Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.
Модель социального действия позволяет выявить качественные критерии эффективности организации социальных связей. Если социальные связи позволяют удовлетворить потребности, реализовать свои цели, то такие связи могут быть признаны разумными. Если данная цель взаимосвязей не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуждающая к перестройке данной системы социальных связей. Изменение социальных связей может ограничиться незначительными корректировками, а может потребовать и кардинальных изменений всей системы связей. Возьмем, к примеру, преобразования последних лет в нашей стране. Повышения уровня жизни, большей свободы мы стремились вначале достичь не проводя коренных социальных изменений. Но когда выяснили, что, решить эти проблемы в рамках социалистических принципов не дали желаемого результата, в обществе стали нарастать настроения в пользу более радикальных изменений системы общественных отношений.
Социальная связь выступает
в виде как социального контакта,
так и социального
Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.
Большую роль в осуществлении взаимодействия играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу, перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым, постоянным. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействия и даже к прерыванию в общении.
Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействие на основе соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Если на основе сотрудничества
возникают чувства
Социальное взаимодействие изучается на двух уровнях: микро- и макроуровне. На микроуровне изучается взаимодействие людей друг с другом. Макроуровень включает такие крупные структуры как правительство и торговля, и такие институты как религия и семья. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на обеих уровнях.
Итак, по всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в глубокое, сопряжимое взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. Социальные связи представляют таким образом множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают разные типы отношений между людьми.
Отношения, которые связывают
социального субъекта ( индивида, социальную
группу) с объективной
Она может быть материальной и духовной, практической и теоретической, преобразовательной и познавательной и т.п. В основе человеческой деятельности лежит социальное действие. Рассмотрим его механизм.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматриваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.
Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.
Потребности человека многообразны.
Их сложно классифицировать. Общепризнанно,
что одна из лучших классификаций
потребностей принадлежит А.Маслоу,
американскому социологу и
Он выделил пять видов потребностей:
1) физиологические - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;
2) потребности безопасности и качестве жизни - стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, личной безопасности;
3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;
4) потребности престижа -
в уважении со стороны "
5) потребности самореализации, творческого самовыражения и т.д.
А.Маслоу убедительно показал,
что неудовлетворенная
Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.
В реальных действиях человека результируются несколько потребностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности.
Становление системы потребностей
современного человека - процесс длительный.
В ходе этой эволюции через несколько
этапов происходит переход от безусловного
доминирования витальных
Потребности тесно связаны
с интересами. Ни одно социальное действие
- крупное событие общественной жизни,
преобразование, реформа - не может
быть понято, если не выяснены интересы,
породившие это действие. Соответствующий
данной потребности мотив
Если потребность
Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.
Итак, социальный объект в
соединении с актуализированным
мотивом вызывает интерес. Постепенное
развитие интереса ведет к появлению
у субъекта цели в отношении конкретных
социальных объектов. Появление цели
означает осознание им ситуации и
возможность дальнейшего
Ценности - объекты разного
рода, способные удовлетворять
В социологии ценности рассматриваются
как имеющие исторически
В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
1) смысложизненные (
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);
б) демократические (свобода слова, партий);
в) общественного признания
(трудолюбие,квалификация,
г) межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность, любовь и др.);
д) личного развития (чувство собственного достоинства,стремление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);
3) партикулярные:
а) традиционные ( любовь и првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим эта система подвергается изменениям.
Социальное изменение может определить и как изменение способа организации общества. Изменение социальной организации является всеобщим явлением, хотя оно и происходит различными темпами.Например, модернизация, которая в каждой стране имеет свои особенности. Под модернизацией здесь понимается сложная совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.
Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.
Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение". Как считают многие ученые термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном направлении. Но в чьих ценностях может быть измерена эта желательность? Например, строительство атомных электростанций какие изменения собой олицетворяют - прогресс или регресс?
Необходимо отметить, что
в социологии есть взгляд, что развитие
и прогресс это одно и то же. Этот
взгляд выводится из эволюционных теорий
XIX века, утверждавших, что любое
социальное развитие по природе одновременно
и прогресс, потому что он совершенствование,
т.к. обогащенная система, будучи более
дифференцированной является вместе с
тем и более совершенной
Моральное развитие групп может быть измерено степенью соответствия их общественной жизни, признанным в них моральным критериям, но может быть также измерено и степенью "счастья", достигнутого их членами.
В любом случае предпочитают говорить о развитии особо и принять дефиницию, которая не включает ни какой оценки, а позволяет измерять уровень развития объективными критериями и количественными мерами.
Термин же "прогресс" предлагает оставить для определения степени достижения принятого идеала.
Социальный идеал - это модель совершенного состояния общества, представление о совершенных общественных отношениях. Идеал задает конечные цели деятельности, определяет ближайшие цели и средства их осуществления. Будучи ценностным ориентиром он выполняет тем самым регулятивную функцию, которая состоит в упорядочении и поддержании относительной стабильности и динамичности общественных отношений, в соответствии с образом желаемой и совершенной действительности как высшей цели.