Структура природы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат

Краткое описание

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Содержание

Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон. Он акцен­тировал  внимание на производственной основе общества. Важными чертами индустриального  общества также являются гибкость социальных структур, позволяющая  им  модифицироваться  по  мере  изменения  потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуни­каций. Это  такое общество, в котором созданы  гибкие структуры управ­ления,  позволяющие  разумно  сочетать  свободу  и  интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е г. две ступени  в развитии общества дополняются  третьей. Появляется концепция постиндустриального  общества, активно разраба­тываемая в американской ( Д.Белл ) и западноевропейской ( А.Турэн ) социологии. Причина появления  этой концепции - структурные изменения  в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному  взглянуть на само общество в целом. Прежде всего,резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое  образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в прод­вижении по лестнице социальной иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания  как человека, так и общества.

Помимо общества, которое  в социологии зачастую соотносится  с границами государства, анализируются  иные типы организации социаль­ной  жизни.

Марксизм, избирая основой  способ производства материальных благ (единство производительных сил и  соответствующих им производственных отношений), определяет соответствующую  ему общественно-экономическую формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход  от низших к высшим общественно-экономическим  формациям: от первобытно-общинной к  рабовла­дельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Прмитивно-присваивающий  способ производства характеризует  первобытно­общинную формацию. Специфической  чертой  рабовладельческой  формации является собственность на людей  и использование труда рабов, феодаль­ной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к  земле крестьян, буржуазной -переход  к экономической зависимости  формально ­свободных работников  наемного  труда,  в коммунистической  формации предполагалось установление равного  отношения всех  к  собственности на средства  производства  путем  ликвидации  частнособственнических отношений. Признавая причинно-следственные связи между экономическими, политическими, идеологическими и другими институтами,  определяющими полагаются производственные, экономические отношения.

Общественно-экономические  формации выделяются на основании того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной фор­мации.

В основе цивилизованного  подхода лежит идея своеобразия  пути, пройденного народами.

Под цивилизацией понимается качественная специфика  (своеобразие  материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов  на определенном этапе развития.

Среди множества цивилизаций  выделяются Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация, цивилизация России и др.

Любая цивилизация характеризуется  не только специфической об­щественно-производственной технологией, но и в не меньшей  степени, соответствующей ей культурой.  Ей  присущи  определенная  философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ  жизни со своим особым жизненным  принципом,  основу  которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в  социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и  достижения получают всеобщее признание  распространение. Так к цен­ностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических  отношений -это достигнутый уровень  развития техники и технологии, порожденные  новым этапом научно-технической  революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в  общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере  общим достоянием всех народов явля­ются  великие достижения науки, искусства, культуры, а также обще­человеческие  моральные ценности.

Социальная жизнь формируется  сложным комплексом сил, в котором  природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой,проявляет  себя сложное взаимодей­ствие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных  типов организации социальной жизни.

 

Социальные связи, социальные действия и  взаимодействия как базисный элемент социальной жизни

 

Социальная жизнь может  быть определена как комплекс явлений  возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся  в нем продуктов, необ­ходимых для  удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается  именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими инди­видами, входить в социальную группу, участвовать  в совместной дея­тельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может  быть сложной, опосредован­ной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня раз­вития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации  общества,  состояния  нравов.  Имеют место зависимости между  различными общностями  людей  ( между  городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована  на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:

1) субъекты связи (их  может быть двое или тысячи  людей);

2) предмет связи (т.е.  по поводу чего осуществляется  связь);

3) механизм сознательного  регулирования взаимоотношений  между субъектами или "правила  игры".

Социальные связи могут  быть устойчивыми или случайными, непосред­ственными или опосредованными, носить формальный или неформальный характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь выступает прежде всего в виде социального контакта.

Тип кратковременных, легко  прерываемых социальных связей, вызыва­емых  соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется социальным контактом.  В процессе контакта осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход  к более сложным и устойчивым  социальным  взаимосвязям.  Социальные контакты предшествуют всякому социальному  действию.

Среди них выделяются пространственные контакты, контакты заинте­ресованности  и контакты обмена. Пространственный контакт - первона­чальное и необходимое  звено социальных связей. Зная, где  находятся люди и сколько их, а  тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей, исходя из своих потребностей и интересов.

Контакты заинтересованности. Почему вы выделяете из людей того человека или другого? Этот человек  вам может быть интересен потому, что обладает определенными ценностями или чертами, соответствующими вашим  потребностям (у него, например, интересная внешность, обладает информацией, нужной вам). Контакт заинтересованности может  прерваться в зависимости от многих факторов, но прежде всего:

1) от степени взаимности  интересов;

2) силы интереса личности;

3) окружающей обстановки. Например, красивая девушка может  прив­лечь к себе внимание  молодого человека, но может оказаться  безразлич­ной предпринимателю,  интересующемуся, в основном, развитию  собственного дела, или профессору, отыскивающему научные таланты.

Контакты обмена. Я. Щенаньский отмечает, что они представляют собой  специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Индивида в этом случае интересует всего лишь предмет об­мена, Я.Щепаньский приводит следующий пример, характеризующий  контакты обмена. Этот пример связан с  покупкой газеты. Превоначально у  индивида возникает на основании  вполне определенной потребности пространственное  видение  газетного  киоска,  затем  появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и  с продавцом, после чего совер­шается обмен газеты на деньги. Последующие, повторяющиеся контакты могут привести к развитию более сложных взаимосвязей, направленных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.

Социальная связь есть не что иное как зависимость, которая  реализуется через социальное действие и выступает в форме социального  взаимодействия. Рассмотрим более подробно такие элементы  социальной жизни  как социальное действие и взаимодействие.

Согласно М.Веберу: "социальное действие (включая невмешательство  или терпеливое принятие) может быть ориетировано на прошедшее,насто­ящее или ожидаемое в будущем поведение  других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности  в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами,знакомыми или  неопределенным множеством совершенно незнакомых людей". Социальное действие должно быть  ориентировано на других людей, иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно  действие  социальное.  Характерен  в  этом  отношении следующий  пример. Случайное столкновение  велосипедистов  может быть не более,  чем происшествием,  подобно  явлению  природы,  но попытка избежать столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие.

Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно  приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосре­дованное  взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда  индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает  во внимание реакцию других людей, их потреб­ности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взамодей­ствовать; кто и как себя скорее всего  поведет, с учетом этого, какой вариант  действия следует избрать.

Ни один индивид не совершает  социальные действия без учета ситуации, совокупности вещественных, социальных и культурных условий.

Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств - своеобразная плата, которую действующее лицо должно платить за спокойные, надежные, цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

В социологии принято выделять следующие виды социальных действий: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективное и традиционное.

М.Вебер в основание  классификации социальных действий положил целерациональное действие, которое характеризуется ясным  пониманием деятелем того, чего он хочет  добиться, какие пути, средства наиболее эффективны. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положи­тельные и отрицательные последствия  своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств.

Однако носят ли социальные действия всегда в реальной жизни  осознанный и рациональный характер? Многочисленные исследования показывают, то человек никогда не действует  полностью осознанно. "Высокая  степень осознанности и целесообразности, скажем в действиях политика, борющегося со своими соперниками, или в действиях  руководителя пред­приятия, осуществляющего  контроль за поведением подчиненных, во многом основано на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной  моделью. На практике, очевидно, социальными  действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или  менее ясные цели".

Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчи­ненное определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально-поня­той цели, действие по словам М.Вебера, всегда подчинено "заповедям" или требованиям, в повиновении которым данный человек видит долг. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; в разре­шении противоречий между  целью и ориентацией на другого  он полностью полагается на принятые им ценности.

Существуют также аффективное  и традиционное действия. Аффективное  действие иррационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко  усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность.

В реальной жизни  встречаются  все перечисленные виды социальных действий. Некоторые из них,  в  частности,  традиционно-нравственные, вообще могут являться характерными, типичными для определенных слоев  общества. Что касается отдельной  личности, то в ее жизни  есть место  и аффекту, и строгому расчету, привычному  к ориентации на свой долг перед  товарищами, родителями, Отечеством.

Информация о работе Структура природы человека