Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

 

 

61. Государственно-правовые  основы социальной работы в  современном обществе.

 

Все правоотношения по социальному  обеспечению — это система  конкретных юридических связей субъектов  права социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Каждый гражданин имеет  право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид  обеспечения возникает лишь с  наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

Можно выделить четыре уровня норм  регулирования социального обеспечения:

На федеральном уровне право социального обеспечения  инвалидов регулируется законодательными актами РФ;

На региональном уровне субъектов РФ социальное обеспечение  инвалидов регулируется республиканскими, областными, краевыми нормативными актами;

На муниципальном уровне также принимаются акт, регулирующие социальное обеспечение инвалидов. Например, Постановление Главы администрации  г. Казани «О предоставлении льготных бытовых услуг».

Право социального обеспечения инвалидов также может регулироваться на локальном уровне (внутри предприятия). В качестве локального источника права социального обеспечения  можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Федеральные  Законы  РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О занятости населения в РФ»,  «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О медицинском страховании граждан», «Об охране здоровья граждан».

63. Особенности  управления в организациях, учреждениях  и службах системы социальной  работы.

 

Социальное  управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

Управление  в социальной работе — это система  гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами  управления в социальном менеджменте  являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и  объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления точные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т. п.

Социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:

а)  увеличение степени  самостоятельности клиентов, их способности  контролировать свою жизнь и более  эффективно разрешать возникающие проблемы;

б)  создание условий, в которых клиенты могут в  максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

в) адаптация или реадаптация  людей в обществе;

г)  создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или  жизненный кризис, может жить»  сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

Концептуальная платформа  управления социальной работой должна опираться на следующие положения (по В. Г. Бочаровой):

1. Профилактика социальных  болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу е их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений — нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана.

2.  Содействие самореализации  личности: социальная помощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем.

3. Приоритетность сфер  — семья, дом, община: общество  и государство должны, не подменяя  семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.

4. Интегративность и  межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб "поодиночке" малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды.

5. Ранняя профессиональная  ориентация социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов, включение детей и подростков в доступные им формы проявления доброты, милосердия, заботы об окружающих. Социальная работа — это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:

—  умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

—   видение перспективы  развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;

—   решительную  борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.

Совершенствование системы  управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления — основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России.

Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

 

64. Суть и  содержание профессиональной компетентности  специалистов социальной работы.

 

Компетентность (профессионализм) является ценностью  социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и

- обеспечивает  принадлежность социального педагога  и социального работника к  их профессиональной группе;

- определяет  возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

- побуждает  к постоянному повышению уровня  профессионализма, освоению новых  знаний, развитию навыков и умений  практической деятельности, глубокого  понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.

Для развития профессиональной компетенции социальные работники:

а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы;

б) постоянно  повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и  оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности;

в) участвуют  в научном поиске причин ущемления  социальных интересов конкретных людей  и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления;

г) принимают  участие в образовательном процессе совместно со своими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности;

ж) признают рамки  своей компетентности и не выходят  за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.

Социальный  работник не имеет права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 8pt; letter-spacin


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"