Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:59, курсовая работа
Маргинал, просто говоря,— «промежуточный» человек. Маргинальность
(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека меж какими-или социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Введение
1. Понятие «маргинальность»
2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры русского общества
Заключение
перечень литературы
В его теории маргинальный
человек предстает как
Парк приходит к выводу
о том, что маргинальная личность
воплощает в себе новый тип
культурных взаимоотношений, складывающихся
на новом уровне цивилизации в
результате глобальных этносоциальных
процессов. "Маргинальный человек --
это тип личности, который появляется
в то время и том месте, где
из конфликта рас и культур
начинают появляться новые сообщества,
народы, культуры. Судьба обрекает этих
людей на существование в двух
мирах одновременно; вынуждает их
принять в отношении обоих
миров роль космополита и чужака.
Такой человек неизбежно
Таким образом, первоначально рассмотрение проблем маргинальности связано с "культурологическим подходом" Роберта Парка, давшим немало плодотворных идей современным исследователям.
Идеи Парка была подхвачены,
развиты и переработаны другим американским
социологом -- Эвереттом Стоунквистом
в монографическом исследовании
"Маргинальный человек" ( 1937 г .). С
его именем чаще всего связывают
окончательное закрепление и
легитимацию концепции
Стоунквист описывает
маргинальное положение социального
субъекта, участвующего в культурном
конфликте и находящегося "между
двух огней". Такой индивид находится
на краю каждой из культур, но не принадлежит
ни одной из них. В качестве образцов
подобного поведения Стоунквист
исследует расовые гибриды (англо-индийцев,
капских цветных Южной Африки,
мулатов в Соединенных Штатах,
цветных Ямайки, метисов Бразилии
и др.), культурные гибриды (европеизированных
африканцев, денационализированных
европейцев, иммигрантов и т.д.). Объектом
внимания Стоунквиста становятся типичные
черты подобной личности и проблемы,
связанные с ее неприспосабливаемостью
и приспосабливаемостью, а также
социологическое значение маргинального
человека. Он рассматривает маргинального
человека как ключевую личность (key-personality)
в контактах культур . Маргинальная
среда -- это область, где две культуры
переплетаются и где
* дезорганизованность,
* ощущение "неприступной
стены", неприспособленности,
* беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;
* изолированность,
* разочарованность, отчаяние;
* разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования;
* эгоцентричность, честолюбие и агрессивность .
Исследователи отмечают близость его характеристик "маргинального человека" и определенных Дюркгеймом характерных черт общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия разрыва социальных связей. Однако Стоунквиста, признававшего, что в каждом из нас множество социальных двойников, что дает основание ассоциации с маргинальностью,
Стоунквист выделял три фазы эволюции "маргинального человека":
* индивид не осознает,
что его собственная жизнь
охвачена культурным
* конфликт переживается осознанно -- именно на этой стадии индивид становится "маргиналом";
* успешные и безуспешные
поиски приспособления к
В дальнейшем концепция маргинальности
была подхвачена "бесчисленным количеством
социологов" и, принятая как должное
многими, часто критикуемая за отсутствие
научного ригоризма, стала "эластичной"
. В 40 -- 60-е годы она особенно активно
разрабатывалась в американской
социологии. Проблема маргинальности
больше не ограничивается культурными
и расовыми гибридами, как у Стоунквиста.
Сама теория Стоунквиста подверглась
критике. Например, Д. Головенски считал
понятие "маргинальный человек" "социологической
фикцией". А. Грин утверждал, что маргинальный
человек это всеобъемлющий
Обзор истории и развития
термина «маргинальность» в западной
социологии позволяет сделать следующие
выводы. Возникнув в 30-е годы в
США как теоретический
2. Процесс маргинализации
Процесс маргинализации идет по двум векторам: 1 «определение» выносится обществом в отношении других индивидов и групп, являющихся нетипичными либо предлагающими иные интерпретации реальности; 2 «самоопределение» индивидов и групп как маргиналов.
1) Маргинальность извне:
приписывается обществом.
Мысль, что отклонение создается
обществом , достаточно распространена
в современной социологической
традиции. «Социальные группы создают
отклонение, создавая правила, нарушение
которых составляет отклонение , применяя
эти правила к отдельным
Клеймение индивида имеет
важные следствия в отношении
дальнейшего социального
Для осуществления процесса маргинализации необходим субъект, который ставит «диагноз» в отношении индивидов и групп, выносит свое «определение» относительно их нетипичности или несоответствия норме. Обычно этими субъектами становятся агенты социальных норм: журналисты, идеологи, ученые, врачи, учителя. Следующий шаг «определение» становится достоянием общественного мнения. Далее следует отказ «маргиналам» в социальной интеграции. Отметим, что это «мягкий» отказ: в отношении маргинальных групп редко применяются силовые решения, такие как физическое уничтожение, тюремное заключение или принудительное лечение. Субъект конструирования не заинтересован в полном исключении группы из социально-экономических, политических и социокультурных связей. Изменения касаются положения и роли этих групп. В частности, приписывание маргинального статуса дает субъекту конструирования возможность требовать исполнения роли при резком снижении социального статуса «маргинала», «издержек» со стороны агента социальной нормы. Примером этому может быть ситуация во многих республиках СНГ, где русские, продолжая работать в качестве специалистов в промышленности, получают ярлык «маргиналов» как «инородцы», что является основанием для нарушения их социально-экономических и гражданских прав.
Таким образом, главный результат конструирования маргинальности «извне» это искусственно создаваемые барьеры для социальной интеграции, выпадение из «мейнстрима», «забывание», концептуальное «незамечание» маргинальных групп.
2) Маргинальность изнутри:
самоидентификация. Этот
Маргинальная
3) Девиация. Это связано
с накоплением «отрицательной
энергии», которая либо оказывается
деструктивной для самих
4) Интеграция. Ранее маргинальная,
группа постепенно завоевывает
сильные социальные позиции,
3. Теория маргинальности
в современной российской
Сегодня происходит последовательное
углубление на разных этапах этих процессов
и тенденций. Оценки ученых -- их современников
вряд ли можно считать только лишь
мрачными метафорами. Как отметил
Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный
социокультурный кризис. "Разрушение
Союза породило множество трещин
в общественном теле самой России
-- вертикальных (производственно-отраслевых,
социально-профессиональных) и горизонтальных.
Эти трещины столь
И сегодня в гораздо
большей степени перед нами не
структура общества, как "некое
стабильно функционирующее
Динамичные, необычайно спрессованные во времени и пространстве изменения российского общества побуждают исследователей современного социума заглянуть в арсенал терминов и понятий для его изучения, по-новому отнестись к тем из них, которые ранее употреблялись совсем редко, пересмотреть старые ярлыки и, найдя в них необычный ракурс, дать новые метки. Такова судьба и термина "маргинальность" -- одного из "модных словечек" нашей переходной эпохи.
В советской социологической литературе проблема маргинальности изучалась недостаточно, главным образом, в связи с проблемами адаптации, социализации, эталонной группы, статуса, роли. Это отразилось на разработанности понятия в применении к нашей действительности.
Интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни.
Многозначность, многоаспектность
понятия маргинальности, его глубина
и наддисциплинарность не могли
не привлекать внимание исследователей
современных социальных процессов.
Обращение к теме маргинальности
начинается с углубленного исследования
этого феномена в русле общепринятых
концепций и постепенного осмысления
его в контексте современной
российской реальности. Стремительное
изменение последней
Следует отметить, что традиция
понимания и использования
Информация о работе Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры