Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
Она сила и мощь,
она – песнь и душа,
Золотой чудный
дождь, что ловлю, чуть дыша.
Я ее не отдам, в
ней живу, в ней пою,
Я ее не продам,
потому что люблю
Объяснение парадокса.
Противопоставление положительных
и отрицательных черт приводит к
выводу о том, что молодое поколение
делится не на две, на три части, не
считая маргинального слоя. Во-первых,
будущую интеллектуальную элиту следует
отделить от молодежной массы. Основными
критериями ограничения здесь могут служить
целеустремленность, бесцельное существование,
а вспомогательным – дополнительная деятельность.
Целеустремленность и заинтересованность
в приобретении полезных знаний – отличительное
качество молодого человека, планирующего
сделать успешную карьеру, добиться признания
и самореализации. Это качество присуще
большинству студенчества. Оно подтверждается
фактом поступления в ВУЗ, которое часто
требовало упорства, решительности и самостоятельности.
Бездарные «папенькины сынки» и паразитирующая
«золотая молодежь» быстро отторгаются
студенческими коллективами. Вероятно,
вне студенческой среды есть талантливые
и волевые люди, целенаправленно занимающиеся
образованием, но их шансы попасть в интеллектуальную
элиту невелики. В наши дни путь к общественному
знанию пролегает через вузовские аудитории.
Интеллектуал
руководствуется иными нормами:
• эгоистическая
направленность;
• допустимость
насильственных действий по принципу
«цель оправдывает средства»;
• утилитарное
потребление культуры.
Будущему интеллектуалу
принадлежат слова: «Мне нравится в
моих сверстниках их наглость, т.к. сейчас
необходимо быть пробивным и наглым,
чтобы добиться своих целей». Если
использовать социально-психологические
характеристики студентов, то основным
критерием ограничения интеллигента от
интеллектуала может служить альтруизм/эгоизм,
а вспомогательным – гуманизм/агрессивность.
Поскольку социальные
и психологические
Таким образом,
интеллектуально-нравственную стратификацию
молодежи можно представить следующим
образом:
1) Интеллектуальная
элита – студенты, сознательно
и энергично стремящиеся к
высшему образованию,
2) Неинтеллектуальная
молодежная масса, не
3) Маргиналы.
4. О рынке
труда выпускников.
4.1. Трудоустройство
молодых специалистов
В сегодняшней
России университеты, так же как
и другие вузы, находятся в сложной
ситуации, обусловленной переходом
страны к рыночным отношениям и кризисным
состоянием в экономических и
социальной сферах. В прошлом любой
советский вуз был частью единого народнохозяйственного
комплекса и действовал в соответствии
с организационными правилами, близкими
к принципам работы обычного государственного
предприятия, встроенного в систему планового
хозяйства. Если предприятие выполняло
утвержденные вышестоящим министерством
или главком производственный и финансовый
планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял
прием студентов и выпуск специалистов,
проводя обучение в соответствии с государственными
учебными планами.
Неукоснительное
соблюдение всех этих планов, так же как
и планов приема и выпуска, контролировало
Министерство высшего и среднего специального
образования, а в вузах, не имевших университетского
статуса, курирование дополнительно осуществляли
собственные министерства и ведомства.
В большинстве случаев государственная
система распределения неплохо решала
проблемы трудоустройства молодых специалистов.
Экономические
и организационные изменения
последних лет повлекли за собой
перемены в характере взаимоотношений
между высшими учебными заведениями
и предприятиями, а также государственным
и негосударственными организациями в
вопросах подготовки молодых специалистов
высшей квалификации. Сегодня отсутствует
система государственного распределения
выпускников вузов, а предприятия и организации
самостоятельно определяют свою кадровую
политику. Это сопровождается, с одной
стороны, общем сокращением численности
работающих, а с другой – более высокими
требованиями к вновь принимаемым на работу.
Во многих случаях предпочтение отдается
специалистам с трудовым стажем и с опытом
работы.
Одной из проблем,
связанных с изменениями на рынке
труда, явилась проблема угрозы безработицы
для молодых специалистов, оканчивающих
вузы. Сегодняшние выпускники вузов
стали одной из слабо защищенных
в социальном отношении групп населения.
Сегодня можно
говорить о существовании следующих
групп противоречий на рынке труда
молодых специалистов с высшим образованием:
• между социальными
и профессиональными
• между задачей
повышения эффективности
• между теоретической
подготовкой выпускников и
• между жизненными
и профессиональными планами
выпускников и реальными
• между интересами
развития отдельного предприятия и
интересами общества.
4.2. Выпускник
вуза и его будущая
Жесткая прежняя
система обучения, почти полностью определявшаяся
учебными планами и государственным заказом
на специалистов, могла существовать только
в рамках централизованной государственной
системы и уже не отвечает меняющимся
условиям свободной экономики. Поэтому
теперь вузу нужно учиться прогнозировать
спрос на специалистов того или иного
профиля на пять – десять лет вперед и
отвечать на него изменениями в учебных
планах и программах.
Результаты ряда
исследований последних лет свидетельствуют
о том, что количество выпускаемых
специалистов уже превысило спрос на них
со стороны предприятий и организаций.
Таким образом, было обнаружено, что для
большинства выпускников получение дипломов
и поиски места работы сейчас почти совпадают
по времени.
Социологами была
выявлена одна и та же общая для стран
СНГ особенность – отставание в социализации
у студентов на территории бывшего СССР
по сравнению со студентами в странах
с развитой рыночной экономикой. Тот факт,
что в наших вузах студенты в основной
массе пребывают долгое время «в безмятежном
состоянии» и не задумываются над тем,
что студенческие годы существуют не для
того, чтобы спокойно проводить время,
но, прежде всего для получения знаний,
нужных в последующей практической работе
– результат влияния стереотипов, укоренившихся
в сознании и студентов, и их родителей
еще в советский период.
В статье украинского
автора отмечается именно эта черта:
«В советском обществе… в
Когда же экономические
изменения в нашей стране смогут
приблизить ценностные ориентации нашей
молодежи к тем, которые существуют
в западном мире? Это зависит от
нашего экономического развития.
4.3. Планы выпускников
на предстоящую деятельность
Как уже сообщалось,
более половины опрошенных выпускников
сообщили о том, что они планируют
работать по специальности. Наиболее высокой
оказалась доля студентов, сохраняющих
верность полученной ими специальности,
среди экономического и юридического
факультетов. Иная ситуация сложилась
на других факультетах. Она особенно тревожная
среди выпускников физфака, где работать
по специальности планируют только 17%
от числа опрошенных. Здесь самым высоким
оказался процент тех, кто точно знают,
что работать по специальности после окончания
университета они не станут.
Достижение соответствия
между спросом и предложением
на рынке труда требует
Заключение.
Подводя итоги,
можно сказать следующее: во-первых,
изменения в составе
В решении вопросов
трудоустройства выпускников
К сожалению, мало
сейчас освещается проблема получения
гуманитарного образования. Самоопределение
молодежи, ее включение в экономическую
жизнь всегда представляло собой
серьезную социальную проблему. Важность
ее изучения будет еще больше нарастать
с развитием рыночных отношений, распространением
безработицы, ростом уровня экономической
дифференциации населения. Возможно и
юристы, и экономисты всегда будут в цене,
но не стоит забывать и духовно-нравственном
наследии общества.
Итак, молодежь
стремится получить высшее образование,
считая, что «без него в нынешние времена
никуда», но не стоит забывать, что диплом
перестает быть гарантией трудоустройства
и ставит его обладателя в зависимость
от спроса и предложения на рынке труда.
Список литературы:
1) Лисовский
В.Т., Дмитриев А. В. Личность
студента. – Л., 1974.
2) Рубин Б., Колесников
Ю. Студент глазами социолога.
– М., 1980.
3) Власенко А.С.
Некоторые вопросы воспитания
студенчества. – М., 1987.
4) Мечников И.И.
Этюды оптимизма - М., 1984.
5) Филиппов Ф.Р.
Социальная ориентация и
6) Руткевич М.Н.
Социальная ориентация
7) Гинзбург М.Р.
Психическое содержание
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции