Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
Труд инженера
и его особенности в
Современный инженер - не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества. Образ инженера, отвечающего всем требованиям современного мира, включает в себя не только знания фундаментальных наук, прикладные знания по специальности, знания иностранных языков, обладание положительными личностными качествами, умение решать технические задачи, но и обладание приемами социальной инженерии, умение решать социально-управленческие задачи. В процессе своей деятельности инженер: – беседует с заказчиком с целью получения возможно более полной картины того, чем же является предлагаемая ему задача; – контактирует с потенциальными пользователями будущего изделия, системы с целью выяснить как будет принята его работа обществом, каково её будущее и что можно сделать, чтобы оно было благоприятным; – передаёт своим коллегам техдокументацию, необходимую им для разработки частей ТС; – передаёт рабочим техдокументацию на изготовление; – ведёт авторский надзор изготовления; – передаёт заказчику (а по необходимости и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию. Во всех этих ситуациях инженер в той или иной мере должен (а иногда вынужден) доказывать почему дело должно обстоять именно так, что изделие не принесёт ущерба и т. д.
Устный опрос (интервью), преимущества и недостатки.
Интервью - проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с
Учение как социокультурная деятельность.
Учение – разновидность
познания. Основные компоненты учения
– анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение как «общие знаменатели
всего познавательного
Ассимиляция – включение нового объекта в старые схемы. Задача решается на основе известных алгоритмов решения подобного рода задач.
Аккомодация – приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних. Человек, сталкиваясь с новой задачей, приспосабливает к ней свои навыки и умения
Личность воспринимает от учителя информацию, но осмысливает и перерабатывает ее в процессе собственной деятельности. В этом процессе знания приобретают личностную форму, происходит собственное развитие личности. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как деятельному усвоению культуры, основы которой заложил Л. С. Выготский.
Освоение культуры происходит
в многообразных формах – труд,
быт, познание, общение, учение, игра .В
социальной жизни учение представляет
собой: 1. Необходимый подготовительный
этап овладения культурой, включение
человека в общественную практику,
в трудовую деятельность. 2. Функции
учения состоят в выработке механизмов
культурной деятельности 3. Учение не сводится
к познанию, хотя познавательно-ориентационная
сторона имеет ведущее
Учение О.Конта о трех стадиях развития общества.
Наиболее полно и ярко
обосновал необходимость "строительства"
социологии "снизу", т.е. с самого
общества, с реальных фактов, явлений,
выдающийся французский философ
Огюст Конт– родоначальник
Цель и сущность социологических исследований. Методы социологических исследований.
Соц исследование –система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Выделяется четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдения, опрос (анкетирование, интервьюирование) и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания .Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными. В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Методы:1. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.2. Анализ документов= метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.3. Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Виды опросов: письменные (анкеты, тесты), устные(интервью), очные, заочные.4. эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий) состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый) ,ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Шкалирование, ранжирование социологической информации.
При обработке и анализе данных широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корелляции и другие. Ранжирование - это процедура установления, относительной значимости исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Ранг I присваивается объекту с наименьшей суммой.
При шкальном методе необходимо произвести выбор шкалы. Шкала 1)должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все значения 2)чувствительность шкалы должны быть достаточной 3)точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений. 3 вида шкалы: номинальная (обычн вопрос или числовая ось с «+» и «-» градациями. Шкала самооценок, etc); ранжирования (д/выявлен шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями канд в порядке предпочтения; etc); интервальная (только для числовых значений, например возраст, стаж работы и т.д.). Шкала Богардуса. Её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: “Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?”Метод семантического дифференциала. Этот метод разработан Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Примеры подобных сочетаний: приятный – раздражающий, чистый – грязный, добрый – жестокий.