Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
38.Макиавеллизм» и христианская мораль.
Макиавелли - итал. обществ. деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик.
В политич. трактатах М. дано теоретич. описание государства с позиций бурж. идеологии, выдвинут «... постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314). Государство признаётся М. высшим проявлением человеч. духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человеч. жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч. природы, М. отводит воспитат. функции не церкви (что было нормойср.-век. миросозерцания), а государству. Почти на полтора века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость государства эгоистич. природой человека и потребностью её насильств. обуздания.
Политич. идеал М. — Рим. республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М. описывал строй др.рим. государства с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика — лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу государства. Но респ. форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения, если в народе не развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что сумела воспитать респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на историч. примерах разъясняет отношение римлян к государству и пытается внушить его своим современникам.
М. противопоставляет величие
Др. Рима упадку совр. ему Италии,
который он связывает с влиянием католич.
церкви. Пытаясь соединить в своих руках
духовную и светскую власть, церковь расшатала
устои светской государственности и ослабила
в людях стремление к служению гос-ву.
В самом известном трактате М. «Государь»
описываются способы создания сильного
гос-ва в условиях, когда в народе не развиты
гражд. добродетели. М. считает, что все
средства дозволены для достижения политич.
целей. Выступая как частное лицо, государь
должен руководствоваться общепринятыми
нормами поведения, но он может не считаться
с требованиями морали, если его действия
направляются заботой о процветании и
могуществе государства. Впоследствии
макиавеллизмом стали называть действия,
пренебрегающие нормами морали при достижении
политич. целей.
39.Гражданское общество и институализация современной социологии.
Гражда́нское о́бщество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством.Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках 3х уровней:
*семья
* гражданское общество
* государство
В соответствии с Гегелем, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес по Руссо).
Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.
Институтами гражданского
общества можно считать все
Реализуется в
виде самоорганизующихся посреднических
групп.
Можно отметить
следующие теоретические и
40.Вызовы глобализации
Основной вызов глобализации - экономический: угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными в каждой стране и между странами.
Опыт последних десятилетий, прежде всего, стран Восточной Азии показал, что при определенных условиях в фазе индустриального развития можно преодолеть отсталость, догнать передовые страны, в том числе по уровню благосостояния населения
24 страны, участвующие в глобализации (глобалайзеры), и 49 стран, не участвующих в глобализации (нон-глобалайзеры)
глобализация
для развивающихся стран
Важно то, что богатые становятся все более самодостаточны, они все меньше нуждаются в бедных: в физической силе наемных работников средней и низкой квалификации, в природных ресурсах слаборазвитых стран. Последние, напротив, обременены долгами, страдают от ухудшения условий торговли вследствие роста диспаритета цен между сырьем и готовыми изделиями с высокой добавленной стоимостью. Их потенциал развития постоянно понижается за счет утечки мозгов.
2.Второй
вызов глобализации - институциональный:
решающим фактором развития
Но
различия в институтах и культуре
разных стран огромны, а естественный
темп институциональных изменений,
не вызывающий болезненных явлений
отторжения и деформаций, намного
ниже темпов, достигаемых в мировом
развитии, а тем более - необходимых
для преодоления отставания. Возможен
рост на базе частично модифицированных
традиционных институтов, на базе переходных
форм, как это было в Японии и
Корее, но надо понимать, что жизнеспособность
этих форм невелика, срок полезного
действия ограничен, а следом наступает
болезненный процесс новых
Глобализация
не способна заменить развитие институтов
в данной стране, в рамках данной
культуры (цивилизации). Она может
только стимулировать
3.Третий
вызов глобализации - внутриполитический.
Как интеграция с новым
Взаимозависимость
вообще налагает ограничения на свободу
действий. В данном случае речь идет
о международных
Проблема усугубляется наличием сильных и слабых стран, для которых по разным причинам уступки суверенитета представляются чрезвычайно трудными
В дополнение к перечисленному интеграция и глобализация идут параллельно с тенденциями к формированию мононациональных государств с сепаратизмом, требующим пересмотра государственных границ. Распад СССР, Югославии и Чехословакии - наиболее яркие случаи, связанные с крахом коммунизма. Но есть Чечня, Северная Ирландия, Квебек, баскский сепаратизм, курдская проблема. Эти движения ослабляют национальные государства, совпадая по направленности с глобализацией.
4.Четвертый
вызов - внешнеполитический. Во многом
он связан с первым: опасность
конфликтов между богатыми и
бедными, между Севером и Югом.
Сегодня он проявляется в
Еще совсем недавно казалось, что конфликты происходят между мощными государствами, между которыми возможно равновесие сил. Последнее по времени противостояние Востока и Запада подтверждало это суждение
В противоречиях бедных и богатых в современном мире активной силой на стороне первых выступают отнюдь не самые бедные, но те, кто будучи достаточно образован и состоятелен, идентифицируют себя с определенными социальными и национальными интересами, кто строит на них свое жизненное призвание или политическую карьеру.
Слабые не могут противопоставить сильному адекватную силу. Они ищут ассиметричные действия. Уже очевидны два орудия их борьбы: проникновение и терроризм.
Проникновение (диффузия) заключается в миграции представителей бедных стран в развитые и богатые. Демократические страны Европы и Америки, как правило, не могут противостоять мигрантам с должной эффективностью, не нарушая прав человека..
Терроризм как средство внешнеполитической, а не только внутриполитической борьбы - явление новое. Зачастую новизну терроризма недооценивают, говоря, что он существовал всегда. Были борцы против правящих классов, применявших террор, как народовольцы в России. Были партизаны, сражавшиеся против оккупационных армий, как в Испании и
России против Наполеона