Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Содержание

Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маргиналы.docx

— 162.63 Кб (Скачать файл)

4. Рашковский Е. Маргиналы  // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

5. Словарь иностранных  слов - 7-е изд., перераб. - Русский  язык, M., 1980.

6. Стариков Е. Маргиналы  и маргинальность в советском  обществе// Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4.

7. Тот, кто "не в  ногу" Маргинальное искусство.  М.: Изд-во МГУ, 1999.

8. «Философский энциклопедический  словарь», «Советская энциклопедия»,  М., 1983.

9. Шапинский В.А. Культурная  маргинальность как социально-философская  проблема / Автореферат дисс... канд. филос. наук. М., 1990.

10. Энциклопедический словарь  ГНИ «СЭ». М., 1963.

Интернет-источники

1. Кошкина С.Г. Общая  социология / Конспекты / Лекция №9 // http://herzenfsn.narod.ru/leksion/obshaya/soc4 (дата обращения: 05.05.09).

2. Мегаэнциклопедия Кирилл  и Мефодий. Экономический словарь.

3. С. Сусарева Маргинальная  ситуация переходного периода  http://www.pmuc.ru/jornal/

 

Цель настоящей  работы – изучение и анализ этого  интересного и в то же время  драматического явления – маргинальности с выявлением их причин и условий, дальнейшей перспективы имеющих в настоящее время в нашей российской действительности маргинальных слоев населения. Необходимо попытаться наметить те пути, которые должны помочь свести к минимуму это явление. То обстоятельство, что адаптация большинства населения Российской Федерации к новым экономическим и социальных условиям привела к некоторой стабильности общества является сомнительным утешением. Страна только поднимается с колен и не факт, что она, поднявшись выпрямится во весь рост. 

 

Маргинальность еще остается угрозой для государства и общества. Люди потерявшие любимую работу и невостребованные в новых условиях при наличии, в связи с этим положением, массовой депрессии являет собой гремучую смесь, которая взорвавшись может снести любой государственный режим. Поэтому задача государства заключается в сведении к минимуму последствий этого непростого явления, формированию прочного среднего класса, являющегося опорой государства и общества. 

 

 

Понятие маргинальности ( фр. Marqinal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине. 

 

В социологии под маргинальностью понимается промежуточность положения индивида или группы, занимающей крайнее, пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому, не полностью включенных в данное социальное образование.  

 

Маргинальная группа находится на границе двух культур и имеет некоторую идентификацию с обоими. Маргиналы – это люди, покинувшие одну страту или социальную группу и не адаптировавшиеся или слабо адаптировавшиеся в другой. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. 

 

При этом переход  из одной социальной позиции в  другую представляет собой для индивида кризис. По мнению американского социолога  Р. Парка такой переход аналогичен кризису, когда иммигрант покидает родину с целью поиска счастья  в другой стране. При этом маргинальный кризис в отличие от миграционных переживаний является хроническим и непрерывным и может поломать личность.

 

МАРГИНАЛЫ И МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Маргинальность – это  не состояние автономии, а результат  конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений  с существующим строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального  или вымышленного столкновения с  окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных  маршрута:

- либо разрыв всех традиционных  связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

- либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за  пределы законности.

В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или  же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал обозначает не изнанку  мира, а как бы его омуты, теневые  стороны. Общество выставляет отверженных  напоказ, дабы подкрепить свой собственный  мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.

Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между  волей правителей к порядку  и организованности теми многочисленными  течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают её  установления. Одним им активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх – перед  дьяволом, ересями, болезнями, телесными  аномалиями, чужеземцами, а позднее  и тунеядством. За каждой из этих угроз  проступает личина врага, подлежащего  изоляции или устранению теми или  иными методами, в зависимости  от эпохи.

 

 

 

 

 

        

 

            ОБЩЕСТВО И МАРГИНАЛЬНОСТЬ

1656 год во Франции положил  начало новой практике и отныне  оказывает неизменное воздействие  на восприятие отклонений. Маргиналов  сторонятся, порою преследуют, однако  они остаются вполне зримой  реальностью в обществе. Жизнь  его, лишённая скрытности и  как бы вынесенная наружу, проходит  в тесном  соприкосновении его  членов, при полной ясности всех  действий и обрядов.

В конце 17 века возникает  новая модель (проект): изолировать  маргиналов как явление отталкивающее  и вредоносное. Начинаются облавы на  умалишенных, нищих, тунеядцев и  проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций.

Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать  всё более многочисленные и хитроумные «защитные механизмы», исходя из того, что политика изоляции будет порождать  всё новые формы правонарушений и маргинальности. В 19 веке окончательно утверждается положение, при котором  с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом, как противоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых гонениям.

Маргинальность переживает сейчас  весьма своеобразный момент: продолжая причислять к её жертвам  все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри  его глубинные устои, основательно расшатанные  экономическими процессами. В тираж входят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои – те, кто поражен поселившимся в нашем обществе раком. Отверженность  выступает как продукт распада  общества, поражённого кризисом. Слово  «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не сами делают этот выбор – они  незаметно вытесняются в это  состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы ещё доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой  – то чужак или прокажённый. Он схож со всеми, идентичен им и в  то же время он калека среди себе подобных – человек с усечёнными корнями, рассечённый на куски в  самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы – обозначение  личностей и групп, находящихся  на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного  общества основных структурных подразделений  или господствующих социокультурных  норм и традиций.

Американские учёные 30 – 50-х гг. обратили внимание на то, что  в ситуации маргиналов находится  значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители  мыслящей художественной и научной  интеллигенции и др.). Было замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах  реализовать творческие возможности  и тем самым обогатить общество материально и духовно.

 

Содержание

Введение

1. Понятие маргинальности  и его эволюция

2. Процесс маргинализации

3. Теория маргинальности  в современной российской социологии

Заключение

 

Введение

Безработица в нашей стране стала следствием глубинных структурных  изменений. Можно сказать, что это  следствие общей маргинальной ситуации. В ее развитии на сегодняшний момент можно выделить два этапа: 1991 -- середина 1990-х годов (наиболее неопределенное, практически неуправляемое состояние  общества) и середина 1990-х -- настоящее  время (период относительной стабилизации "хаоса", формирования более устойчивых социальных отношений). Данное исследование относится ко второму этапу. Это  период, когда многие явления рыночной экономики стали неотъемлемой частью новой реальности, безработица "легитимировалась" в сознании людей как элемент  современных социальных отношений  и заняла свою позицию в их системе.

Масса безработных в экономически активном населении увеличилась  с 1992 года более чем в два раза. Быстрее всего растет доля безработных  в возрасте 30-49 лет, составлявшая в 1997 году уже более половины всех безработных.

Новая городская маргинальность - следствие не экономической отсталости, застоя или упадка, а неравенства, возникающего в контексте общего экономического прогресса и процветания. Возможно, самым удивительным свойством  новой маргинальности является то, что она распространяется в эпоху  капризного, но постоянного роста, который  несет очевидное улучшение материального  положения наиболее привилегированным  членам обществ «первого мира». Несмотря на ритуальные разговоры политиков  о «кризисе», во всех ведущих капиталистических  странах увеличивается валовой  национальный продукт, и все три  последних десятилетия растет совокупное благосостояние. Роскошь и нищета, изобилие и нужда, богатство и  лишения произрастают буквально  рядом.

1. Понятие маргинальности  и его эволюция

Маргинамл, маргинамльный  человемк, маргинальный элемент (от лат. margo -- край) -- человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние  их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. В современном  русском языке это слово часто  также употребляется как синоним  понятия деклассированный элемент -- представитель социального «дна».

Маргинальность (позднелат. marginali -- находящийся на краю) -- социологическое  понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток  на его психику. Это понятие появилось  в американской социологии в 1920-е  для обозначения ситуации неадаптации  иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей -- группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную  систему норм и ценностей.

История возникновения и  функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его  понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными  находками.

Сам термин "маргинальный" употреблялся уже давно для обозначения  записей, пометок на полях; в другом смысле он означает "экономически близкий  к пределу, почти убыточный" .

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы  Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые  употребил его в своем эссе "Человеческая миграция и маргинальный человек", посвященном изучению процессов  в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно  считать термин "промежуточный  элемент" ("interstital element"), употребленный  другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских  групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской  среды (в частности, иммигрантских  сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. Их результатом стало  формирование представления о типе "пограничного" человека, характерном  для интенсивных миграционных процессов  в американском обществе.

У Парка понятие маргинальности (от латинского margo -- край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся  на границе двух различных, конфликтующих  между собой культур, и служило  для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения  мулатов и других "культурных гибридов".

Исследовательские позиции  Парка определяет созданная им "классическая" социально-экологическая теория. В  ее свете общество представляется как  организм и "глубоко биологический  феномен", а предмет социологии -- образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе его эволюции. Согласно этой теории, общество, помимо социального (культурного) уровня, имеет так называемый биотический, лежащий в основе всего социального развития. В концепции "маргинального человека", предложенной Парком, биотический уровень и основанный на нем экологический порядок становятся важными теоретическими предпосылками. В экологическом порядке выделяется макроуровень (пространственное расположение институтов) и микроуровень (способность человека передвигаться, пространственное взаимодействие, миграция). Таким образом, основой экологического порядка является миграция как коллективное поведение. По мнению ученого, социальные изменения основаны на глубинных, биотических преобразованиях и связаны прежде всего с физической, пространственной (а затем и социальной) мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса являются предметом теории социальной дистанции; исследования культурной мобильности и позволили Парку сформулировать понятие маргинального человека .

Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры