреждений работа по обучению, воспитанию и коррекции ведется в 10,474 тыс. детских садах и группах компенсирующего вида с 447,2 тыс. детей. Из них детских садов и групп для детей:
· с нарушением слуха – 158 (5,2 тыс. чел.);
· с нарушением речи (при сохраненном слухе) – 7549 (272,5 тыс. чел.);
· с нарушением зрения – 539 (37,3 тыс. чел.);
· для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) – 270 (12,7 тыс. чел.);
· с нарушением опорно-двигательного аппарата – 586 (39,3 тыс. чел.);
· санаторного типа для детей с туберкулезной интоксикацией – 872 (46,5 тыс. чел.);
· других профилей 559 (33,8 тыс. чел.).
По информации Минобрнауки России сеть специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательных школ индивидуального обучения детей-инвалидов на дому. Всего их в 2005/2006 учебном году по данным Федеральной службы статистики было 1946 с общим контингентом обучающихся свыше 236 тыс. человек (более 20 из них - школы индивидуального
обучения)22. Обучение и коррекция развития в данных учреждениях реализуется по 15 учебным программам.
Предусмотрена возможность
обучения детей с выраженной умственной
отсталостью и детей с
Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.
Долгое время
государственная политика была ориентирована
на содержание детей с ограниченными
возможностями в интернатах, обучение
и воспитание таких детей исключительно
в условиях специального (коррекционного)
образовательного учреждения. По мнению
экспертов, это ведет к углублению
неравенства людей с
Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение общества к инвалидам на более позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.
Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования в практику. В настоящее время почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми.
Кроме того, свыше 100
тыс. детей, имеющих легкие нарушения
звукопроизношения или
В специальных (коррекционных)
классах при
Необходимо отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих детей инвалидов и создания условий, позволяющих воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.
Тем не менее, в России на 1 января 2006 года в 254 домах ребенка находилось 20,6 тыс. детей, функционировало 1373 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии, (в которых обучалось 167 тыс. детей), из них 224 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии – сирот (в которых обучалось 20,6 тыс. детей).
В связи с новыми социальными требованиями к системе образования повышается значимость деятельности по психологическому обеспечению образования.
Создана служба практической психологии на всех уровнях системы образования (от дошкольного до высшего), которая призвана оказывать первичную и специализированную помощь участникам образовательного процесса, осуществляет их психологическое просвещение, профилактику, диагностику, коррекцию, консультативную деятельность.
Деятельность службы
основывается на принципах коррекционно-
Нужно также отметить,
что подготовка специалистов для
системы специального (коррекционного)
образования ведется на факультетах
или отделениях коррекционной педагогики
(дефектологии) в 33 вузах страны и 17
образовательных учреждениях
Большая роль в совершенствовании
коррекционно-образовательного процесса
отводится системе повышения
квалификации. В настоящее время
в стране функционирует 94 учреждения
дополнительного
Качество жизни
людей с ограниченными
По данным Минздравсоцразвития России изучение потребности инвалидов в профессиональном образовании выявляет высокий процент выдачи рекомендаций по профессиональной подготовке и переподготовке на производстве – примерно 36% в среднем по России. Примерно 20% составляют рекомендации по обучению в учреждениях профессионального образования общего типа. В соответствии с законодательством создаются специализированные профессиональные образовательные учреждения и соответствующие условия в учреждениях общего типа для осуществления интегрированного образования. В настоящее время, в связи с изменением структуры производства, существует потребность в переобучении и переквалификации инвалидов старших возрастов.
В системе социальной
защиты населения действует 45 учебных
заведений для людей с
По данным Министерства
образования и науки Российской
Федерации в государственных
образовательных учреждениях
На основе конкурса Министерством образования с 2003 года созданы 18 учебно-методических центров по среднему профессиональному образованию (2-3 в каждом федеральном округе) и 26 учебно-методических центров по начальному профессиональному образованию инвалидов (по 2-4 в каждом округе страны).23
Каждый 5-й инвалид стремится в настоящее время получить высшее образование. Вместе с тем, только 1% от общего числа инвалидов заканчивают вузы.
Поэтому необходимо
предпринимать специальные меры
для обеспечения возможности
реализации прав инвалидов на получение
высшего профессионального
· обеспечение доступности, создание безбарьерной среды;
· распространение интегрированного обучения;
· обеспечение медико-
· использование современных методов обучения;
· создание системы профориентации на основе качественного образования;
· учет потребностей рынка труда и помощь в трудоустройстве.
В ноябре 2003 года, в
соответствии с приказом Минобразования
России «О совершенствовании
Это следующие вузы:
· Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (по работе с инвалидами по слуху), который ведет работу в том направлении с 1934 года,
· Московский государственный
гуманитарный институт-интернат (по работе
с инвалидами, имеющими нарушения
опорно-двигательного аппарата)
Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями