Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Содержание

Введение

1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.

2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.

3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.

4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социалогии.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

• интеллектульно-прагматическую (получение знаний и конвертация  их в высокие доходы) – 29,7%; 

• преимущественно-интеллектуальную (главный мотив – получение знаний) – 31,8%; 

• преимущественно-прагматическую (основная цель – получение в  будущем высоких доходов) – 22,1%; 

• «побочную» - акцентуирующую внеобразовательные мотивы: получение образования как символического капитала, способ уйти от проблемы (призыва  в армию, трудоустройства) или отодвинуть её – 16,4%. 

На основании  некоторых данных построена следующая  типология образовательного поведения студенческой молодежи. 

• Учащиеся и  работающие – 21,6% (посещают большинство  занятий и иногда обращаются к  специальной литературе, либо посещают «примерно половину» занятий  и часто работают с дополнительной литературой; имеют постоянную работу либо частые приработки). 

• Учащиеся – 49,6% (посещают большинство занятий и  иногда обращаются к специальной  литературе, посещают «примерно половину»  занятий и часто работают с  дополнительной литературой; не имеют  ни постоянной работы, ни частых приработков). 

• Работающие - 9,3% (не посещают большинства занятий, не обращаются к специальной литературе; имеют постоянную работу или частые приработки). 

• Не учащиеся и  неработающие - 19,5% (не посещают большинства  занятий, не обращаются к специальной литературе; не имеют ни постоянной работы, ни частых приработков). 

Поведение студентов  в значительной степени изменяется по мере приближения к диплому. Прослеживается тенденция увеличения доли имеющих  постоянную работу. Кроме того, растет число тех, кто работает в ущерб учебе: численность этой группы на последнем курсе превышает 10%. 

3. Социальный  облик студенчества 90-х годов. 
 

В ближайшем  будущем политические настроения молодежи, как и то, с какими политиками она будет связывать свои ожидания, во многом станет зависеть от ее социального статуса, социокультурных установок и ценностей. Отсюда следует необходимость изучения ее самых различных групп, слоев и отрядов. Однако пока разные социальные группы молодежи изучаются социологами неравномерно. Основное внимание выделяется выпускникам средней школы и студентам педагогических вузов, и гораздо менее представлены в исследованиях многие другие профессиональные отряды студенчества, а также молодые выпускники вузов. 
 

3.1. Социальный  статус и самочувствие студента. 

При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью  по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми  формами социальной активности, характерной не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится в вузе. 

В отечественных  работах не всегда учитывается, что  годы студенчества – вполне самостоятельный  этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяет модель социального поведения этой общественной группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни. 

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев. Процесс феминизации высшего образования остается «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы (большинство незанятых – женщины с высшим образованием) давно требует регуляции. 

Как показывает исследование, в технических вузах  приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной  стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи. И в самоопределении через вуз элемент личной инициативы проявляется немного позже. 

Студенты из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время это можно считать вынужденной акцией. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной социальной позиции. 

Говорить о  социальном статусе студентов в  зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры. В исследованиях был взят один признак – образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной. 

Более важными  являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием. Ясно, что традиционные и новые слои российского общества уже воспроизводятся с участием этой молодежи. 

Особенностью  современного студенчества является то, что процесс его включения  в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и  профессиональную подготовку, но и  путем формирования независимых  материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается первый опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества. 

Насколько успешны, попытки современных студентов  обрести собственный материально-бытовой  статус? Основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Семейной поддержки вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств к существованию могут назвать ее лишь 1/3 студентов (различия между вузами здесь несущественны). 

Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают значение в качестве источников средств к существованию стройотряды. Их роль сегодня стала сопоставима с прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов получения доходов, хотя официально в наличии разовых заработков признается каждый десятый студент. 

Существенны различия по полу. Дополнительный доход имеет  каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое  меньше. Различные заработки дополнительно  к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек. В отличие от прежних лет, когда летний труд в стройотряде мог обеспечить средства для нескольких месяцев нормальной жизни, сегодня главное для молодежи – уже в вузовский период найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения. 

Для того, чтобы  снять негативные последствия необходимого отключения от учебы на заработки, можно  обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией. 

Расходы студентов, естественно, связаны с удовлетворением  первоочередных потребностей, в число  которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей. В то же время тенденция приема в вузы местной молодежи оборачивается тем, что 2/3студентов не нуждаются в затратах на жилье, на приобретения товаров длительного пользования, финансирование летнего отдыха, ибо опираются на поддержку родительской семьи. 

Трудно однозначно выявить и оценить такие статьи расходов, как «для досуга» и «на каникулы». Без специального анализа не ясно, связанно ли это с содержанием программы досуговой деятельности или же тем, что свободное время уходит не на развлечения, а в основном на приработки, что косвенно подтверждается значительным количеством тех студентов, у которых нет вообще затрат на свободное времяпрепровождение. 

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с  их отношением к предметно-вещному  миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов. 

Судя по результатам  исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное жилье (квартиру, частный дом). Это естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными собственниками жилья. 

На вопрос о  «частной собственности», точнее, о наличии в собственном распоряжении некоторых предметов – товаров длительного пользования, выступающих в данном случае в качестве «знаков статуса», получены следующие ответы: из числа престижных вещей, символизирующих статус индивида в современной молодежной субкультуре, были отмечены наличие в своем распоряжении автомобиля, видео- и телеаппаратуры, компьютера. Не обошла молодежь и новые формы «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные изделия и т. д.), которые более чем у третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. В ряде вузов используются кредитные карточки при получении стипендии через банковские депозиты. 

То, что материально-бытовой  статус студента находится в процессе становления и оформления, это  очевидно. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот  факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы. 

В то же время  самоопределиться в бытовой сфере  у части студентов связано  с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (т. е. семьи, в которых студентом  является хотя бы один из супругов) нуждаются  в поддержке – это бесспорный факт. 

Плохое социальное самочувствие значительной части студентов  вызвано не решаемыми социальными  проблемами. Степень тревожности  девушек-студенток значительно выше, чем у юношей. Всех одинаково волнует  плохое материальное положение. Но по перспективам – возможная безработица, плохая забота о досуге, друг о друге – настроение девушек заметно хуже, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше беспокоит дополнительный заработок. 
 

3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов. 

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано  с ее реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных  политических сил – от правящих до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика». 

Как и других групп молодежи, политика не является приоритетной сферой интересов и  потребностей современных студентов, хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в  стране на свою жизнь. 

Важнейшей детерминантой  отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной  молодежи имеет «избирательный»  характер и проявляется от случая к случаю. 

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции