Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Социология М. Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии.
Классический тип научности
социологии разработан немецким мыслителем
Макс Вебером. В основе этой методологии
лежит представление о
Социология общественного мнения.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью демократических гарантий) мнения. Общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы.
Социология организаций.
Организация представляет собой
высший уровень развития социальных
систем. Но применительно к социальным
объектам термин "организации" употребляется
в 3-х смыслах.1. Организацией может
называться искусственное объединение
институционального характера, занимающее
определенное место в обществе и
предназначенное для выполнения
более или менее ясно очерченной
функции. В таком значении словом
"организация" можно назвать, например,
предприятие, орган власти, добровольный
союз и т.д.2. Термин "организация"
может обозначать определенную деятельность
по организации, включающую в себя распределение
функций, налаживание устойчивых связей,
координацию и т.д. Здесь организация
выступает как процесс, связанный
с целенаправленным воздействием на
объект и, значит, с присутствием фигуры
организатора и контингента организуемых.
В этом смысле понятие "организация"
совпадает с понятием "управления",
хотя и не исчерпывает его. 3. Под
"организацией" может мыслиться
характеристика степени упорядоченности
какого-то объекта. Тогда этим термином
обозначают определенную структуру, строение
и тип связей, выступающих как
способ соединения частей в целое, специфический
для каждого рода объектов. В этом
смысле организация объекта - свойство,
атрибут последнего.
Социология ХХ века. Основные направления.
Среди различных школ социологии ХХ века чаще всего выделяют три направления: функционализм, конфликтологический подход и символический интеракционизм. Функционалистическая социология. Это прежде всего Роберт Мертон. Считают, что общество в целом и отдельные его части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Задача социолога в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функции». Наблюдать и изучать функции можно при помощи методологического инструмента – теории среднего уровня (ТСУ). Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными рабочими гипотезами, возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающимим систематическими попытками развить единую теорию, которая объясняет все наблюдаемые типы социального поведения, социальных изменений. Конфликтологические теории. Видит в обществе борьбу различных групп и направлений. Истоки можно обнаружить в социальной философии английского философа XYII в. Томаса Гоббса. Конфликтологический подход можно обнаружить в соц наследии К. Маркса. Символический интеракционизм. Возникло в 20-е гг. ХХ в.
Термин "символический" обозначает, что эта школа делает акцент на "смысле", который вкладывают действующие лица ("актеры"), когда они вступают во взаимодействие (интеракция). Эта социологическая теория рассматривает общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения, взаимодействия.Основатель – Джордж Герберт Мид: общество можно объединить только путем рассмотрения принципов поведения людей.
Социология экологии. Экологическая ситуация в РК.
Социальная экология - научная
дисциплина, рассматривающая соотношение
общества с географической, социальной
и культурной средами, т.е. со средой,
окружающей человека. Сообщества людей
в связи с их средой имеют доминанту
социальной организации (рассматриваются
уровни от элементарных социальных групп
до человечества в целом). Задача социальной
экологии состоит в изучении человеческого
общества в аспекте его совместимости
с особенностями природной
Социометрический опрос.
Предложен Д. Мореном. Социометрический
метод – один из наиболее эффективных,
перспективных, распространенных методов
изучения личности как элемента социальной
группы. Направлен на количественное
измерение и анализ структуры
межличностных отношений в
Средний класс. Формирование среднего класса в РК.
Средний класс — занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии. Он характеризуется уровнем доходов, социальным статусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. Средний класс играет стабилизирующую роль в обществе — чем он больше, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил.
Средний класс — стабилизирующий фактор в развитых странах. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономик. Этот класс — основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившейся ситуации в обществе и является стабилизирующим фактором. Главные тактические методы среднего класса — компромисс, конформизм, поиск согласия. С экон. точки зрения средний класс — это преобладающая часть экономически активного населения, у которого есть возможность производительно трудиться и воплощать заработанные средства в материальные блага.
Становление и развитие социологической мысли в Казахстане.
Структура и функции социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии.
Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков: I. Теоретико-методологические основы социологии.II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика. III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки. IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении. Функции социолгии:1. Познавательная: 2. Прогностическая 3. Социального проектирования и конструирования а) Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования б) Определение путей проектирования социального процесса 4. Организационно-технологическая а) Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов б) Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологи 5. Управленческая а) Принятие управленческого решения б) Социальное планирование и разработка социальных показателей в) Определение основных направлений повышения эффективности деятельности 6. Инструментальная а) Определение методов изучения социальной реальности б) Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной. Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
Труд – основа развития общества. Социальная сущность труда.
Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Социология труда – (изучает трудовую деятельность как социальный процесс) это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Сущность социологии труда:социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда.комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру содержанию, условиямсоциальная организация коллектива, т. е. особая система отношений, которая образует совокупность позиций ролей, ценностей, связей между работниками. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:1.Способ удовлетворения человеческих потребностей.2.Источник общественного богатства.3.Развитие личности.4.Движущая сила общественного прогресса.5.Творец человека на протяжении всей истории человечества.6.Статусная дифференциация.7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».