Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа
Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы
4. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
5. Словарь иностранных слов - 7-е изд., перераб. - Русский язык, M., 1980.
6. Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4.
7. Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999.
8. «Философский
9. Шапинский В.А. Культурная
маргинальность как социально-
10. Энциклопедический словарь ГНИ «СЭ». М., 1963.
Интернет-источники
1. Кошкина С.Г. Общая
социология / Конспекты / Лекция №9
// http://herzenfsn.narod.ru/
2. Мегаэнциклопедия Кирилл
и Мефодий. Экономический
3. С. Сусарева Маргинальная ситуация переходного периода http://www.pmuc.ru/jornal/
Цель настоящей работы – изучение и анализ этого интересного и в то же время драматического явления – маргинальности с выявлением их причин и условий, дальнейшей перспективы имеющих в настоящее время в нашей российской действительности маргинальных слоев населения. Необходимо попытаться наметить те пути, которые должны помочь свести к минимуму это явление. То обстоятельство, что адаптация большинства населения Российской Федерации к новым экономическим и социальных условиям привела к некоторой стабильности общества является сомнительным утешением. Страна только поднимается с колен и не факт, что она, поднявшись выпрямится во весь рост.
Маргинальность еще остается угрозой для государства и общества. Люди потерявшие любимую работу и невостребованные в новых условиях при наличии, в связи с этим положением, массовой депрессии являет собой гремучую смесь, которая взорвавшись может снести любой государственный режим. Поэтому задача государства заключается в сведении к минимуму последствий этого непростого явления, формированию прочного среднего класса, являющегося опорой государства и общества.
Понятие маргинальности ( фр. Marqinal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине.
В социологии под маргинальностью понимается промежуточность положения индивида или группы, занимающей крайнее, пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому, не полностью включенных в данное социальное образование.
Маргинальная группа находится на границе двух культур и имеет некоторую идентификацию с обоими. Маргиналы – это люди, покинувшие одну страту или социальную группу и не адаптировавшиеся или слабо адаптировавшиеся в другой. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности.
При этом переход из одной социальной позиции в другую представляет собой для индивида кризис. По мнению американского социолога Р. Парка такой переход аналогичен кризису, когда иммигрант покидает родину с целью поиска счастья в другой стране. При этом маргинальный кризис в отличие от миграционных переживаний является хроническим и непрерывным и может поломать личность.
МАРГИНАЛЫ И МАРГИНАЛЬНОСТЬ
Маргинальность – это
не состояние автономии, а результат
конфликта с общепринятыми
Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:
- либо разрыв всех традиционных
связей и создание своего
- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.
В любом варианте, будь то
результат «свободного» выбора или
же следствие процесса деклассирования,
который провоцируется
Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают её установления. Одним им активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх – перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи.
ОБЩЕСТВО И МАРГИНАЛЬНОСТЬ
1656 год во Франции положил
начало новой практике и
В конце 17 века возникает новая модель (проект): изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций.
Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать всё более многочисленные и хитроумные «защитные механизмы», исходя из того, что политика изоляции будет порождать всё новые формы правонарушений и маргинальности. В 19 веке окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом, как противоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых гонениям.
Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: продолжая причислять к её жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно расшатанные экономическими процессами. В тираж входят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои – те, кто поражен поселившимся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, поражённого кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не сами делают этот выбор – они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.
Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы ещё доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и падают маргиналы.
Маргинал отныне не какой – то чужак или прокажённый. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных – человек с усечёнными корнями, рассечённый на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.
Маргиналы – обозначение
личностей и групп, находящихся
на «окраинах», на «обочинах» или попросту
за рамками характерных для
Американские учёные 30 – 50-х гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество материально и духовно.
Содержание
Введение
1. Понятие маргинальности и его эволюция
2. Процесс маргинализации
3. Теория маргинальности
в современной российской
Заключение
Введение
Безработица в нашей стране
стала следствием глубинных структурных
изменений. Можно сказать, что это
следствие общей маргинальной ситуации.
В ее развитии на сегодняшний момент
можно выделить два этапа: 1991 -- середина
1990-х годов (наиболее неопределенное,
практически неуправляемое
Масса безработных в экономически активном населении увеличилась с 1992 года более чем в два раза. Быстрее всего растет доля безработных в возрасте 30-49 лет, составлявшая в 1997 году уже более половины всех безработных.
Новая городская маргинальность
- следствие не экономической отсталости,
застоя или упадка, а неравенства,
возникающего в контексте общего
экономического прогресса и процветания.
Возможно, самым удивительным свойством
новой маргинальности является то,
что она распространяется в эпоху
капризного, но постоянного роста, который
несет очевидное улучшение
1. Понятие маргинальности и его эволюция
Маргинамл, маргинамльный
человемк, маргинальный элемент (от лат.
margo -- край) -- человек, находящийся на
границе различных социальных групп,
систем, культур и испытывающий влияние
их противоречащих друг другу норм,
ценностей, и т.д. В современном
русском языке это слово часто
также употребляется как
Маргинальность (позднелат.
marginali -- находящийся на краю) -- социологическое
понятие, обозначающее промежуточность,
«пограничность» положения
Маргинальная группа людей -- группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
История возникновения и функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками.
Сам термин "маргинальный" употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает "экономически близкий к пределу, почти убыточный" .
Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые употребил его в своем эссе "Человеческая миграция и маргинальный человек", посвященном изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин "промежуточный элемент" ("interstital element"), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.
Роберт Парк известен прежде
всего исследованиями развития городской
среды (в частности, иммигрантских
сообществ в американских городах)
и расовых отношений
У Парка понятие маргинальности (от латинского margo -- край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других "культурных гибридов".
Исследовательские позиции
Парка определяет созданная им "классическая"
социально-экологическая
Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры