Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

«При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других. Общество предоставляет тому, кто должен пройти социализацию, определенную совокупность значимых других, которых он должен принять в качестве таковых, не имея возможности выбрать других. <...> Родителей не выбирают. Один из недостатков ситуации, в которой оказывается  ребенок, состоит в том что, хотя ребенок не вполне пассивен в процессе социализации, но именно взрослые диктуют ему правила игры. Ребенок может играть в игру с энтузиазмом или со скрытым сопротивлением. Но, увы, никакой другой игры нет. И это имеет важное следствие. Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической. По этой же причине его интернализация их особой реальности является квазинеизбежной. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый, как мир tout court. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Однако, как бы ни было первоначальное ощущение неизбежности ослаблено последующими разочарованиями, воспоминание о неповторимой определенности первых проблесков реальности все еще остается присущим первому миру детства Так что в результате первичной социализации происходит то, что (в ретроспективе, конечно) может считаться самой большой шуткой, сыгранной обществом с индивидом, — когда создается впечатление необходимости от того, что на самом деле — лишь цепь случайностей, и вместе с тем становится осмысленным сам факт его рождения.

Понятно, что специфическое содержание, интернализируемое в процессе первичной социализации, в разных обществах будет различным. Но везде есть нечто общее. Это язык, который должен быть интернализирован в первую очередь. Вместе с языком и посредством языка различные мотивационные и интерпретационные схемы интернализируются в качестве институционально определенных — например, желание действовать как храбрый маленький мальчик предполагает разделение мальчиков на храбрых и трусливых. Эти схемы снабжают ребенка программами для повседневной жизни. Причем некоторыми он может воспользоваться сразу же, а другие — касающиеся ожидаемого поведения — предназначены для более поздних биографических ступеней. К примеру, храбрость может понадобиться ему, чтобы справиться с повседневными трудностями и невзгодами и подвергнуть испытаниям свою волю...<...>

Значит, в процессе первичной социализации конструируется первый мир индивида. Присущее ему особое качество устойчивости, хотя бы отчасти, объясняется неизбежностью взаимосвязи индивида с его самыми первыми значимыми другими. Так что мир детства в его светлой реальности способствует появлению ситуации. Мир детства массивно и несомненно реален!' Очевидно, на этой стадии развития сознания и не может быть иначе. Лишь позднее индивид сможет позволить себе роскошь хоть чуть-чуть усомниться.»

*Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: “Медиум”, 1995. - 323 с. // Материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php

Вопросы:

1. Какой пример приводят  авторы для того чтобы показать  механизм первичной социализации.

2. Обратитесь к социологической  литературе и выясните, что означает  термин «интернализация». Что под  этим термином понимают авторы  текста?

3. Кто такие «значимые  другие» и какова их роль  в процессе первичной социализации  индивида?

Творческое задание:

1. Подготовьте выступление на тему: «Права и обязанности личности как факторы взаимоотношений личности и социальной среды».

2. Подготовьте обсуждение на «круглом столе» темы «Ресоциализация некоторых социальных групп современного белорусского общества». Примите к сведению тот факт, что социализация взрослых людей часто предполагает уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, которые были сформированы в предыдущие годы. В этом случае принято говорить о ресоциализации. Ресоциализация может охватить целые слои общества.

 

Темы для сообщений и докладов:

1. Социокультурные ориентации современной  белорусской молодёжи.

2. Неравенство в обществе и  социализация.

3. Многообразие социальных ролей  личности.

4. Социализация личности.

 

Рекомендуемая при подготовке докладов литература:

1. Бекетов, Н.В. Анализ процессов  социализации молодёжи как фактор  развития современного общества / Н.В. Бекетов // Социальные проблемы  современной молодёжи: сборник материалов  международной научно-практической  конференции (3-4 декабря 2008 г. ) / Под ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 476 с.

2. Анурин, В.Ф., Кравченко, А.И. Социология / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2004, с. 222 – 229.

3. Храмцова, Ф.И. Гендерное  измерение политической социализации молодёжи в Республике Беларусь. Монография / Ф.И. Храмцова. – Минск: Белстпринт, 2009. – 308 с.

4. Давыдова, Н.М. Депривационный  подход в оценках бедности / Н.М. Давыдова // Социологические исследования. – 2003. – №6. – С. 88 – 95.

5. Сурмач, М.Ю. Ценностные  установки студенческой молодёжи  по пролемем семьи / Социология. – 2004. – №3. – С. 86 – 89.

6. Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие ля студентов  высших учебных заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. (С. 214 – 224).

7. Веремеева, Н.П., Левицкая  И.В., Соглаева, Л.А. Формирование установок  молодёжи современной Беларуси  на здоровый образ жизни / Н.П. Веремеева, И.В. Левицкая, Л.А. Соглаева // Социология. – 2005. – №4. – С. 61 – 67.

8. Емчура, Т. Современная молодёжь и каналы её социализации / Т. Емчура // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2006. – № 3. – С. 135 – 140.

9. Местовский, Н.А. Состояние  политической культуры студенческой  молодёжи в современном трансформирующемся обществе / Н.А. Местовский // Социология. – 2000. – №2. – С. 63 – 69.

