Социология человека-индивида-личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.
Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект общественно-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ярославский  государственный технический университет»

Заочный факультет

Кафедра политологии

 

 

 

Проверил:

Доцент кафедры 

В.В. Потапов

Оценка________

«__»_________2013г.

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

Вариант В-13

 

Выполнил:

Студент гр.  ЗДА-25

Халезов  Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013 г

План

  1. Социология человека-индивида-личности. Динамика взаимодействия природного и социального фактора. Примеры изменений.

«Рожденный ползать летать не может» (М.Горький) – А Вы как думаете?

  1. Общество как понятие. Варианты толкования. Меняется ли роль общества в жизни  человека? Ваше личное восприятие конкретного общества.
  2. Неравенство людей: причины, формы, оценка и восприятие. Историческая практика России.
  3. Нужно ли инженеру социальное знание, социологии, в частности? Докажите наличие или отсутствие влияния на становление молодого специалиста, связи с решением профессиональных задач?
  4. П.А.Сорокин: «… в любом обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для её выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот». Толкование и позиция.
  5. Р.Мертон: «Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы намного   меньше». Дайте объяснение этому высказыванию. Российская практика
  6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социология человека-индивида-личности. Динамика взаимодействия природного и социального фактора. Примеры изменений.

Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.

Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект общественно-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.

Словом индивид (от лат. individuus — неделимое, особь) обозначается: 1) единичный представитель человеческого рода или социальной группы; 2) обладатель специфических, уникальных с биологической точки зрения особенностей; 3) неповторимое сочетание природных и социальных свойств; 4) конкретный носитель социальных и психологических черт человечества: разума, воли, сознания, деятельности.

Отличие понятия личность от понятия «человек» заключается в том, что «понятие человек есть понятие природ-но-общественное, а понятие личность есть понятие социальное» (В.П. Тугаринов, 1978).

Интересно происхождение  слова личность. Древнегреческое лроасолои первоначально обозначало маску, которую надевал актер в греческом театре. Маска позволяла исполнителю «стать» другим человеком или даже богом. Каждой роли соответствовала особая маска. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой — соотносил себя с определенной социальной группой. Затем актера и его роль стали называть персонажем. Позднее это слово получило значение «личность», став эквивалентным латинскому слову persona. У римлян слово «личность» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли — личность отца, царя, обвинителя. В русском языке получило распространение слово «личина», однокоренное со словами «лик», «лицо», «личность». С точки зрения социологии личность олицетворяет человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности в процессе взаимодействия с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество» (К. Маркс).

Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее); с другой стороны, личность понимается как социальное свойство человека, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающими его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения (И.С. Кон, 1967).

В определениях понятия «личность» особый акцент делается на социальных качествах человека, его социально-культурных, моральных, волевых, интеллектуальных особенностях, которые находят выражение в поведении и мышлении индивида, делающих его неповторимым и уникальным. Личность рассматривается как продукт социальных отношений, как некая характеристика индивида, формирующаяся в результате взаимодействия с окружающими людьми. Рассмотрим специфику социологических подходов подробнее.

Во-первых, личность трактуется как набор свойств человека. В соответствии с этим выделяются следующие признаки личности: 1) разумность, способность мыслить; разум характеризуется способностью образовывать понятия, это регулятор его поведения, его поступков, это есть основание ответственности; 2) ответственность, т.е. способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определять ее исходя из того, какую пользу или вред она может принести обществу; это моральная сторона практического применения разума, способность человека решать и приводить решения в исполнение; 3) свобода как возможность мыслить или действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле; 4) индивидуальность — совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия на самых разных уровнях (психологическом, социальном и др.); 5) личное достоинство, т.е. осознание человеком высокого значения личностных качеств, характер поведения человека, связанного с охраной своих прав и осуществлением своих обязанностей и выражающегося в достойном личности образе жизни (В.П. Тугаринов, 1978). Такой подход дополняется трактовкой сущности личности в психологической литературе: личность — это «некое неповторимое единство, некая целостность, высшая интегрирующая инстанция, управляющая психическими процессами» (А.Н. Леонтьев, 1965).

Во-вторых, личность определяется как набор характеристик — первичных (статус, роли, ценностные ориентации) и вторичных (мотивация поведения, структура общественного поведения). В результате взаимодействия первичных и вторичных свойств формируется характер человека, его склонности. «Основная форма развития личностных свойств человека — его жизненный путь в обществе, социальная биография» (П.И. Смирнов, 2001). Это коррелирует с трактовкой личности в западной социологии как «конкретной совокупности характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека» (С. Мадди, 2002).

В-третьих, личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте. Преимущество этого подхода в том, что он позволяет избежать противоречий, связанных с делением людей на личности и неличности. Все люди обладают определенными общими — биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения в обществе. Если соотнести общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, с его индивидуальными особенностями, то получается особенное, т.е. личность. С этой точки зрения, понятие личности применимо ко всем людям без исключения, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков (Г.В. Осипов, 1995).

В-четвертых, специфика социологического подхода к определению понятия «личность» заключается в ее рассмотрении не в качестве неповторимой индивидуальности, а как устойчивой целостности социально-типических и индивидуальных свойств, потенций, способности к активному действию, ее самосознания, реализуемых в практический деятельности (В.А. Ядов, 2000). Причем личность является как объектом, так и субъектом социальных отношений. С одной стороны, на формирование личности оказывают влияние общие социальные условия: социокультурные особенности общества, включая исторические традиции, политические и идеологические отношения; социальная стратификация, определяющая специфику интересов различных социальных слоев общества; состояние социальных институтов (например, образования) — это наиболее важные компоненты общих социальных условий развития личности. С другой стороны, специфические социальные условия, к которым относятся характер, содержание, условия труда и быта, ближайшее социальное окружение, которое обучает человека ролевому поведению. Общие и специальные социальные условия, а также такие характеристики, как пол и возраст (стадия жизненного цикла) определяют социальное положение индивида — принадлежность к определенной социальной группе и его место в системе социальных позиций и общественных связей. Социальное положение индивида задает социальные функции-роли в конкретной социальной ситуации. Социальные условия формируют поле возможностей для самореализации личности, которая действует, руководствуясь своими определенными интересами, потребностями, связанными с общественным положением и социальным окружением. На основе предшествующего опыта у каждой личности формируются определенные диспозиции (предрасположенности, готовности) к восприятию условий деятельности и целенаправленному способу действия, складываются ценностные ориентации и социальные установки. Освоение социальных ролей, формирование новых потребностей, интересов, диспозиций стимулирует нестереотипное поведение, творческое преобразование действительности, внеролевое поведение.

И наконец, в  трактовке сущности личности внимание уделяется социальному механизму ее формирования двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, общество формирует личность, оказывая непосредственное влияние на ее становление и развитие, а с другой — личность во взаимодействиях с окружающими людьми, социальными группами формирует общество. В этом случае личность определяется как «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса» (Б.Г. Ананьев, 2000).

Таким образом, социология рассматривает личность, прежде всего, как деятельное существо, в контексте определенной среды, которая обусловливает не только ее сущность, но и структуру. В соответствии с этим подходом выделяются две структуры личности: функциональная, включающая в себя компоненты деятельности и компоненты отношений, и социальная, содержащая объективные (статусы и роли) и субъективные (диспозиции и ожидания) черты. Социальный статус обозначает место личности в системе общественных отношений, а также наделяет ее конкретными правами и обязанностями.

Если обобщить имеющиеся определения, то понятие личности используется в социологии, по крайней мере, в двух основных значениях. Согласно первому, под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Часто, говоря о человеке как о личности, подразумевают совокупность черт поведения, включают некоторые стереотипы, такие, например, как трудолюбие или веселый, общительный нрав, деловитость, коллективизм и т.д. Второе определение личности сугубо социологическое. Оно анализирует человека как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т.е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды социальных отношений. Здесь личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без него не может существовать, так же как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне социальной группы, общности, слоя.

Личность человека формирмуется постепенно: человеком рождаются, индивидуальность проявляется в раннем возрасте, но личностью становятся в процессе социализации. Поэтому личность — это социализированный индивид. Личность как объект общественных отношений может рассматриваться как результат успешной первичной социализации ребенка.

Условиями развития личности являются: биологически и генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, культуры; уникальный индивидуальный опыт.

Подлинными  основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре данной среды. Личность как субъект социальных отношений обладает характеристикой относительной автономности, степенью не-

зависимости, способной в определенных ситуациях  противопоставить свою позицию обществу. Творческая личность обладает особыми способностями и качествами для инновационной деятельности, харизматическая личность — для деятельности в качестве лидера в управлении, власти.

Социально значимые черты личности — это качества индивида, отражающие его включенность в общественные отношения и проявляющиеся в совместной деятельности и общении. К таковым сегодня относят: знания, навыки, привычки, убеждения, интересы, установки, ценности и др. Одной из важнейших черт личности является развитое чувство самоконтроля — внутренний контроль, с помощью которого человек сам регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Основная проблематика социологии личности связана с процессом  формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием социальных групп, общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и среды, с исследованием регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Информация о работе Социология человека-индивида-личности