Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;
· Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге (по работе с инвалидами по зрению).
· Новосибирский
государственный технический
· Московский педагогический
государственный университет –
экспериментальная площадка по высшему
профессиональному
Кроме того, созданы учебно-методические центры и экспериментальные площадки по обучению инвалидов в каждом федеральном округе.
Большое значение для
расширения возможностей инвалидов
получать высшее образование имеет
внедрение новейших технологий. Так
Северо-западный государственный заочный
технический университет
В Челябинском государственном университете с 1992 года действует система интегрированного обучения инвалидов. В настоящее время 200 студентов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и др.) обучаются на 14 факультетах университета. На базе Интернет-сайта Челябинского государственного университета, создан специализированный сайт, на котором размещены адреса образовательных учреждений, где получают профессиональное образование всех уровней студенты с ограниченными возможностями, а также осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы.
Например, в Москве
опыт обучения студентов с ограниченными
физическими возможностями
Многие специалисты
отмечают, что часто юноши и
девушки, получившие общее полное образование
в специальных учреждениях, трудно
адаптируются к получению профессионального
образования в обычных
В то же время предпринимаемых усилий недостаточно. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие профессионального образования для инвалидов.
4. Наиболее острые проблемы детской инвалидности
Обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет целый ряд существенных проблем.
Недостаточно развита
практика в области судебной и
административной деятельности, направленная
на реализацию прав инвалидов. Сложно
обеспечивать права инвалидов с
тяжелыми формами заболеваний из-за
ограничения в передвижении и
недоступности судов и
Многие инвалиды России не информированы о своих правах, порой информация носит неполный характер.
Актуальна проблема врачебной ошибки и халатности медицинского персонала, невыполнение правил в отношении больного (как одна из причин инвалидности).
Несмотря на то,
что Россия в соответствии с Конституцией
страны - социальное государство, в
котором гарантируется
Проблемы, прежде всего, связаны с наличием барьеров, мешающих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Потребности таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Инвалиды - колясочники живут, зачастую, в неприспособленных жилищах, при отсутствии лифтов и пандусов, в результате не могут из-за наличия ступеней покинуть жилище, или попасть в образовательное учреждение. Неприспособленность общественного транспорта, препятствует его использованию инвалидами.
Глобальной тенденцией,
является и тот факт, что инвалиды
составляют значительную часть малообеспеченного
населения во всех странах, не исключая
Россию. Значительная часть детей-инвалидов
воспитывается в неполных семьях,
чаще всего без отца, и, как правило,
такие семьи относятся к
В настоящее время
имеются многочисленные проблемы в
обеспечении комплексной
В этой работе принимают участие как минимум семь структур. Это администрация региона и муниципалитета, бюро медико-социальной экспертизы, органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, юстиции, а также общественные организации инвалидов и родителей. В результате семьи с детьми инвалидами испытывают трудности в получении нужной социальной поддержки, не зная, в какое учреждение следует обращаться по каждому конкретному вопросу.
Серьезные проблемы
связаны с деятельностью
Еще один блок проблем возник в связи с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ о «монетизации» льгот.
Дети-инвалиды переживают общие со взрослыми инвалидами трудности в обеспечении бесплатными лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, в своевременном, достаточном и качественном обеспечении техническими средствами реабилитации.
Недостаточно развита
сеть специальных
Имеет место дефицит
профессионально подготовленных кадров
для системы социального
Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся. Нет специальных пособий, учебников, программ.
Определенный пласт
проблем сложился в сфере образования
детей с ограниченными
Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Например, по данным Федерального агентства по образованию только половина детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в адекватных условиях. Высокая наполняемость групп (25-30 человек) приводит к повышению утомляемости, истощению нервной системы обучающихся, трудностях в освоении программы.
Кроме того, образовательные
учреждения профобразования для
инвалидов не равномерно распределены
по территории страны. Например, в республиках
Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания,
в областях Амурской, Белгородской,
Камчатской, Сахалинской, в Еврейской
автономной области, Корякском, Ханты-Мансийском,
Ямало-Ненецком автономных округах
вопросы профессионального
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Решение проблемы профессионального
образования людей с
Так, например, по информации МГТУ им. Н.Э. Баумана, на обучение слабослышащего студента требуется в 2-3 раза больше средств, чем на подготовку обычного, это справедливо для всех уровней образования. Необходим сурдо-перевод, специальные экраны для видеотрансляций лекций и сканеры. Срок обучения таких студентов на 1 год длиннее, чем обычно. Преподаватели должны иметь специальные навыки.
Руководители регионов зачастую не хотят вкладывать средства в интернатные и образовательные учреждения для инвалидов, так как это большие вложения в обеспечение нужд небольшого контингента населения.
Проблемы профессионального
образования инвалидов, тесно связаны
с получением ими среднего образования.
С 1 января 2005 года, в связи с принятием
Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г., вступили
в действие новые редакции Закона
Российской Федерации «Об образовании»
и Федерального закона «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании».
Теперь вопросы обеспечения права
лиц с ограниченными
Предстоящие реформы образования в части введения профильного образования, подушевого финансирования образования, единого государственного экзамена, реструктуризации сельских школ и другие слабо учитывают потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Так, например, сокращение
сети сельских школ может значительно
снизить возможности детей-
Принятый в 2007 году Федеральный закон о введении ЕГЭ не учитывает особые потребности инвалидов. Сначала в целом по России инвалиды проходили вступительные экзамены в учреждения профессионального образования в традиционной форме26. В то же время эксперимент, проведенный органами управления образованием Ленинградской области и Санкт-Петербурга, показал, что ЕГЭ может открыть перед детьми-инвалидами новые возможности. В настоящее время инвалидам предоставляется возможность сдавать ЕГЭ на добровольной основе либо в традиционной форме27.
При переходе на подушевое финансирование образования, при введении новых форм оплаты труда педагогов, когда заработок ставится в зависимость от нагрузки и качества выполняемой работы, необходимо предусмотреть особые меры, способствующие развитию интегрированного (совместно со здоровыми детьми) обучению инвалидов. Пока разработанная Минобрнауки России Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования не достаточно учитывает фактор введения в школах интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В законодательстве
не оговорена возможность
Потребности инвалидов
не интегрированы в общее
Установка пандусов и лифтов в вузах, где осуществляется обучение инвалидов – колясочников, также требует значительных затрат, более того все аудитории, помещения, проходы, должны позволять таким студентам перемещаться свободно. Зачастую вузы, работающие на включение людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, осуществляют переоборудование помещений за счет внебюджетного финансирования.
Проблема соблюдения
прав детей-инвалидов в Российской
Федерации поднималась в
Новейшие данные о проблемах обеспечения прав детей-инвалидов содержатся в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год «О соблюдении прав детей инвалидов в Российской Федерации» (далее именуется – Доклад).
Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями