Социологические теории американского периода творчества П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных социологических теорий американского периода творчества П.А. Сорокина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
 изучить американский период жизни и творчества П.А. Сорокина;
 охарактеризовать теорию стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина;
 проанализировать концепцию социокультурной динамики

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Нарастающая интеллектуальная изоляция Сорокина еще больше усиливается в 50-е годы, когда главным направлением его работ и выступлений является проблема бескорыстной, альтруистической любви (в этическом смысле), ее природы, способов проявления, возможностей. Сорокин все больше расходится с основным течением американской социологии во главе с Т. Парсонсом (их отношения всегда носили оттенок «холодно-соревновательного сосуществования») [13, с. 343].

Сорокин продолжает писать книгу за книгой: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959).

В конце 1959 года Сорокин выходит на пенсию и получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает  основы теории конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобиографию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966), которые разрывают круг его изоляции и встречаются читателями гораздо благожелательнее. Переиздание его классических трудов в 60-е годы и появление двух сборников статей, посвященных  ему, привлекло к нему еще больше внимания [11, с. 296].

В апреле 1963 года впервые в истории американской социологии все участники съезда сообщества социологов США выразили ему свое признание, внеся имя Сорокина, не включенного в бюллетени, и избрав его президентом Американской социологической ассоциации. Весь мир вновь обернулся  к позабытому старцу, которому все еще хватало сил для жестких атак на правительство за аморальную войну во Вьетнаме, а на академическую науку за злоупотребления позитивизмом [13, с. 346].

Однако, после выхода на пенсию, хотя и не отходит от науки, больше времени он уделяет выращенным собственноручно цветам и похвале за умелое садоводство радуется гораздо больше, чем различным званиям и наградам. Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина – каким он был в жизни, каким был преподавателем, ученым и просто человеком. Здесь необходимо обратиться прежде всего к воспоминаниям современников, учеников [13, с. 347].

Один из выпускников Гарварда вспоминал: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски «атак» на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки».

Р. Мертон, его ученик, в своих воспоминаниях подчеркивает противоречивость и цельность личности своего учителя: «Сорокин отличался научным нетерпением все охватить», острым критицизмом, и хотя «он подходил к чужим  работам со скептицизмом, рассматривая их с самых высоких общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к аспирантскому творчеству как к последнему слову в науке» и включать подготовленные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики» прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили скорее на лекции, чем на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки гнева охватывали его в тех случаях, когда люди не оказывали ему должного уважения, открыто не соглашались с его идеями или посягали на его авторитет. Он не был очень общительным, но я никогда не испытывал дискомфорта в его присутствии. В целом он был очень хорошим человеком» [13, с. 348]. 

Последние два года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался в своем доме на Клифф-стрит в Винчестере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии. Жена и двое сыновей Сергей и Петр, передали часть архива Сорокина в канадский университет провинции Саскачеван, часть бумаг остались в Гарварде. Сыновья Сорокина пошли по стопам родителей, оба стали докторами наук. Петр – физик, Сергей – врач-микробиолог. В начале 1999 года Сергею посчастливилось побывать на родине отца, когда с докладом «Воспоминания о Питириме Сорокине» он приехал  на Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения ученого. Он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре и в селе Турья, где торжественно был открыт первый в мире памятный знак с барельефом П.А. Сорокина. Этот год можно считать «возвращением», конечно, символическим, П. Сорокина и его наследия в Россию [9, с. 451].

Примечательно, что последние два десятилетия своей жизни Сорокин занимался не только научными исследованиями, но и практической работой в созданном им Гарвардском центре созидательного альтруизма, проповедуя идеи христианской любви. Однако этот аспект его деятельности не вызвал широкого общественного резонанса; более того, после смерти маститый ученый оказался почти что забытым как в США, так и на Родине. И только с начала 90-х гг., в связи с происходящими социально-политическими изменениями в России, интерес к его теориям вновь оживляется и неуклонно возрастает. В этот период осуществляется публикация целого ряда работ ученого, а также исследований, посвященных его жизни и творчеству. С 2002 г. в Москве проводятся ежегодно «Сорокинские чтения», организаторами которых является Российское общество социологов и социологический факультет МГУ [9, с. 453].

 

 

2 Социологическое творчество американского периода П.А. Сорокина

 

2.1 Теория стратификации и социальной мобильности

 

 

Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изучению основ теории социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «...это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» [21, с. 302].

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Если экономический статус членов какого-то общества неодинаков, т.е. если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано оно на коммунистических или капиталистических принципах [21, с. 305]. Если в рамках некой группы имеются иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от того, как их называют (монархами, бюрократами, хозяевами, начальниками и т.д.), это означает, что данная группа политически стратифицирована. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности или занятиям, и некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и подчиненных, то такая группа является профессионально дифференциированной независимо от того, избираются начальники или назначаются, достаются им руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам [21, с. 304].

Говоря об экономической стратификации, экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют два типа флуктуации экономического статуса общества: флуктуация экономического статуса группы как единого целого (возрастание экономического благосостояния или его уменьшение) и флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества (возвышение экономической пирамиды или ее уплощение). В любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы [21, с. 368].

Говоря о политической стратификации, ее универсальность и постоянство вовсе не означают, что она везде и всегда была идентичной. Что касается политической иерархии среди граждан, то здесь отсутствует какая-либо тенденция в политической эволюции к понижению или уплощению конуса. Несмотря на различные методы пополнения членами высших слоев в современных демократиях, политический конус сейчас такой же высокий и стратифицированный, как и в любое другое время, и, конечно же, он выше, чем во многих менее развитых обществах. Но это утверждение никаким образом и ничем не подтверждается. «Все, что мы видим – это «беспорядочные», ненаправленные, «слепые» колебания, не ведущие ни к усилению, ни к ослаблению политической стратификации…» [21, с. 395].

Профессиональная стратификация в свою очередь, включает профессиональную и межпрофессиональную стратификацию. Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а накладываются друг на друга. Также феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в двух основных формах: в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (профессиональная стратификация). Можно сказать, что в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот. Однако, общее правило не исключает возможности наложения высших слоев низшего профессионального класса с низшими слоями следующего, более высокого класса. Также это правило не распространяется на периоды распада общества. В такие моменты истории соотношение может быть нарушено. Общее правило не исключает отклонений. Наконец, так как конкретно-исторический характер обществ различен и их условия меняются во времени, то вполне естественно, что и конкретное содержание профессиональных занятий в зависимости от того или иного общего положения изменяется [21, с. 452].

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям. Вопрос о социальной мобильности был детально рассмотрен П. Сорокиным [21,          с. 451].

Итак, социальное пространство, в котором происходит стратификация, согласно Сорокину, многомерно, поскольку существует множество вариантов группирования людей по социальным признакам (по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому или политическому статусу, происхождению, полу, возрасту и т.д.). Однако с учетом того, что выделяются три основные координаты стратификации (экономическая, политическая и профессиональная), его можно также назвать трехмерным. И эти три координаты социального пространства возникли не случайно, ибо структуры отношений собственности, власти и престижа имеют место в любом обществе и являются для него основополагающими [21, с. 459].

В то же время трехмерность социального пространства не следует считать простым заимствованием трехмерной системы пространственных измерений в физике. Геометрическое и социальное пространства – две принципиально разные вещи, так как первое описывается эвклидовой топографией, будучи однородным, а второе – неэвклидовой, поскольку в его основе лежит разнокачественность трех его главных координат [9, с. 375].

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в понимании Сорокина социальное пространство принципиально отличается от геометрического; представляет собой совокупность социальных связей (отношений), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом; его координаты задаются социальными группами и ничем иным; три основные формы социального пространства, несмотря на свою разнокачественность, тесно взаимопереплетены.

Последнее означает следующее: индивиды, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, как правило, принадлежат к тому же слою и по другим параметрам. Иначе говоря, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, в большинстве случаев, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии.

Описывая «социальную вселенную» как некое пространство, состоящее из социальных связей и отношений и имеющее многомерную систему координат, три из которых, являются главенствующими, Сорокин в то же время выделяет в нем две основные оси – ось Х и ось Y. Первая обозначает горизонтальную мобильность, а вторая – вертикальную [9, с. 384].

Сама мобильность, по мнению социолога, есть не что иное, как «любой переход индивида или социального объекта (ценности)… из одной социальной позиции в другую». При этом горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую на одном и том же уровне социальной стратификации, тогда как вертикальная мобильность означает перемещение индивида (или любого иного социального объекта) из более низкого слоя в более высокий [21, с. 310]. В случае горизонтальной мобильности индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит или социального статуса. Примером горизонтальной мобильности может служить смена гражданства или школы. Особенность горизонтальной мобильности заключается в том, что переход происходит без каких-либо заметных изменений социального положения индивида. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, к которой относится, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти [21, с. 314].

Поскольку само перемещение может осуществляться как вверх, так и вниз по социальной лестнице, то вертикальная мобильность оказывается или восходящей, или нисходящей. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: индивидуальная и групповая. Примером групповой формы нисходящей мобильности может служить снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. П. Сорокин так говорил о нисходящей мобильности: «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту» [21, с. 314].

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на существующем уровне и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе [21, с. 315].

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым индивиды могут перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном и том же обществе, но в разные периоды его развития, всегда есть несколько каналов, наиболее характерных для этого общества. По мнению Сорокина, важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации [24, с. 91]. При этом на основе обширного эмпирического материала он делает вывод, что в любом типе общества социальная циркуляция индивидов осуществляется не по воле случая, а по необходимости, поскольку она контролируется разнообразными институтами, среди которых церковь, семья, школа и профессиональные организации занимают ведущее место. И в этом качестве они выступают не только средствами образования и перемещения людей, но выполняют также функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Сорокин выделяет основные принципы вертикальной мобильности:

Информация о работе Социологические теории американского периода творчества П.А. Сорокина