10. Головин, Н.А. Структура эмпирических  данных в исследованиях социализации / Н.А. Головин // Социология. – 2006. – №3/4. – С. 74 – 76.

11. Бабосов, Е.М. Социология  личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов – Минск: Бел. наука, 2006. – 591 с.

12. Ушева, И.В. Социальное наследование как преемствення связь социального развития общества и личности. / И. В. Ушева // Социология. – 2003. – N 4. – С. 78 – 83.

 

МОДУЛЬ 6.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ.

 

Вопросы:

1. Понятие социальной  структуры и стратификации. Теории  социальной стратификации.

2. Основные измерения  стратификации современного общества.

3. Социальная  структура и стратификация белорусского  общества.

 

Конспект учебного материала

 

1. Понятие социальной структуры и стратификации Теории социальной стратификации.

Межу людьми в обществе существуют различия социального, биологического, психологического характера. Социальными называют различия, которые порождены социальными факторами, такими как: разделение труда, уклад жизни, выполняемые функции, уровень достатка и т.д. Современное общество характеризуется мультипликацией (нарастанием) социальных различий. Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнен с другими. Поэтому, можно сказать, что общество обладает социальной структурой [1, с. 538].

Социальная структура –  это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности [2, с. 80].

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Более крупные эламанты социальной структуры: социальные группы, социальные слои (страты), классы, социальные общности и т.д.

Социальная  структура, таким образом, отражает «вертикальный срез» общества, однако, все составляющие элементы в обществе расположены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»).

Социальная стратификация (лат. stratum – слой, fasio – делаю). совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв общества. Понятие стратификации позаимствовано социологией из геологии, где обозначает положение пластов различных пород по вертикали.

Социальная страта - это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополии. Иногда в литературе используется тождественное стратификации понятие – социальное расслоение (т.е. деление на слои). Термин стратификация фиксирует не только процесс поляризации населения на бедных и богатых, но и конечный результат расслоения, когда возникает средний класс [3, с. 17]. Явление стратификации характерно и для современных и для доиндустриальных обществ.

Историческим примером стратификации может служить кастовая ситема индусского общества. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов – касту жрецов (3% населения), кшатриев, потомков воинов и вайшья, торговце, которые вместе состовляли примерно 7% индийцев; шудра (крестьян и ремесленников) – 70%, остальные – хариджане или неприкасаемые, которые традиционно были уорщиками, мусорщиками, кожевенниками, свинопасами. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, так как считалось, что это оскверняет высших [4, с. 234]. Разумеется, что стратификация древних обществ не была похожа на стратификацию современного общества, она различалась по многим критериям, одним из которых был критерий открытости. В открытой системе стратификации члены социальной структуры могут легко менять свой социальный статус (характерны для современных обществ); в закрытой системе стратификации члены общества с большим трудом могут изменить свой статус (общества аграрного типа).

Теорию социальной структуры и стратификации в социологии разрабатывали: М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс и др.

П. Сорокин выделил 3 типа соц. стратификации по 3-м критериям:

1. Уровню дохода,

2. Политическому  статусу,

3. Профессиональным  ролям.

П. Сорокин соц. стратификацию представлял как деление общества на страты (слои). Он считал, что слои (страты) не остаются данными, неизменными, они находятся в постоянном изменении и развитии. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью соц. слоёв и классов.

Социальная страта – это множество людей внутри большой группы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря позиции, а также возможности достичь монополии.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Соц. мобильность обладает различными признаками, из которых существенным является пространственная характеристика, скорость и плотность протекания стратификационных изменений.

Перемещение (мобильность) бывает:

  • Горизонтальная, вертикальная (вверх-вниз в другой слой или в рамках своей страты);
  • Медленная, быстрая (по скорости);
  • Индивидуальная, групповая.

Т. Парсонс усовершенствовал теорию социальной стратификации, предложенную П. Сорокиным. Он дополнил критерии стратификации новыми качественными признаками:

1. качественными  характеристиками, которыми люди  обладают от рождения (этническая  принадлежность, половые особенности);

2. ролевые характеристики (должность, уровень знаний);

3. характеристиками  обладания (собственность, материальные ценности).

К. Маркс соц. структуру понимал как деление общества на социальные классы. Связывал деление общества на классы с разделением труда и институтом частной собственности. Считал, что причиной социального расслоения является разделение общества на тех, кто владеет средствами производства и тех, кто может продавать только свой труд. По мнению К. Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении – экономическом.

М. Вебер полагал, что К. Маркс слишком упростил картину стратификации, в обществе существуют и другие критерии раздела. Он предложил многомерный подход к стратификации [4, с. 235]. М. Вебер источниками  развития страт считал: различные типы занятий людей (профессии), наследуемую некоторыми людьми харизму и присвоение политической власти. Учёный в теории стратификации предложил использовать 3 критерия:

  • Класс (экономическое положение);
  • Статус (престиж);
  • Партию (власть).

Экономическое положение стратификации определяется богатством и доходом индивида; престиж – это авторитет, влияние, уважение, степень которых соответствует определённому социальному статусу; власть – это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизировать человеческие ресурсы для достижения цели.

Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов