Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Вложенные файлы: 1 файл

дети с огранич возм-ми.docx

— 130.30 Кб (Скачать файл)

В Докладе отмечается нестабильность семейных отношений, связанных  с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка зачастую ведет  к распаду семьи. В 50% случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать  ребенка, 32% отцов никогда не встречаются  со своими детьми. Мать одна вынуждена  нести все бремя забот о  ребенке-инвалиде. По данным статистики расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72% семей с детьми-инвалидами.

В рассматриваемом  Докладе обращает на себя внимание жесткость оценок, касающихся положения  детей-инвалидов в Российской Федерации  и соблюдения их прав.

В нем содержатся выводы, что ряд основополагающих требований международных актов  в отношении детей-инвалидов пока еще не нашел своего отражения  в российском законодательстве.

Нарушается конституционное  право на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов. Отсутствует  действенная государственная система  поддержки семей, воспитывающих  детей-инвалидов, что остается серьезной  проблемой и является одной из главных причин социального сиротства  детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения. Нередко в этих учреждениях дети подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство. Отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В Докладе отмечается, что основными причинами несоблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации являются:

· традиционный приоритет  государственной поддержки направления  в интернаты детей с нарушениями  развития, по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);

· неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

· непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

· лишение большинства  семей, в результате принятия Федерального закона о «монетизации» льгот  № 122-ФЗ, возможности обращаться в  негосударственные организации, которые  дополняют (а иногда заменяют) государственную  инфраструктуру помощи детям.

В Докладе приводятся следующие данные о нарушении  права детей-инвалидов жить и  воспитываться в семье: 29 тысяч  детей-инвалидов постоянно живут  в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.29

Основная причина  этого - неприемлемые социально-экономические  условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Государственная политика в отношении детей с выраженными  аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете «изъятия»  их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство  продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку  семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше.

К Уполномоченному  по правам человека поступает информация о том, что детей-инвалидов с  расстройствами психики и нервной  системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких  детей 95 тысяч) не принимают в детские  сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах  и отделениях социального обслуживания.

Несмотря на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.

Родителям чаще всего  совершенно невозможно получить для  своих детей, имеющих серьезные  психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги. Им очень трудно противостоять  настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов  социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства.

В Докладе отмечается, что право каждого ребенка  воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса  Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения  родителей. Для реализации этого  права необходимо предпринимать  меры к развитию различных форм альтернативного  семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся  в интернатных учреждениях.

В Докладе Уполномоченного  по правам человека отмечается, что  особо остро стоит вопрос о  нарушениях прав детей-инвалидов - воспитанников  интернатных учреждений.

Приводятся данные, что в ходе проверок, проведенных  специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в  течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей установлены факты использования  труда воспитанников без оплаты, грубых нарушений права детей  на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.

Особо тяжело положение  детей, находящихся на «постоянном  постельном режиме», а также детей, содержащихся в отделениях для «необучаемых». Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих  ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на «постоянном постельном режиме»  находилось 17,2% детей (4 917 детей), а к  категории «необучаемых» относилось 37% детей (10 461 детей).

Согласно данным Доклада в детских домах-интернатах нарушается право детей, нуждающихся  по состоянию здоровья в медицинском  уходе, на получение соответствующей  медико-социальной помощи и медицинского ухода, которые должны оказываться специалистами, что предусмотрено частями 1 и 2 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». В связи с тем, что ставки палатных медсестер не установлены, уход за детьми осуществляют санитарки-мойщицы или младшие медсестры, которые не являются специалистами, что противоречит постановлению Минтруда России от 27 августа 1997 года № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации».

Проверки, проведенные  аппаратом Уполномоченного по правам человека показали, что имеют место многочисленные факты, когда к детям «в дисциплинарных целях» применялись сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без их письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В Докладе отмечается, что широко распространена практика неправомерного помещения детей  в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку  по достижении совершеннолетия их переводят  в аналогичные интернаты для  взрослых. Одна из причин этого явления, это использование устаревшей инструкции «О медицинских показаниях и противопоказаниях  к приему в дома-интернаты», утвержденной в 1978 году и до сих пор еще не пересмотренной Минздравсоцразвитием России.

Вместе с этим администрации спецучреждений не выполняют требования статьи 43 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которым они обязаны не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении. Формулировки диагнозов, указанные в заключениях психолого-медико-педогагических комиссий, во многих случаях не согласуются между собой и не соответствуют Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ). К тому же врачи учреждений по-прежнему не всегда используют МКБ для установления и формулировки медицинских диагнозов, а также международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка.

Значительная часть  детей, проживающих в детских  домах-интернатах, по достижении 14-летнего  возраста ограничиваются в дееспособности в судебном порядке с нарушением действующего законодательства. Так, в нарушение части 1 статьи 284 ГПК РФ судебные заседания по поводу ограничения дееспособности проводятся в отсутствие детей, несмотря на то, что состояние здоровья и возраст многих из них позволяет им присутствовать в суде. Нарушается также часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В противоречии с ней судебные решения об ограничении дееспособности выносятся на основании лишь того, что несовершеннолетние страдают психическими заболеваниями и уже находятся в учреждениях социального обслуживания.

В домах-интернатах нарушается право детей на частную  жизнь. Так, нередко дети и подростки  не имеют личных вещей, в том числе  одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности  крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться.

Дети, проживающие  в детских домах-интернатах, полностью  зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Так, в ходе проверок, проведенных в течение 2005 года, Уполномоченным выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областях. В ходе проверок дети жаловались на применение по отношению к ним психологического и физического насилия со стороны некоторых воспитателей и санитарок. Их били, заставляли старших подростков раздеваться в присутствии других лиц, стоять на коленях.

Отмечается, что  работа по установлению правового статуса  детей и оформлению необходимых  документов в некоторых детских  специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных  прав воспитанников. Одной из причин незащищенности детей в детских  домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.

О необходимости  создания системы общественной инспекции  в данной сфере неоднократно заявляли общественные правозащитные организации, эти предложения были поддержаны Комитетом ООН по правам ребенка  и нашли свое отражение в его  рекомендациях Правительству России 1999-го и 2005 года.

5.  Предложения по обеспечению прав детей-инвалидов

Основными причинами  нарушения прав детей-инвалидов  и их фактической дискриминации  являются:

· ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

· несовершенство законодательной  и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов  в частности) в России;

· недостаточная  с точки зрения поставленных целей  финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так  и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;

· недостаточное  понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории  российских граждан.

Для устранения указанных  причин представляется необходимым:

· усиление прокурорского  и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;

· качественное улучшение  судебной защиты их прав; изменение  финансовой политики государства в  направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов;

· модернизация системы  образования с целью обеспечения  обучения и воспитания детей-инвалидов  в общеобразовательных и специальных  учреждениях по месту жительства, в условиях проживания в семье.

Законодательные меры:

1. Принять Федеральный  закон «О внесении изменений  в Закон Российской Федерации  «Об образовании» (в части обеспечения  права на образование лиц с  ограниченными возможностями здоровья), устанавливающий:

· право детей  данной категории на получение коррекционной  помощи в раннем детском возрасте;

· механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными  возможностями здоровья в образовательных  учреждениях различных типов  и видов, в том числе в общеобразовательных;

· расширение перечня  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений, в том числе включение  в него воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями  эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками;

· обязанность бюджетов субъектов Российской Федерации  финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями  здоровья, в том числе затраты  на создание специальных условий  для их обучения и воспитания в  общих и специальных образовательных  учреждениях, а также содержать  обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных  учреждениях.

2. Внести в Федеральный  закон «Об основах социального  обслуживания населения в Российской  Федерации», в Федеральный закон  «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов», в Федеральный закон «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации», в Закон Российской  Федерации «Об образовании» изменения  и дополнения, предусматривающие:

Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями