Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Содержание

Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маргиналы.docx

— 162.63 Кб (Скачать файл)

Будучи, может быть, слабее остальных (хотя это следовало  бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как  отстают и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак либо прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и  в то же время он калека посреди  себе схожих- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в  самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение  личностей и групп, находящихся  на 
«окраинах», на «обочинах» либо попроту за рамками характерных для данного общества главных структурных подразделений либо господствующих социокультурных норм и традиций.

Ученые направили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значимая и притом очень  активная часть американского общества 
(этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что 
«маргинальные» не лишь ограничены в собственных статусных позициях, но и тотчас оказываются не в силах воплотить творческие способности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, постоянно  бывает очень напряженной и по-различному реализуется на практике. Она может  быть источником неврозов, деморализации, личных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной  и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. 
Ретроспективный взор на историю мировой культуры указывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новейшие формы художественного отображения мира) во многом должны своим возникновением конкретно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних  десятилетий дали проблеме маргинальности отменно новейшие очертания. Урбанизация, массовые передвижения, интенсивное  взаимодействия меж носителями разнородных  этонокультурных и религиозных  традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на популяция средств  массовой коммуникации - все это  привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов  людей. На переломе 70-80-х гг. Выявилось, что стало уже нереально выражать и отстаивать, используя интересы этих больших людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные  формы общественного управления (гос. Университеты, политические партии, традиционные церковные иерархии и  т.Д.). 
конкретно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» публичных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- Движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной публичной жизни конкретно маргинализированных групп.

Заключение

Маргинальность - это  не состояние автономии, а итог конфликта  с общепринятыми нормами, выражение  специфичных отношений с имеющимся  публичным строем. Маргинальность не возникает вне резкого настоящего либо вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совсем разных маршрута: 
- или разрыв всех обычных связей и создание собственного собственного, совсем другого мира; 
- или постепенное вытеснение (либо насильственный выброс) за пределы законности.

В любом варианте, будь то итог «свободного» выбора либо же следствие процесса деклассирования, который провоцируется испуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку  мира, а как бы его омуты, теневые  стороны. Общество выставляет отверженных  напоказ, чтобы подкрепить свой собственный  мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.

Наличие важных маргинальных слоев становится серьезной опасностью для публичной морали, общественного  развития страны.

перечень литературы

1. Социальная стратификация  русского общества. Ред. Д.Филос.Н., Проф.

Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003

2. Петров Д.В.  «Использование понятий маргинальности  и лиминальности в исследовании  молодежных субкультур» // Петров  Д.В. Молодежные подкультуры - Саратов, 1996

3. Рожанский М.  «Маргинальная Россия» // Дружба  народов -1998-№2

4. Дахин В. «Государство  и маргинализация» // Свободноая  мысль 1997 - №4

 
-----------------------

[1] Рожанский М.  «Маргинальная Россия» // Дружба  народов -1998-№2. С. 17

[2] Социальная стратификация  русского общества. Ред. Д.Филос.Н., Проф. 
Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003. С. 9

 

 

 

Введение 

Маргинал - слово  это (от латинского «маргиналис» -- пограничный) означает людей, выбившихся из одной  социальной группы и не до конца  интегрировавшихся в другую. Если хотите, людей на пограничье. Такая  прослойка возникает, когда идет резкая и масштабная ломка привычных  социальных структур: именно это и  происходило в России в эпоху  Александра II и затем Витте и  Столыпина.

Есть давно подмеченный  парадокс. Реформы всегда дают эффект спустя некоторое время -- когда сработает  их коэффициент полезного действия. В ходе же самих реформ чаще всего  наиболее сильно ощущаются как раз  их побочные, негативные последствия -- не случайно у китайцев самое жуткое проклятие: «Чтоб вам жить во времена  реформ!» Причина здесь не только и не столько в экономических  факторах, сколько именно в социально-психологической  ломке и общества в целом, и  многих конкретных его членов в частности. Помните у Н. Некрасова: «Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася: -- одним концом по барину, другим по мужику!» 

Именно в такие  годы появляется -- и это неизбежная болезненная плата за реформы, зачастую угрожающая обществу, -- множество людей  с пограничной психологией, с  характерным промежуточным менталитетом.

Мы живем в  постоянно развивающемся обществе, вращаясь в различных социальных сферах, принадлежим к различным  социальным группам. Огромное влияние  на нашу жизнь оказывают политика и экономика, тот социальный строй, в который мы попадаем, живя в  России. Несомненно, все историко-политические моменты и перемены в жизни  общества находят отклик в душах  людей, а деятели литературы и  искусства обладают талантом особым, благодаря чему мы имеем возможность  узнавать интересные факты и вникать  в глубокий анализ жизни различных  людей в различные исторические периоды.

Сегодня поговорим  немного о том, как русские  писатели описывали маргинальную среду, преимущественно обратимся к  творчеству Михаила Булгакова, создававшего свои произведения в начале XX века, в период становления большевистской власти.

1. Сущность понятия «маргинальность»

1.1 Понятие «маргинальность»

Попытаемся дать определение  понятию «маргинальность». Начнем со словарных источников. Ни в словаре  Даля, ни в словаре Ожегова, ни в  словаре Брокгауза и Эфрона, ни в БСЭ слова "маргинал" нет.

Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова:

Маргиналии (от лат. marginalis находящийся  на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф. - заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки") Словарь  иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980. С. 48..

Маргиналии (новолат marginalis - находящийся на краю, от лат margo - край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в  научной литературе Энциклопедический  словарь ГНИ «СЭ». М., 1963..

И лишь только в пору предреволюционной  осторожной вольности появляется следующее  определение маргинальности:

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю, от лат. margo - край, граница), социологическое  понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток  на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал  этим понятием положение мулатов  и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие  М. распространения не получило «Философский энциклопедический словарь», «Советская энциклопедия», М., 1983..

Однако в современное  время понятие «маргинал» получило широкое распространение. По заданному  понятию в интернете находится  огромное количество документов. Так  что же оно обозначает в сети?

Маргиналы - обозначение  личностей, социальных слоев или  групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного  общества основных структурных подразделений  или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример - перемещение  сельских жителей в города, которое  не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Экономический словарь..

Обратим внимание на то, что  за 17 лет между словарями маргиналы  сдвинулись из середины общества на его  границу.

Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям  и образу жизни другой В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. .

Таким образом, ключевой характеристикой  понятия «маргинальность» является «внесистемность». Маргинал находится  вне социальной структуры, т.е. не принадлежит  к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Как  таковой маргинал не принадлежит  ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

Понятие «маргинал» оценить  нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо», и  «плохо», но современники об этом, как  правило, знать не могут. Не имеет  данное слово и постоянного обозначаемого  им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может  и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 62..

Маргинала можно рассматривать  с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка  господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал - это тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые  не имеют ни «прошлого», ни «будущего».

Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе Там же.:

· консервирующую;

· развивающую;

· разлагающую.

В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые  не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура - это всегда сохранение прошлого. Тем более что  никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем, как  говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Хотя, конечно, консерватор  тормозит развитие. Но не слишком, так  как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры.

Кроме того, обществу нужен  и маргинал-человек будущего. Так  как именно такие люди нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, которые будут необходимы следующим поколениям, которые «откроют»  своих предшественников и воздадут им должное.

Таким образом, мы пришли к  выводу, что маргинал довольно сложное  в определении понятие. Но все  же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры  и культуры.

1.2 Теория маргинальности  в современной социологии

Как уже было отмечено, интерес  к проблеме маргинальности заметно  возрастает в годы перестройки, когда  кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни.

Обращение к теме маргинальности начинается с углубленного исследования этого феномена в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления его в контексте современной  российской реальности. Стремительное  изменение последней существенно  меняет акценты в формировании взглядов на «российскую маргинальность»  до рубежа 90-х годов (на «взлете» перестройки), после «революционной ситуации» 1991 года и после некоторой стабилизации процессов трансформации в середине 90-х Маргинальность в современной  России / коллективная монография. М. 2000. С. 33..

Следует отметить, что традиция понимания и использования самого термина в отечественной науке  связывает его именно со структурной  маргинальностью, т.е. концепцией, характерной  для Западной Европы.

Структурная маргинальность - относится к политическому, социальному  и экономическому бессилию некоторых  лишенных избирательных прав и/или  поставленных в невыгодное положение  сегментов внутри общества Там же. С. 25..

В дальнейшем же маргинальность осознается как социальный феномен, характерный именно для нашей  реальности. В совместной советско-французской  работе, Е. Рашковский находит тот  ракурс проблемы маргинальности, который  больше всего волновал советское  общество в первые годы перестройки. Он связан с начавшимся на переломе 70-80-х годов активным процессом  становления так называемых «неформальных» общественных движений. По мнению автора, они были призваны выразить интересы маргинализированных групп Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 147..

Особо в работах советских  авторов подчеркивается политический аспект проблемы маргинальности. Особенно ярко это выражено в работах Е. Старикова. Советское общество предстает  маргинализированным изначально, фактом маргинального «первородства» (революция, гражданская война). Источники маргинализации - массовые процессы мобильности и  формирование «азиатской» парадигмы  общественного развития, разрушение гражданского общества и господство редистрибутивной системы (которую  автор называет «социальной имитацией»). Размывание социальных связей и потеря социально-классовых позиций имеет  скорее не экономическую, а социально-психологическую  основу - разрушение профессионального  кодекса чести, трудовой этики, потерю профессионализма Стариков Е. Маргиналы  и маргинальность в советском  обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4. С. 142-155..

Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры