Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:42, контрольная работа
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Конт провозгласил себя первосвященником новой религии, но в действительности не стал им. Маркс, наоборот, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа. Его собственная фигура в связи с этим превратилась в объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то как мессию, то как посланца дьявола.
Социология Карла Маркса
Гофман А.Б.
1. Штрихи к портрету
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Конт провозгласил себя первосвященником новой религии, но в действительности не стал им. Маркс, наоборот, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа. Его собственная фигура в связи с этим превратилась в объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то как мессию, то как посланца дьявола.
Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога.
Маркс идентифицировал себя прежде всего с Германией и временами даже впадал в немецкий национализм (впрочем, иногда его суждения о немцах бывали не более лестными, чем о евреях). Тем не менее его отношения с родиной были весьма непростыми, из-за чего он, собственно, и вынужден был жить за ее пределами.
Маркс находился в постоянной
конфронтации с различными политическими
движениями, причем не только буржуазными,
но и рабочими и социалистическими.
Наконец, он, безусловно, оказался маргиналом
в классовом смысле: будучи выходцем
из состоятельного социального слоя,
он решительно выступил против него, провозгласив
необходимость диктатуры
Политический радикализм
Маркса был тесно связан с такими
особенностями его личности, как
властность, безапелляционность суждений
и нетерпимость по отношению к
чужим мнениям. Для этого, по выражению
П. В. Анненкова, <демократического диктатора>
в принципе был чужд жанр диалога,
он признавал только полемику, конфронтацию,
борьбу. Во многих сочинениях Маркса полемика
перерастает в обыкновенную брань,
ирония - в злобный сарказм. Он принадлежит
к категории мыслителей-
Как это нередко бывает,
авторитарность и бескомпромиссность
во взаимоотношениях с коллегами
в науке, соратниками или противниками
в политической борьбе сочетались у
Маркса с обаянием, нежностью и
теплотой в отношении к жене, детям
и некоторым близким
Нетерпимость настолько
соединилась с фигурой Маркса
и методом его работы, что из
личностной черты переросла в
характерную черту его учения.
Впоследствии эта особенность была
усвоена В. И. Лениным, и в большевистской
интерпретации считалась
Исключением в отношениях Маркса с друзьями, впрочем, лишь подтверждающим отмеченное правило, составляла его дружба с Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Энгельс был его alter ego, он никогда и ни в чем ему не возражал и всегда искренне восхищался его гениальностью. Их дружба началась в 1844 г. и продолжалась всю жизнь. Совместно Маркс и Энгельс написали такие известные произведения, как <Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании> (1845), <Немецкая идеология> (написано в 1845-1847 гг.; рукопись не была завершена и впервые полностью была опубликована в СССР в 1932 г. на языке оригинала и в 1933 г. - на русском), <Манифест Коммунистической партии> (1848).
После смерти Маркса Энгельс подготовил к изданию некоторые его труды, не опубликованные при жизни. И в научных, и в политико-практических вопросах друзья никогда и ни в чем не расходились. В известной мере Энгельса можно считать соавтором марксовой доктрины, но в целом он все-таки в большей мере был выдающимся ее пропагандистом и популяризатором. Сам он подчеркивал приоритет Маркса в создании материалистического понимания истории.
В своей политической борьбе
Маркс также постоянно выступал
вместе с Энгельсом. Маркс поставил
перед собой цель вооружить пролетариат
коммунистическим учением, так как
именно в пролетариате он увидел материальную
силу, призванную практически реализовать
это учение. Поэтому его организационно-
Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. В отличие от Конта, у которого <научная> и <практическая> стороны приходятся главным образом на разные периоды деятельности, у Маркса они пересекаются постоянно. Маркс несомненно осознавал специфику научного поиска истины и считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а прежде всего средством и частью практического революционного преобразования мира. Маркс ясно выразил эту позицию в самом знаменитом из знаменитых <Тезисов о Фейербахе>: <Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его> [1, т. 3, 4].
По-видимому, занятие чистой наукой представлялось Марксу делом преходящим, которое в будущем обществе исчезнет вместе с исчезновением разделения труда и сольется с практической деятельностью. Он отрицательно относился к социальным ученым, ограниченным рамками академической науки и признанием существующих социальных институтов. Нежелание или боязнь признать необходимость революционного обновления этих институтов он считал не только проявлением аморализма, но и тормозом в поиске научной истины <до конца>. По иронии судьбы, однако, он все-таки вошел в историю науки, той самой академической, <буржуазной> науки, которую он ненавидел, презирал и третировал.
2. Марксизм, марксизмы и социология Маркса
Многие из знавших Маркса отмечали его гениальность, колоссальную эрудицию, глубину и широту его познаний в самых разных областях, а также чрезвычайную требовательность к себе в научных вопросах. Определить его научную <специальность> непросто, как непросто отделить его научную деятельность от публицистической и политико-практической. Маркс окончил юридический факультет, диссертацию написал по философии, многие годы посвятил изучению экономики и других наук. Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими по сути и составляют вклад в развитие социологии как науки. Это относится, в частности, к таким его трудам, как уже упоминавшаяся <Немецкая идеология> (написанная в соавторстве с Энгельсом), <Нищета философии> (1847), <К критике политической экономии> (1859), <Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.> (1850), <Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта> (1852), <Капитал> (т. I, 1867; тт. II-III изданы после смерти Маркса Энгельсом) и т. д.
Неудивительно поэтому, что учение Маркса очень рано стали истолковывать не только как экономическое или политическое, но и социологическое, и такое истолкование сохранилось по сей день. Исследованию социологии Маркса посвящено огромное количество трудов; каждый более или менее серьезный курс истории социологии содержит о ней раздел.
Но понимание Маркса-социолога связано со специфическими трудностями, вытекающими из особенностей его творчества. Неразрывная связь научного поиска и практических устремлений вызывает необходимость выделения собственно научного содержания его теорий. Междисциплинарный характер его творчества усложняет поиск собственно социологических аспектов его научных исследований.
Сам Маркс не использовал
в них термин <социология>. Это
неудивительно, учитывая, что термин
этот в его время, во-первых, еще
не утвердился более или менее
прочно, во-вторых, связывался исключительно
или главным образом с
Творчество Маркса носит
в значительной мере незавершенный
и многозначный характер. Он не создал
произведения, в котором бы в связном
и развернутом виде представил свою
систему взглядов на общество, подобно
тому, как это сделал Конт. Его
социологические идеи рассеяны в
самых разных произведениях. К тому
же эти идеи очень часто излагаются
не в форме позитивного
Некоторые произведения Маркса остались неоконченными и при его жизни были опубликованы лишь частично, другие - вообще увидели свет десятилетия спустя после его смерти. К последним, помимо <Немецкой идеологии>, относятся, в частности, <Экономическо-философс-кие рукописи 1844 года> (впервые полностью опубликованы на языке оригинала в 1932 г., на русском - в 1956 г.), <Критика политической экономии (Черновой набросок 1857-1858 годов)> (впервые опубликовано на языке оригинала в 1939 г. в Москве) и т. д. Каждая новая публикация порождала новые интерпретации идей Маркса.
Все эти обстоятельства имеют два важных следствия. Во-первых, всякая интерпретация взглядов Маркса - это всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в какой-то мере с любой масштабной теоретической системой, но с марксовой - особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций наследия Маркса. Это многообразие усиливается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал. К настоящему времени в мире существует огромная марксистская и марксологическая литература, по масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии и библеистике.
В результате <марксизм> отделился
от своего создателя и стал жить
собственной жизнью. Это началось
еще при жизни Маркса; так, по поводу
своих французских
Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет какое-то отношение к Марксу, но определить степень близости к первоисточнику или истинность интерпретации не всегда возможно. Некоторые интерпретаторы, марксисты или марксологи, заняты поисками <аутентичного>, подлинного Маркса. Другие, используя те или иные фрагменты его произведений, исполняют своего рода <вариации на темы> Маркса, иногда весьма изысканные и утонченные, хотя и вольные. Можно предположить, что если бы Марксу довелось познакомиться и с первыми, и со вторыми интерпретациями, то многие из них вызвали бы у него немалое удивление, и он бы не узнал себя в этих изображениях.
Итак, реконструкция при
истолковании социологии Маркса необходима
и неизбежна, учитывая незавершенность
и многозначность его творчества,
слияние в нем различных
Разумеется, осуществлять это различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса (а не что-то другое) и социологию Маркса (а не кого-то другого).
3. Идейно-теоретические истоки
Существует известное
представление, идущее от Энгельса и
сформулированное В. И. Лениным в
статье <Три источника и три
составные части марксизма>, о
том, что источники учения Маркса
в целом - это немецкая классическая
философия, английская политическая экономия
и французский утопический