Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа
Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………
Сферу
духовного и эмоционального общения
часто отождествляют с рекреати
Досуговая функция также ставит целью поддержание гармонии в семье ее членами. Она предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке. Совместный отдых с детьми - фактор, благотворно влияющий на крепость семьи. Организация семейного досуга - это и социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи.
Сексуальная функция - соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители.
Отсутствие грамотного полового воспитания в школе и беспомощность родителей в семье на фоне социально-экономического кризиса и резкого понижения уровня жизни приводят к половой распущенности, деморализации в сфере полового поведения, проституции как форме девиантного поведения, выражающейся в беспорядочных, половых отношениях, осуществляемых за плату.
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) выделим четыре категории семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. С точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный и социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи – это благополучие общества в целом.
Социологи выделяют слагаемы семейного счастья и благополучия: взаимопонимание между супругами; отдельная квартира, материальное благополучия; дети; уверенность в прочности брака; интересный досуг в семье; интересная работа; хорошее образование; хорошее положение на работе; хорошие друзья; самостоятельность супругов.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возможными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Неблагополучная семья ограничивает и деформирует процесс социализации, создавая конфликтные, криминогенные ситуации, провоцирующие самовольные уходы. Ребенок не в состоянии изменить сложившихся условий в семье, характер взаимодействия между родителями, систему отношений к себе - он в состоянии изменить только себя, свое поведение. В большинстве случаев он склоняется к самовольному уходу из дома. Совершая самовольный уход из дома, школы (интерната, приюта), несовершеннолетний взаимодействует с окружающими его людьми. При этом действия подростка являются одновременно и причиной и следствием ответных действий других субъектов взаимодействия (семья, школа, неформальное общение). Любой побег является поступком, действием, которое вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, поведение беспризорника - это результат неразрывной цепи взаимодействий. Несовершеннолетние, недовольные своей настоящей жизнью, условиями в семье, конкретной ситуацией, мотивированы к их изменению. Самовольный уход становится способом решения конкретной проблемы, которая в последующем закрепляется в стратегию и приобретает активный характер.
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [23,стр. 31]
Асоциальные семьи – те, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, жилищно – бытовые условия не отвечают элементарным санитарно- гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Семья как социокультурная среда имеет важное значение в становлении и развитии ребенка.
Понятие "социокультурная среда" – подразумевает макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности[17, стр.13]. Есть и другое, сравнительно узкое значение этого понятия как сферы действия малых групп и входящих в нее личностей. В число составных элементов микросреды включается пространство деятельности и общения. Эти малые социальные сферы проявляют индивидуальные особенности личности и как бы преломляют в себе действие общих условий, "образуя комплекс материальных, духовных и личностных факторов, которые определяют ее свойства"[57, стр.10].
Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).
Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме.
Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка.
Типичный – это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью оценить своеобразие ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и восприятия.
Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания.
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П. Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности. [47,стр. 24]
Семейные взаимоотношения влияют на воспитание детей. На характер семейного воспитания важное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. Семейные взаимоотношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат.
В
семье ребенок набирается уроков
взаимоотношений полов и
Помимо этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам.
В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Большую роль семья играет в процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.
Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.
Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
И от того, какие культура, атмосфера,
цели и принципы, финансовые возможности
и отношения царят в семье - зависит самореализация
и развитие полноценного человека. Цели
семьи переходят и к ребенку. Он начинает
стремиться к ним, старается оказать помощь
в достижении их своим родителям.
Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищённости института семьи и каждого отдельного гражданина государства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения со стороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов, психологов, педагогов).