Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

социология_шпора.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

 

Социализация: основные этапы. Проблема индивидуальности.

Социализация (общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Факторы социализации:1. система образования; 2. среда сверстников, круг друзей;3. произведения искусства, литературы;4. СМИ;5. Политические институты (государство, партия); 6. Отдельные экономические и политические события; 7. Отдельная выдающаяся личность. 8. Семья. Можно выделить семь этапов: 1 этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. 2 этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. 3 этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве 4 этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал. Основой 5 этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. На 6 этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство. 7 этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности. Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне. Понятие "индивидуальность" играет большую роль в социальном познании, в раскрытии сущности социальных явлений, механизма функционирования общественных законов. Индивидуальность представляет собой особую форму существования общего, а индивидуализация обусловлена существованием самой объективной реальности и составляет одно из условий развития мира, являясь одним из типов и одним из показателей этого развития. Отражая фундаментальный факт бытия, индивидуализация есть один из его принципов и внутренняя

 

Социальная мобильность  как механизм регулирования.

Изучение социальной мобильности  было начато П. Сорокиным. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями

 

Социальная стратификация  и ее критерии.

Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности  бедных, зажиточных, богатых. Люди различаются  между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение  человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее  наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить  общество на слои. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. По Марксу1. Социальное неравенство основано на экономическом.2. Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет. По Веберу В основе социального неравенства лежат1. Богатство2. Власть 3. Престиж

 

Социальная структура  общества. Типология общества.

Общество - система, так как  это совокупность элементов, находящихся  во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное  во взаимодействии с внешними условиями  изменять свою структуру. Это система  социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и  выявление ее компонентов требует  аналитического подхода с использованием разных критериев. В широком смысле под социальной структурой общества понимается строение общества в целом, система связей между его основными  элементами и характеризующих различные  виды социальных общностей и отношения  между ними: социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические. В узком смысле термин "социальная структура общества" чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Сегодня можно выделить такие компоненты социальной структуры: управленческая бюрократия и рядовое чиновничество, квалифицированные и неквалифицированные рабочие государственных предприятий (гражданских отраслей и отраслей военно-промышленного комплекса), земледельцы (фермеры, рабочие крестьянских хозяйств), группа ИТР и рядовых служащих научно-техническая и гуманитарная интеллигенция, учащиеся и студенты, значительные группы, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (легально и нелегально), кооператоры, частные предприниматели, деклассированные слой - преступники, лица без определенного места жительства и многочисленные группы люмпенизированного населения ("социального дна"). Западная социология выработала следующие принципы  изучения социальной структуры:1) Изучать надо все без исключения социальные слои данного общества; 2) Соизмерять их надо с помощью одной мера, одрях критериев; 3) Таких критериев должно быть столько, чтобы они описывали каждой слой глубоко и достаточно полно. Инструментом, позволяющим соблюсти все эти правила, является теория социальной стратификации.

 

Социально – психологический  портрет инженера ХХІ века.

Современный инженер - не просто технический специалист, решающий узкие  профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой  жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические  науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом  развитии современного общества. Образ  инженера, отвечающего всем требованиям  современного мира, включает в себя не только знания фундаментальных наук, прикладные знания по специальности, знания иностранных языков, обладание положительными личностными качествами, умение решать технические задачи, но и обладание  приемами социальной инженерии, умение решать социально-управленческие задачи. Для практических целей оценки качества инженера, а отсюда и оценки требований к инженеру целесообразно использовать концепцию портрета инженера, включающую в себя:1. Профессиональный портрет, т. е. знания – умения — понимание, необходимые инженеру: Знание техники, Знание технических процессов, Умения мыслить экономическими категориями, Умения организовать работу людей, Умения ориентироваться в научно-технической  информации, Умения находить нестандартные  технические и технологические  решения, Умения оформлять документы, Общий кругозор, культурный уровень, Знания вопросов стандартизации, метрологии и управления качеством 2. Деловые  качества, вырабатываемые в процессе профессиональной деятельности инженера и ценности, определяющие в конечном счёте ориентацию инженера:Творческий подход к делу, Инициативность, Оперативность в решении вопросов, Опыт и знания, Самостоятельность в принятии решений, Ответственность за порученное дело, Доброжелательность в отношении с людьми, Выдержка, Усидчивость, тщательность в работе, ДисциплинированностьПрофессиональный портрет инженера автоматически задаёт требования к системе обучения, на его базе составляется картина инженерного образования XXI века. Предприятиям нужны профессионалы, способные примениться к смене профиля предприятия, воссоздать его заново, запустить или модернизировать изделие. Кратко — необходим инженер умелый. А вузы выпускают инженера знающего. Инженер должен знать науки, уметь изобретать, конструировать, эксплуатировать, внедрять, понимать ход событий в промышленности и на рынке, своё место, свою ответственность.

 

Социальные институты  и социальные общности.

Под социальным институтом принято  понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей.В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, полит. партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей называется — институционализация. Возникновение социальных институтов в обществе было связано прежде всего с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей Таким образом, можно сформулировать характерные черты соц. институтов: историчность. Они возникают исторически, как ответ на потребность общества, в качестве которой-то функции, устойчивой связи; устойчивость. Даже если тот или иной институт со временем отмирает, но он существует достаточно долго (веками, эпохами) удовлетворяя какую-либо потребность или выполняя функцию; функциональность. Т.е. он выполняет важную общественную функцию наличие средств, необходимых для выполнения функций, для которых он создан. Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .   Общности - исходный элемент общества и предмет социологии. Люди  занимают неравное положение в общностях. Положение человека  в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая,  роль- динамическая характеристика.Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей.  Пример: преподаватель, ученый,  муж, сын,  отец: воспитатель, кормилец, контролер. Роль - модель поведения в соответствии с правами  и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре)  данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые  от  поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности. Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов. Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально-территориальные общности.

 

Социальные институты.

Под социальным институтом принято  понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей.В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, полит. партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей называется — институционализация. Возникновение социальных институтов в обществе было связано прежде всего с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей Таким образом, можно сформулировать характерные черты соц. институтов: историчность. Они возникают исторически, как ответ на потребность общества, в качестве которой-то функции, устойчивой связи; устойчивость. Даже если тот или иной институт со временем отмирает, но он существует достаточно долго (веками, эпохами) удовлетворяя какую-либо потребность или выполняя функцию; функциональность. Т.е. он выполняет важную общественную функцию наличие средств, необходимых для выполнения функций, для которых он создан.

 

Социальные общности.

Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую  характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности  и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации  классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным  образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к  тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .   Общности - исходный элемент общества и  предмет социологии. Люди  занимают неравное положение в общностях. Положение человека  в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая,  роль- динамическая характеристика.Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей.  Пример: преподаватель, ученый,  муж, сын,  отец: воспитатель, кормилец, контролер. Роль - модель поведения в соответствии с правами  и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре)  данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые  от  поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности. Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов. Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально-территориальные общности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"