Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Операционализация понятий в социологическом исследовании.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Организация социологического исследования.
Рабочий план исследования -
схема действий с распределением
времени и ресурсов. Рабочий план
включает следующие основные этапы:
· формирование рабочей
группы · разработку
программы исследования ·
разработку инструментария ·
расчет выборки· проведение
пилотажных исследований ·
размножение инструментов·
Основные категории социологии и их характеристика.
Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях: — как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; — способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; — выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; — детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; — оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; — выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека. Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются все остальные группы и ряды категорий и понятий, является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта (социальная общность, семья, трудовой коллектив, личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение, борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении. Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают категории (понятия), отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования. Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д. Четвертый раздел социологии имеет свой понятийный аппарат: “социальная инженерия”, “социальное проектирование”, “социальные технологии”, и т. п. Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий
Основные подходы изучения социологии личности.
Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат социализации
Фромм понимает “личность”:“Под личностью я понимаю целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным”.
Представляется
Основные этапы исторического развития социологической мысли.
Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, индийские тексты «Махабхараты».Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. В эпоху Возрождения появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий. Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах 19 века в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм. К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру.
Основные этапы развития социологии в России.
Социологическая мысль в
России развивается как часть
общемировой социологической
Особые приоритеты государства в сфере образования РК.
П.А. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века.
Творческую деятельность
Сорокина делят на два периода - русский
(с начала 10-х по 1922г.) и американский.
К началу 60-х годов. В "Системе
социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются
основные принципы, на базе которых
он предлагал создать социологию.
Он разработал структуру социологии,
главные её направления и основные
задачи каждого из них. "Социология
изучает общество с трех главных
точек зрения: 1) его строения и
состава 2) данных в нем процессов
или его жизнедеятельности 3) происхождения
и развития общества и общественной
жизни - таковы основные задачи изучения
социологии" Сорокин разделил социологию
на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает
явления человеческого
Понятие конфликта, его социальные предпосылки. Механизм регулирования конфликтов. (Социальный конфликт)
Конфликты являются неотъемлемой
частью общественной жизни. Конфликт всегда
связан с субъективным осознанием людьми
противоречивости своих интересов
как членов тех или иных социальных
групп. Противоречия пронизывают все
сферы жизни: соц.-экон., политическую,
духовную. Социальное напряжение нередко
перерастает в конфликт — это столкновение
противоположных целей, мнений, позиций
и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Этапы развития конфликтов 1. Осознание конфликтующими сторонами
своих интересов. 2. Осознание законности своих притязаний. 3. Инцидент – открытое вступление
в конфликт, проявление вражды. Эдесь делается
первая попытка урегулирования конфликта.
Применяется управленческое воздействие.
Если попытка не удается, то: 4. Разрастание и углубление конфликта.
Выявляются группы, всплывают скрытые
причины, что объясняется поддержкой у
окружающих, поиском сторонников. Если
же не удается разрешить конфликт, то:5.Переход
конфликта в антагонизм.6.Разрешение конфликта.7.Постконфликт.
Возможен, особенно в том случае, когда
разрешение конфликта произошлопутем
нахождения компрамисса. Соц. конфликты
выполняют в обществе разные функции: функцию
«выхлопного клапана» в конфликте высказываются
претензии и требования, порождающие неудовлетворенность;
конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие
в ходе конфликта находят идею, решение,
которое удовлетворить решению, разрешает
противоречия; конфликт позволяет четче
или резче размежеваться обществу, узнать
специфику каждого участника конфликта.
4 варианта управления конфликтной ситуацией:· Предотвращение;·