Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Эти три измерения взаимосвязаны, но не обязательно занимая высокое положение по одному из критериев индивид будет также занимать высокое положение по другому критерию (например, престиж священника в обществе высок, но по влиянию на политику эта группа населения занимает невысокое положение) [4, с. 236].

 

2.Основные измерения стратификации.

Современные учёные пришли к выводу, что анализируя социальную стратификацию общества целесообразно использовать несколько критериев. Таким образом, современные учёные используют многоуровневую стратификацию, которая, в отличие от одноуровневой, представляет собой деление общества по двум и более критериям. Дифференциация людей (или социальных групп) в обществе на социальные страты характеризуется неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д. Современные учёные социологи учитывают следующие особенности стратификации.

1.В процессе  стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы (слои, классы, страты).

2.Социальная  стратификация разделяет людей  не только на высшие и низшие  слои, но и на привилегированное  меньшинство и ущемлённое в  правах большинство.

3.При стратификации учитывается возможность перемещения.

Современное общество можно дифференцировать (структурировать) по различным критериям.

Критерии дифференциации общества:

  • Этнонациональные,
  • Мировоззренческие,
  • Религиозно-конфессиональные,
  • Образовательные,
  • Духовно-культурные,
  • Ценностно-ориентационные (религиозная, светская мораль).
  • Экономические (владение капиталом, уровень личного дохода и потребления);
  • Идейно-политические (причастность к управлению обществом, причастность к процессам перераспределения общественного богатства) [5, с. 195].

Ряд западных социологов в социальной структуре общества выделяют 3 класса: высший класс (обычно 1-2 % населения, это владельцы крупного капитала, высшая бюрократия, элита); низший класс (низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и доходов); средний класс (совокупность групп самостоятельного и наёмного труда, занимающих серединное, промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий и обладающих общей идентичностью) [2, с. 82]. Средний класс в развитых странах состовляет 60% населения (например, в США), по оценкам некоторых социологов, в Беларуси он не более 20 %. Внутри выделенных классов также возможна дифференциация. Например, внутри среднего класса выделяют высший средний (владельцы среднего капитала, административная и политическая элита среднего уровня, представители высших интеллектуальных профессий); средний средний (представители малого бизнеса, фермеры, коммерсанты, лица “своодных профессий”); низший средний (средний сосотав оеспечения оразования, здравоохранения и социальных служб, раотники массовых профессий торговли и сервиса, высококвалифицированные рабочие) [2, с. 86].

Социальная структура может иметь «пирамидальную» либо «ромбовидную» форму. При пирамидальной форме социальной структуры средний класс в обществе достаточно небольшой, зато значительная часть общества относится к нижним слоям. При ромбовидной структуре средний класс большой. Считается, что чем больше средний класс, тем более стабильно общество [5, с. 176].

Одни социологи исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений. Другие – анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся ролевые различия между людьми. Если воспринимать социальную структуру как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними, то вероятным становиться определение таких её элементов как: индивиды, нормы, ценности, социальные статусы, роли, позиции и т.п.

Элементы системы эмерджентны, т.е. их свойства не сводятся к их сумме, а являются свойствами именно этой совокупности элементов [5, с. 176].

 

3. Социальная структура современного  белорусского общества.

На постсоветском пространстве основным стратификационным критерием стал масштаб присвоения собственности, что отражало происходящие социальные изменения. Например, в 1990 г. доля доходов, полученная от официально не учитываемой тогда предпринимательской деятельности составила 2% от всех доходов, в 1999 г.  – 12%. Социологи отмечают, что критерий дохода стал основным и в оценках населением своего положения в обществе. Например, в ходе социологического опроса выяснилось, что 2/3 опрошенных обеспокоены низким уровнем своих доходов [5, с. 190].

Положение населения по статистическим данным, обобщённым социологами:

  1. Богатые люди (1,5 % населения)
  2. Состоятельные (могут позволить отдых в дорогих санаториях, дорогие покупки, поездки и тд.) 5-6 %
  3. Обеспеченные (ощущают ограничения при покупке дорогих вещей) 8-9%
  4. Среднеобеспеченные выбор: либо дорогая одежда, либо хорошее питание (14%)
  5. малообеспеченные – ощущают затруднения при покупке качественной еды, одежды (17%)
  6. Бедные (47%)
  7. Нищие (7%) [5, с. 192].

Однако, для того, что бы представить картину белорусского общества, недостаточно использовать один критерий дохода, необходимо сопоставление ряда социально-статусных критериев.

Социально-статусная иерархия населения:

1. Высший слой (новая  элита, владельцы банков, фирм, должности  министра).

2. Высший средний слой (директора, предприниматели, артисты)

3. Средний средний слой (профессура, врачи, юристы)

4. Низший средний слой (учитель, инженер)

5. Низший слой (рабочие, служащие)

6. Паразитические слои (грабители, проститутки)

7. Маргинальные слои (нищие, бомжи).

Критериями для разделения белорусского общества на данные группы являются следующие: доход, влияние в политической сфере, образование, престижность профессии, наличие социальных гарантий, уровень сознания. Эти семь индикаторов находятся во взаимосвязи.

Многообразие взаимно пересекающихся связей и взаимодействий выделенных групп индикаторов предопределяет сложную панораму социально-стратификационных изменений в современном белорусском обществе. [5, с. 193].

 

  • Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

    1. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

    2. Екадоумова  И.И. Социология: ответы на экзаменационные  вопросы / И.И. Екадоумова. М.Н. Мазаник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 176 с.

    3. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Т. 2. Добреньков, В.И. Социальная структура и стратификация. – Москва: Вузовская книга. – 535 с.

    4. Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология / В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко В.Н. Попов и др. – 2-е изд. [испр. и  доп.]. – Москва: УИЦ «Гардарики», 2000. – 510 с.

    5. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.

    5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.А. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

    6. Бабосов, Е.М. Практикум  по социологии: Учебное пособие  для студентов вузов. / Е.М. Бабосов  – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – 416 с.

    7. Бабосов, Е.М. Социология  личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов – Минск: Бел. наука, 2006. – 591 с.

     

     

    Практические задания:

    1. Дайте определение понятия  «социальная стратификация».

    2. Что такое «социальная страта»?

    3. Кто из социологов разрабатывал  теорию социальной стратификации?

    4. Какие критерии для стратификации  предложил П. Сорокин?

    5. Каковы критерии стратификации  общества, предложенные Т. Парсонсом? Чем они отличаются от критериев, предложенных П. Сорокиным?

    6. Что такое «социальная структура»?

    7. Дайте определение понятия  «мобильность».

    8. Назовите виды социальной мобильности. Охарактеризуйте их.

    9. Каковы причины социальной  мобильности?

    10. Какие критерии выделения  социальных страт предложил социолог  М. Вебер?

    11. Перечислите элементы социальной  структуры общества.

    12. Дайте определение понятия «социальная группа».

    13. Какие виды социальных групп  Вы знаете. Кратко их охарактеризуйте.

    14. Какие критерии используют  современные социологи для стратификации  общества?

    15. Охарактеризуйте стратификационный  срез современного белорусского общества. Какие социальные слои можно выделить? Какие критерии стратификации целесообразно использовать.

     

  • Работа с текстом:
  • 1. Прочитайте отрывок из произведения  русского социолога П. Сорокина* и ответьте на вопросы в конце текста:

    «Социальная стратификация — это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как "общество равных" или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества, разделены на различные группы по роду их деятельности, занятием, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

    Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. <...> Реальная картина социальной стратификации любого общества очень сложна и путана. Чтобы облегчить процесс анализа, следует учитывать только основные, самые главные свойства, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины.»

    *П. Сорокин. Социальная  стратификация и мобильность. // Питирим  Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). - М., 1992. - С. 302-373. (Текст адаптирован). // Использованы материалы Интернета, см.: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_strat_mobile.html

    Вопросы:

    1. Какое определение социальной  стратификации предлагает П Сорокин?

    2. Является ли социальная стратификация  объективным явлением? Какие доводы  в пользу этого утверждения  приводит автор текста?

    3. Какие критерии социальной  стратификации предлагает использовать  П. Сорокин?

    4. Как выражает свое  скептическое настроение автор  в отношении построения «общества  равных»?

     

    2. Прочитайте отрывок из произведения  Р. Мертона Социальная структура  и аномия * и ответьте на вопросы в конце текста:

    «В социологической теории существует заметная и настойчивая тенденция относить неудовлетворительное функционирование социальной структуры в первую очередь на счет присущих человеку повелительных биологических влечений, которые недостаточно сдерживаются социальным контролем. С этой точки зрения социальный порядок — всего лишь инструмент для «регулирования импульсивных действий», «социальной переработки» напряжений. Следует отметить, что эти импульсивные действия, прорывающиеся сквозь социальный контроль, рассматриваются в качестве проявления биологически обусловленных влечений. Предполагается, что стремление к неподчинению коренится в самой природе человека. Подчинение, таким образом, представляет собой результат либо практического расчета, либо механического кондиционирования. Эта точка зрения, не говоря уже о ее прочих недостатках, явно не дает ответа на один вопрос. Она не дает основы для определения тех условий небиологического характера, которые стимулируют отклонения от предписанного типа поведения. Мы исходим из предположения, что определенные фазы социальной структуры порождают обстоятельства, при которых нарушение социального кодекса представляет собой «нормальный» ответ на возникающую ситуацию.

    Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов