Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:44, реферат
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Введение.
Структура природы человека.
Биологическое и социальное в человеке.
Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
Социальная жизнь.
Исторические типы социальной жизни.
Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Заключение.
Литература.
Чаще всего во время относительно стабильного развития общества, идеал регулирует деятельность людей и общественные отношения не непосредственно, а опосредованно, через систему существующих норм, выступая системным принципом их иерархии.
Идеал, как ценностный ориентир и критерий оценки действительности, как регулятор общественных отношений, является воспитывающей силой. Наряду с принципами и убеждениями он выступает компонентом мировоззрения, оказывает влияние на формирование жизненной позиции человека, смысла его жизни.
Социальный идеал вдохновляет людей на изменение социальной системы, становится важным компонентом социальных движений.
Социология рассматривает
социальный идеал как отражение
тенденций общественного
Идеалы, тяготеющие к сфере общественного сознания, стимулируют социальную деятельность. Идеалы обращены в будущее, при обращении к ним снимаются противоречия действительных отношений, в идеале выражена конечная цель социальной деятельности, социальные процессы здесь представлены в виде желаемого состояния, средства достижения которого могут быть еще не вполне определены.
В полном своем объеме - с обоснованием и во всем богатстве его содержания - социальный идеал может быть усвоен только с помощью теоретической деятельности. И разработка идеала, и усвоение его предполагает определенный уровень теоретического мышления.
Социологический подход к идеалу предполагает проведение четких различий между желаемым, действительным и возможным. Чем сильнее стремление достичь идеал, тем более реалистически должно быть мышление государственного и политического деятеля, тем больше внимания должно уделяться изучению практики экономических и социальных отношений, действительным возможностям общества, реальному состоянию массового сознания социальных групп и мотивам их деятельности и поведения.
Ориентация только на идеал
часто приводит к определенному
искажению действительности; видение
настоящего сквозь призму будущего нередко
ведет к тому, что действительное
развитие отношений подгоняется
под заданный идеал, т.к. возникает
постоянное стремление этот идеал приблизить,
зачастую игнорируются реальные противоречия,
негативные явления, нежелательные
следствия предпринимаемых
Другая крайность
Идеалы наталкиваются на сопротивление действительности, поэтому они воплощаются не в полной мере. Что-то из данного идеала претворяется в жизнь, что-то видоизменяется, что-то отсеивается как элемент утопии, что-то откладывается на более отдаленную перспективу.
Это столкновение идеала с действительностью раскрывает важную особенность бытия человека: человек не может жить без идеала, цели; критического отношения к настоящему. Но человек не может жить и одними идеалами. Его дела и поступки побуждаются реальными интересами, он должен постоянно сообразовывать свои действия с наличными средствами претворения идеала в жизнь.
Социальный идеал во всей множественности и сложности его сущности и формы можно проследить на протяжении развития человечества. Причем социальный идеал можно анализировать не только как абстрактно-теоретичекое учение. Наиболее интересно рассматриваем социальный идеал на конкретном историческом материале (например, античный идеал "золотого века", раннехристианский идеал, идеал просвещения, коммунистический идеал).
Традиционный взгляд, сложившийся в нашем обществоведении, сводился к тому, что существовал лишь один подлинный коммунистический идеал, в основе которого лежит строгая теория научного развития. Все остальные идеалы считались утопическими.
Многим импонировал некий идеал грядущего равенства и изобилия. Причем в сознании каждого человека этот идеал приобретал индивидуальные черты. Социальная практика доказывает, что социальный идеал может меняться в зависимости от многих обстоятельств. Необязательно он может сводиться к обществу равенства. Множество людей, наблюдая на практике отрицательные последствия эгалитаризма, хотят жить в обществе предельной стабильности и относительно справедливой иерархии.
В настоящее время, по данным социологических исследований, российское общество не имеет какого-либо господствующего представления о желаемом пути социального развития. Разуверившись в социализме, подавляющая часть людей так и не восприняла никакого другого общественного идеала.
В то же время на Западе идет постоянный поиск социального идеала, способного мобилизовать людскую энергию.
Свое видение социального
идеала представляют неоконсерваторы,
социал-демократы. Согласно "новым
правым" (1), представляющим первое направление,
в рыночном обществе, где вся система
ценностей ориентирована на рост экономики
и непрерывное удовлетворение постоянно
возрастающих материальных потребностей,
сформировался рыночный менталитет.
Человек превратился в
Социал-демократы, обосновывая
с различных точек зрения необходимость
выдвижения социального идеала в
современных условиях связывают
его с понятием "демократический
социализм". Под демократическим
социализмом обычно подразумевается
непрерывный процесс
Как социальный идеал в современных условиях выступает новый тип цивилизации, призванный спасти человечество; обеспечить гармонию с природой, социальную справедливость, равноправие во всех сферах человеческой жизни.
Таким образом, мировая социальная практика показывает, что общество не может успешно развиваться без определения основных принципов социального устройства.
Заключение.
Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.
Вышеуказанные отличия человека
от животного характеризуют его
природу; она, будучи биологической, не
заключается в одной лишь природной
жизнедеятельности человека. Он как
бы выходит за пределы своей биологической
природы и способен на такие действия,
которые не приносят ему никакой
пользы: он различает добро и зло,
справедливость и несправедливость,
способен к самопожертвованию и
к постановке таких вопросов, как
“Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что
я должен делать?” и др. Человек
— не только природное, но и общественное
существо, живущее в особом мире
— в обществе, которое социализирует
человека. Он рождается с набором
биологических черт, присущих ему
как некоторому биологическому виду.
Человеком же разумным становится под
действием общества. Он учится языку,
воспринимает общественные нормы поведения,
пропитывается общественно
Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.
Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Литература:
1. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983.
2. Социальные
идеалы и политика в
3. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека /Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.
4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.
5. Сорокин П. / Социология М., 1920
6. Сорокин
П. / Человек. Цивилизация.
7. К. Маркс, Ф. Энгельс / Собрание сочинений. Том 1. М., 1963