Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

На социализации каждого конкретного человека влияют различные факторы, их сочетание делает процесс социализации каждой личности уникальным. Такими факторами социализации являются: биологические (наследственные признаки, как положительные так и отрицательные); психологические (черты характера, особенности темперамента, качество памяти, интеллектуальные задатки); экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, экономическое состояние общества); социальные (ближайшее социальное окружение, семья, сверстники, коллеги); политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, демократия, анархия и т.д.); культурологические (общее состояние культурной среды, наличие либо отсутствие у индивида культуры общения) и т.д. [4, с. 52].

Процесс социализации в советской литературе привязывался к трудовой деятельности, которая воспринималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделялись три периода социализации:

  • Дотрудовой,
  • Трудовой,
  • Послетрудовой.

Современные социологи выделяют различное количество стадий социализации [см.: 2, с. 282 – 285; 4, с. 52]. Нам кажется целесообразным выделить следующие стадии социализации:

  • Ранняя (детство),
  • Обучение (школа, вуз),
  • Социальная зрелость (период трудовой деятельности),
  • Завершение жизненного цикла (после завершения трудовой деятельности до смерти человека).

Основными средствами социализации являются: язык, ценности, социальные нормы, навыки и умения, статусы и социальные роли. Основными социальными институтами в которых проходит социализация являются: семья, образование, институты трудовой деятельности, институты духовной сферы [4, с. 53]. Агентами социализации (т.е. теми, кто непосредственно осуществляет социализацию, кто ответственен за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) являются: родственники, родители, коллеги по работе, друзья, ученики класса, студенческой группы, учителя, соседи и т.д. Агенты социализации делятся на первичные (неформальные) и вторичные (формальные). Первичные агенты (первичная среда) – это не просто ближайшее окружение человека, но и важнейшее по степени значимости, по частоте и плотности контактов.

Вторичные (формальные) агенты социализации – это представители формальных групп и организаций: администрация школы, университета, предприятия, чиновники, средства массовой информации и т.д. [8, с. 221].

Институты, агенты социализации способствуют успешной социализации личности, т.е. включению её в социальную структуру.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 224 с.

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.

3. Смелзер, Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия / Сост.: Белинская Е., Тихомандрицкая О. / Материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php

4. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс: учеб. пособие для  студентов учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования / А.Н. Елсуков – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128.

5. Екадумова, И.И., Мазаник, М.Н. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. – Минск: «ТетраСистемс», 2010. – 175 с.

6. Кравченко, А.И  Социология: учебник / А.И. Кравченко. –  Москва: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 536 с.

7. Социализация (словарь) / Материалы Интернета http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/744.php

8. Анурин, В.Ф., Кравченко, А.И. Социология / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 431 с.

 

Практические задания:

1.Как соотносятся понятия «личность», «индивид», «человек»?

2. Дайте определения термина  «личность».

3. Всем ли личностям присуща  индивидуальность или это характеристика  только талантливых людей?

4. Изложите теорию формирования  личности Дж. Мида.

5. Расскажите о теории «зеркального  Я» Ч. Кули.

6. Как представлял структуру  личности З. Фрейд?

7. Какие типы личности выделят  современные социологи?

8. Что такое «базис личности»? Чем это понятие отличается от понятия «базисной личности»?

9. Опишите структуру личности  как взаимодействие биофизиологического  «Я» и психосоциального «Я».

10. Какие социальные механизмы  способствуют формированию личности?

11. Что такое «социальный контроль»?

12. Дайте определение понятия  «социальный статус».

13. Что такое «социальная роль»?

14. Какие виды социальных статусов  Вам известны?

15. Что такое «статусный набор»?

16. Что такое «ролевой набор»?

17. Всегда ли, на Ваш взгляд, совпадают  ролевые ожидания и ролевое исполнение?

18. Какие факторы предопределяют  исполнение индивидом социальной  роли?

19. Когда возникает ролевой конфликт? Каков выход из конфликта?

20. Какие компоненты социологи  выделяют в нормативной структуре  личности?

21. Что такое социализация личности? Охарактеризуйте этот процесс.

22. Какие формы социализации  Вам известны?

23. Что такое ресоциализация?

24. Назовите элементы социализации.

25. Какие факторы социализации  Вы можете назвать.

26. Расскажите об агентах социализации

27. Перечислите и охарактеризуйте периоды и стадии социализации

28. Назовите средства социализации.

29. В рамках каких социальных  институтов происходит социализация  личности?

  • Работа с текстом:
  • 1. Прочитайте отрывок из произведения Н. Смелзера* и ответьте на вопросы в конце текста:
  • « <...> Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. <...> Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

    Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас – социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

    Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать ее. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968г. <...>

    Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. Например, случайные половые связи с биологической точки зрения вполне возможны, но каждое общество регулирует сексуальное поведение своих членов. Дальше мы рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.»

    *Н. Смелзер Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия / Сост.: Белинская Е., Тихомандрицкая О. / Материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php

    Вопросы:

    1. Какое определение  социализации предлагает Н. Смелзер? Возможна ли социализация вне  общества?

    2. Каковы факторы успешной социализации по мнению автора текста?

    3. Почему социализация  не всегда имеет прогнозируемые  результаты?

    4. Следует ли  понимать социализацию как однонаправленный  процесс? Какой пример приводит  автор о взаимодействии агентов  и объектов социализации?

    5. Какие ограничивающие  факторы отмечает автор в процессе  социализации?

     

    2. Прочитайте отрывок из произведения Сорокина П.А. «Культура и самоубийство»* и ответьте на вопросы в конце текста:

    «Характерной чертой первобытных обществ является то обстоятельство, что здесь нет того разделения общества на классы, касты, сословия и профессиональные группы, которое существует в каждом более или менее культурном обществе. Это – общества небольшие, в которых каждый член более или менее похож на другого. Поведение поступки каждого в значительной степени похожи на поведение всех остальных членов группы. Религиозные верования, правовые и нравственные переживания всех членов группы сходны между собой. Каждая личность здесь является неразрывным элементом группы, она связана с ней, и ее интересы неотделимы от интересов группы. Она только как бы часть группы, которая тонет в обществе. Индивидуальности, в строгом смысле слова, здесь еще нет. На первом плане стоит вся группа, состоящая из одинаковых членов, крепко связанных друг с другом. Личность здесь не одинока. Поэтому, если на долю личности падают различные неприятности – он их легко переносит, потому что она живет для группы, а не группа для нее. Страдания в глазах страдающего принимают реальный смысл и высокую ценность, ибо они нужны для группы. Мало того, личность здесь очень легко приносит себя в жертву всех группе, ибо сама то жертва, как в ее собственных глазах, так и в глазах остальных членов, приобретает смысл и окружается ореолом.

    Иное дело организация современных обществ. Здесь личность одинока; особенно велико ее одиночество в крупных городах. Общность верований, обычаев, нравов, интересов – исчезла. Каждый член имеет свои интересы, далеко не совпадающие с интересами других. Религиозные связи, некогда скреплявшие всех членов, стали слабыми или совсем исчезли. Вера в занебесное вознаграждение пала, а тем самым исчезла одна из причин, заставляющих бодро переносить страдания и бедствия. Разделение общества на группы вызвало и разделение интересов. Интересы личности уже не совпадают с интересами общества, а раз это так, то вполне понятно, что исчез одни из мотивов переносить трудную жизнь. К чему страдать – когда эти страдания не служат интересам общества и когда они невыносимы для самой личности? Нет никакого смысла жить ради страдания. Большинство нитей, связывавших одно "я" с другими, ослабло, боги исчезли, и люди осиротели. Человек остался один. "Люди на земле одни – вот беда!" писал Достоевский про наше время. Есть ли в поле жив человек? – кричит русский богатырь. Кричу и я – не богатырь, и никто не откликается". Да, действительно, отклика нет. Живем мы в каменных мешках и зачастую не знаем, что делается в соседней комнате. Радость ли там, или горе… Ежедневно мимо нас по улицам проходят тысячи людей. Разве можно их заметить всех, вглядеться в их "нутро"? Это невозможно. Жизнь течет с ужасающей быстротой, людей так много, что заинтересоваться судьбой каждого нет возможности. <...>

    Одиночество, оторванность личности от общества, быстрый и лихорадочный бег жизни, распыленность общества и падение религиозных верований, неуравновешенность и неустойчивость жизни – таковы признаки, присущие культурному обществу. <...>»

    *Сорокин П.А. Культура  и самоубийство. М., 2003 // Материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php

    Вопросы:

    1. Какие общества  П. Сорокин называет «первобытными»? Какими чертами они характеризуются? Если использовать современную  социологическую классификацию  обществ (см. модуль 3), то какому типу  соответствуют такие общества?

    2. Какие черты  современных обществ описывает  П. Сорокин?

    3. Какова роль  урбанизации в приобретении современным  обществом его основных черт?

    4. Что является  причиной «одиночества личности»  в современном обществе, по мнению  П. Сорокина?

    5. Где, по мнению П. Сорокина, личность чувствовала себя более психологически комфортно – в «первобытном» или «современном» обществе?

     

    3. Прочитайте отрывок из произведения  Бергера П., Лукмана Т. «Социальное  конструирование реальности»* и  ответьте на вопросы в конце  текста:

    Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов