Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

социология экзамен.docx

— 103.98 Кб (Скачать файл)

Сократить самоубийства, считал Э. Дюркгейм, - не в силах ни семья, ни государство, ни религия. Единственная группа, которая может способствовать вовлечению индивидов в коллектив и их интеграцию- это профессиональная группа, или корпорация. Сплачивая нанимателей и нанимающихся, корпорация стоит достаточно близко к индивидам, чтобы быть школой дисциплины и солидарности, пользоваться престижем и властью. Отдельный человек - это человек желаний, а поэтому первейшая обязанность и потребность морали и общества - дисциплина. Человека нужно дисциплинировать с помощью высшей авторитетной силы.

2. Выборка: сущность и  виды выборки. Выборкой называют:

1)      совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению;

2)      совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов  объекта, единиц наблюдения и  изучения при массовых социологических  исследованиях.

 

единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;

 

генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

 

выборочная совокупность - часть  генеральной совокупности, которая  подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;

 

Статистика выработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом  является случайная выборка, при  которой каждый индивид имеет  возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения такой выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка. Помимо этого существует:

1.      Метод механической  выборки, когда из общего списка  генеральной совокупности через  равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый)

2.      Метод серийной  выборки, при которой генеральная  совокупность разбивается на  однородные части и из каждой  пропорционально отбираются единицы  анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность.

3.      Метод гнездовой  выборки. В качестве единиц  отбора выступают не отдельные  респонденты, а группы (подразделения  с последующим сплошным отбором  в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4.      Метод основного  массива - опрос 60-70% генеральной  совокупности.

5.      Метод квотной  выборки. Наиболее сложный метод,  требующий определения не менее  четырех признаков, по которым  проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности. Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:

a.  Пол

b. Возраст

c. Образование

d. Род занятий

Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.

 

Наконец, по видам выборок выделяют:

1)      одноступенчатую  (простой отбор с использованием  соответствующего принципа из  генеральной совокупности в выборочную);

2)      серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады);

3)      многоступенчатую (отбор производится в несколько  этапов: сначала, к примеру, отбираются  в городе предприятия, на них  – цеха, в цехах – респонденты)  и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 8

 

1.  Г. Спенсер  и его социологические идеи. Одним из основателей социологии считается известный английский мыслитель  Спенсер Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского социолога Герберта Спенсера (1820—1903). Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями.

Развивая идеи универсальной  эволюции, он стал родоначальником  «органицистской школы» в социологии. Социальный организм характерен последовательным применением аналогии общества с  биологическим организмом. Однако общество, согласно Г. Спенсеру, имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него. В обществе, в частности, существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе наоборот - оно существует ради блага своих членов.

Таким образом, Спенсер стоит  за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается  с его аналогией общества с  биологическим организмом.

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. Спенсер не дал формального определения социологии и ее отношения к другим общественным наукам. Он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки — науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.

 

2. Эксперимент и особенности  его применения в социологии. Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных  групп.

Эксперименты различаются  как по характеру экспериментальной  ситуации, так и по логической структуре.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия),

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.

При линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в первоначальном состоянии), и экспериментальной (в состоянии после эксперимента).

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются постоянными, а в экспериментальной – изменяются. По окончании эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем делаются заключения о причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования.

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 9

 

1. Марксистская социология. Работы Карла Маркса: «Манифест коммунистической парии» (1848), «Капитал» (1867, 1885, 1894), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и др.

Общие понятия о структуре общества. Рассматривал общество как самостоятельную и объективную реальность. Общество – подвижное равновесие противостоящих слоев, порождающих социальное напряжение и борьбу. Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего. – трудовой. Общество – «продукт взаимодействия людей», а не сумма индивидов, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы. Личность – не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Классовая борьба – главный источник прогресса. Социальный конфликт – основа исторического процесса. Движущая сила истории – способ отношений, в которые люди вступают в борьбе за добывание из природы средств существования. Человек – это homofaber, человек производящий. Отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Человек – существо изначально и безусловно разумное. Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество.

Материалистическое понимание  истории. Общественное сознание вытекает из общественного бытия. Развивая реальное производство и другие общественные отношения, люди изменяются сами и изменяют общественное сознание. Правовые отношения, так же как и формы государства не возникают сами по себе, но коренятся в материальных условиях жизни. Любые идеи являются отражением материальных интересов. Общество – структурно-взаимосвязанное целое, любой аспект которого – правовые нормы, система образования, религия или искусство – не может рассматриваться обособленно, а лишь в связи с другими аспектами этого целого. Во взаимодействии всех сфер общественной жизни между собой экономическая необходимость преобладает.

Концепция базиса и надстройки. Экономическая структура общества – отношения, в которые люди вступают в процессе материально-производственной деятельности. Эта структура является базисом общества, составляя реальное основание, на котором зиждется вся «культурная суперструктура» общества – надстройка. Производственные отношения независимы от желания и воли людей, но соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Тип производства определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов.

Теория социальных классов и  конфликта. Отношения собственности на средства производства приводят к возникновению различных классов. Человек рождается в обществе, где эти классы уже определены, и он не может выбрать классовую принадлежность. Социальная мобильность не может быть полностью исключена, но ее роль минимальна. Различие классовых интересов проистекает из объективного положения в процессе производства.

Основоположник теории конфликта. Рассматривал противоречия, борьбу между  противоположными силами и тенденциями  как источник и движущую силу развития. Признак класса – противостояние, оппозиция данной социальной группы другой. Социальное развитие – непрерывная борьба классов, выступающая в качестве движущей силы этого развития.

Теория общественно-экономических  формаций. Маркс разработал представление об обществе как системе. Это представление воплощено, прежде всего, в понятии общественной формации. ОЭФ – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии не- устойчивого равновесия. В основании – способ производства материальных благ (производительные силы и производственные отношения), т.е. экономическая подсистема. Основной закон развития общества – закон смены ОЭФ. Человечество последовательно проходит 5 основных ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (различие по способу производства). Это этапы человеческого прогресса. 

 

2. Точечное и повторное исследование. В зависимости от того, изучается  ли интересующий исследователя  предмет в статике или в  динамике, выделяют еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (еще его  называют разовым) дает информацию о  состоянии или количественных характеристиках  социального явления на момент изучения. Полученная таким образом информация не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят: 
♦ лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности лиц; 
♦ когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются; 
♦ трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения; 
♦ панельное исследование — исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель — анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. 
Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.). 
Панельное исследование (рассматриваемое как одна из разновидностей лонгитюдных) — один из видов социологического наблюдения, в котором информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Так как информация охватывает данные, полученные от каждого члена панели в двух (или более) временных точках, то появляется возможность наряду с совокупными сдвигами изучать и индивидуальные изменения. 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 10

 

1. Эмпирическая  социология. Чикагская школа.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"