Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

 

    38.Макиавеллизм»  и христианская  мораль.

Макиавелли - итал. обществ. деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик.

        В политич. трактатах М. дано теоретич. описание государства с позиций бурж. идеологии, выдвинут «... постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314). Государство признаётся М. высшим проявлением человеч. духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человеч. жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч. природы, М. отводит воспитат. функции не церкви (что было нормойср.-век. миросозерцания), а государству. Почти на полтора века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость государства эгоистич. природой человека и потребностью её насильств. обуздания.

        Политич. идеал М. — Рим. республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М. описывал строй др.рим. государства с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика — лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу государства. Но респ. форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения, если в народе не развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что сумела воспитать респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на историч. примерах разъясняет отношение римлян к государству и пытается внушить его своим современникам.

        М. противопоставляет величие  Др. Рима упадку совр. ему Италии, который он связывает с влиянием католич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, церковь расшатала устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению гос-ву. В самом известном трактате М. «Государь»  описываются способы создания сильного гос-ва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все средства дозволены для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политич. целей.  

 

    39.Гражданское общество и институализация современной социологии.

Гражда́нское о́бщество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством.Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках 3х уровней:

     *семья    

* гражданское  общество   

* государство

В соответствии с Гегелем, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой  с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес по Руссо).

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение  людей для удовлетворения своих  потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные  организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные  организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному  обществу, где все упомянутые институты  носят государственный характер и гражданское общество подменено  государством.

Реализуется в  виде самоорганизующихся посреднических групп. 

Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические  предпосылки и условия возникновения  социологии как науки:

  • возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии),
  • достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции,
  • зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.

 

  40.Вызовы  глобализации

  Основной  вызов глобализации - экономический: угроза нарастания разрыва между  богатыми и бедными в каждой стране и между странами.

  Опыт  последних десятилетий, прежде всего, стран Восточной Азии показал, что при определенных условиях в фазе индустриального развития можно преодолеть отсталость, догнать передовые страны, в том числе по уровню благосостояния населения

  24 страны, участвующие в глобализации (глобалайзеры), и 49 стран, не участвующих в глобализации (нон-глобалайзеры)

  глобализация  для развивающихся стран полезна. Между 1993 и 1998 годами число абсолютно  бедных (доход менее доллара в  день) у глобалайзеров сократилось на 120 млн. человек, а у нон-глобалайзеров выросло на 29 млн. человек.

  Важно то, что богатые становятся все  более самодостаточны, они все меньше нуждаются в бедных: в физической силе наемных работников средней и низкой квалификации, в природных ресурсах слаборазвитых стран. Последние, напротив, обременены долгами, страдают от ухудшения условий торговли вследствие роста диспаритета цен между сырьем и готовыми изделиями с высокой добавленной стоимостью. Их потенциал развития постоянно понижается за счет утечки мозгов.

  2.Второй  вызов глобализации - институциональный:  решающим фактором развития становится  гибкость (адаптивность) и развитие  институтов. Предпочтительны те  институты и ценности, которые  способствуют активному включению  в процессы глобализации, развитию  инновационной экономики, в которой  экономический рост обеспечивается  инновациями. Преимущество на  стороне тех, кто такими институтами  располагает.

  Но  различия в институтах и культуре разных стран огромны, а естественный темп институциональных изменений, не вызывающий болезненных явлений  отторжения и деформаций, намного  ниже темпов, достигаемых в мировом  развитии, а тем более - необходимых  для преодоления отставания. Возможен рост на базе частично модифицированных традиционных институтов, на базе переходных форм, как это было в Японии и  Корее, но надо понимать, что жизнеспособность этих форм невелика, срок полезного  действия ограничен, а следом наступает  болезненный процесс новых институциональных  изменений, без которых невозможно развитие.

  Глобализация  не способна заменить развитие институтов в данной стране, в рамках данной культуры (цивилизации). Она может  только стимулировать институциональные  изменения или реакции отторжения. Изнутри под давлением внешних  стимулов институты изменяются медленно, в силу чего в странах и обществах, не располагающих адекватными институтами, возникнет тенденция к отставанию. Или же болезненные трансплантации институтов неизбежны, несмотря на угрозу потерь и конфликтов.

  3.Третий  вызов глобализации - внутриполитический. Как интеграция с новым качеством,  глобализация влечет за собой  определенные жертвы для национальных  или государственных институтов  в пользу международных, включая  частичный отказ от национального  суверенитета. Это бывает трудно  пережить и объяснить своим  гражданам.

  Взаимозависимость вообще налагает ограничения на свободу  действий. В данном случае речь идет о международных обязательствах, которые оказываются выше национальных законов. Речь идет не просто о двух- или многосторонних международных  договорах, но и о наднациональных  органах. Они поначалу обладают лишь тем влиянием, которым их наделяют страны-члены и в целом слабы, как, например, ООН. Но они имеют тенденцию  усиливаться, как органы Европейского союза.

 Проблема  усугубляется наличием сильных и  слабых стран, для которых по разным причинам уступки суверенитета представляются чрезвычайно трудными

 В дополнение к перечисленному интеграция и глобализация идут параллельно с тенденциями  к формированию мононациональных государств с сепаратизмом, требующим пересмотра государственных границ. Распад СССР, Югославии и Чехословакии - наиболее яркие случаи, связанные с крахом коммунизма. Но есть Чечня, Северная Ирландия, Квебек, баскский сепаратизм, курдская проблема. Эти движения ослабляют национальные государства, совпадая по направленности с глобализацией.

 4.Четвертый  вызов - внешнеполитический. Во многом  он связан с первым: опасность  конфликтов между богатыми и  бедными, между Севером и Югом. Сегодня он проявляется в росте  национализма и правого радикализма,  в неприятии западного влияния,  в нарастающей изоляции ислама  и одновременно его консолидации.

 Еще совсем недавно казалось, что конфликты  происходят между мощными государствами, между которыми возможно равновесие сил. Последнее по времени противостояние Востока и Запада подтверждало это  суждение

 В противоречиях  бедных и богатых в современном  мире активной силой на стороне первых выступают отнюдь не самые бедные, но те, кто будучи достаточно образован и состоятелен, идентифицируют себя с определенными социальными и национальными интересами, кто строит на них свое жизненное призвание или политическую карьеру.

 Слабые не могут противопоставить сильному адекватную силу. Они ищут ассиметричные действия. Уже очевидны два орудия их борьбы: проникновение и терроризм.

 Проникновение (диффузия) заключается в миграции представителей бедных стран в развитые и богатые. Демократические страны Европы и Америки, как правило, не могут противостоять мигрантам  с должной эффективностью, не нарушая  прав человека..

 Терроризм как средство внешнеполитической, а  не только внутриполитической борьбы - явление новое. Зачастую новизну  терроризма недооценивают, говоря, что  он существовал всегда. Были борцы  против правящих классов, применявших  террор, как народовольцы в России. Были партизаны, сражавшиеся против оккупационных армий, как в Испании  и 

 России  против Наполеона


социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"