Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о своих долгах, то есть что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит.
Вопрос50 Вызовы глобализации. анализ развития современного процесса глобализации общества и его воздействия на эволюцию национальных и этнических культур позволяет сделать следующие основные выводы.
Глобализация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в 21-м веке, которая оказывает исключительно сильное воздействие на социально-экономические, политические и культурологические аспекты развития практически всех стран мира. Этот процесс является весьма сложным и внутренне противоречивым. Он еще недостаточно изучен в научном плане, а его прогнозируемые последствия еще плохо осознаны даже элитарной частью мирового сообщества, хотя в последние годы они начинают все более широко обсуждаться в научной и общественно-политической литературе.
С культурологической точки зрения, глобализация общества означает новую гуманитарную революцию, в результате которой многие традиционные национальные и этнические культуры претерпят существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными. Под давлением политики неоглобализма, которая сегодня весьма агрессивно проводится странами «золотого миллиарда» во главе с США, следует ожидать пересмотра традиционной системы ценностей не только восточных стран, но также и стран Европы. При этом такие ценности, как социальная ответственность, патриотизм, высокая нравственность и уважение к старшим, активно вытесняются новыми ценностями, поставленными на службу индивидуализму, стремлению к материальному благополучию и самоутверждению в обществе, основанном на приоритете потребления. Естественно, что эта тенденция деформации культуры общества представляет собой новую глобальную угрозу для его будущего, так как находится в полном противоречии не только с выдающимися достижениями развития мировой культуры, но также и с основными условиями дальнейшего устойчивого развития цивилизации.
Наблюдающиеся в последние годы факты поддержки неоглобалистами проявлений этнического сепаратизма в ряде стран мира вовсе не означают их озабоченности проблемами сохранения и развития традиционных этнических культур. На самом деле это всего лишь ловкий тактический прием, направленный на подрыв устойчивости национальных государств, которые и являются сегодня основным препятствием на пути неоглобалистов к мировым запасам природных ресурсов.
История свидетельствует о том, что вслед за разрушением национального многоэтнического государства неизбежно следует деградация не только национальной культуры, но также и этнических культур тех народов, которые образуют данную нацию. А это нарушает преемственность поколений, ведет к потере языкового разнообразия и утрате многих региональных знаний, необходимых для выживания человечества перед лицом глобальной экономической катастрофы. Именно поэтому борьба за сохранение сильного национального государства является сегодня также и борьбой за сохранении и развитие этнических культур.
Опыт национального строительства в таких странах, как Австралия, Мексика, Сингапур, убедительно свидетельствует о том, что при использовании многорасового подхода в государственной культурологической политике можно добиться необходимого равновесия в сочетании общенациональных и этнических интересов, которое и является важнейшим условием для обеспечения социальной стабильности в обществе даже в условиях его нарастающей глобализации.
Экзаменационные вопросы по спецкурсу «Динамика культурно-цивилизационного процесса» Проф. Большаков В. И.
1. Объект. Предмет и структура социологии.
2. Действие и специфика социологических законов.
3. Социология в системе общественных наук.
4. Структура социологического знания.
5. Основные функции социологии.
6. Нравственный абсолют и духовно-нравственная модель мира.
7. Особенности развития социологии в России.
8. Славянофилы и западники. Их место в русской социологии.
9. Жизнь и творческий путь П. Сорокина.
10. Теория функциональной системы академика П. К. Анохина.
11. Системный подход. Общество как социальная система.
12. Обратная связь как основа управления.
13. Социология взаимоотношений личности и общества.
14. Динамические системы. Ядро социально-политической системы.
15. Формационный и цивилизованный подход в социологии.
16. Культура и цивилизация. 17. Вера и разум. Наука и религия. Становление и кризис научного позитивизма.
18. Гражданское общество в цивилизации Запада и Востока.
19. Мировоззренческие основы цивилизаций и системные кризисы.
20. Право и Правда. Особенности русского правосознания.
21. Системные кризисы культурно-цивилизованных систем.
22. Западно- и Восточно-христианский тип государственности.
23. Сравнение христианской и мусульманской парадигм правосознания.
24. Европейская реформация и основы современной западной цивилизации.
25. Марксистская социология с советская эпоха.
26. Глобализация и геополитические процессы современности.
27. Свободные рынок и социология труда. Основы экономической социологии.
28. Нравственные нормативно-оценочные категории социальной действительности.
29. Структурный функционализм Т. Парсона.
30. Особенности действия обратных связей в социально-политических системах.
31. Социальные связи, социальный статус, социальная стратификация.
32. Рынок, как социальная система. Понятие социального интереса: их согласование.
33. Движение мировых капиталов, товаров и технологий. Концепция «Золотого миллиарда». 34. Представление о власти в древнем мире. Генезис цивилизации.
35. Социальные парадигмы, синдром Цезаря и христианская государственность.
36. Закон социальной поляризации. 37. А. Тойнби и концепция цивилизационного надлома.
38. Монотеизм – политеизм. Историософия – Хомяков А. С.
39. Истоки позитивизма в социально-исторический детерминизм.
40. Социальные институты в нравственно-исторической системе координат.
41. Гуманистическое мировоззрение.
42. Культ. Культура, псевдокультура и антикультура.
43. Культурные универсалии: вера, язык, речь и письменность.
44. Социальная и культурная динамика по П. Сорокину.
45. Цикличные и линейные модели развития культуры и цивилизации.
46. «Макиавеллизм» и христианская мораль.
47. Европейская реформация и протестантская этика.
48. Гражданское общество и институализация современной социологии.
49. Нравственно-цивилизационная оценка советской эпохи.50. Вызовы глобализации.
88