Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Сократить самоубийства, считал Э. Дюркгейм, - не в силах ни семья, ни государство, ни религия. Единственная группа, которая может способствовать вовлечению индивидов в коллектив и их интеграцию- это профессиональная группа, или корпорация. Сплачивая нанимателей и нанимающихся, корпорация стоит достаточно близко к индивидам, чтобы быть школой дисциплины и солидарности, пользоваться престижем и властью. Отдельный человек - это человек желаний, а поэтому первейшая обязанность и потребность морали и общества - дисциплина. Человека нужно дисциплинировать с помощью высшей авторитетной силы.
2. Выборка: сущность и виды выборки. Выборкой называют:
1) совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению;
2) совокупность способов,
приемов, процедур отбора
единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;
генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;
выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;
Статистика выработала ряд правил
для определения размера
1. Метод механической
выборки, когда из общего
2. Метод серийной
выборки, при которой
3. Метод гнездовой
выборки. В качестве единиц
отбора выступают не отдельные
респонденты, а группы (подразделения
с последующим сплошным
4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.
5. Метод квотной
выборки. Наиболее сложный
a. Пол
b. Возраст
c. Образование
d. Род занятий
Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.
Наконец, по видам выборок выделяют:
1) одноступенчатую
(простой отбор с
2) серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады);
3) многоступенчатую
(отбор производится в
1. Г. Спенсер и его социологические идеи. Одним из основателей социологии считается известный английский мыслитель Спенсер Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского социолога Герберта Спенсера (1820—1903). Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями.
Развивая идеи универсальной эволюции, он стал родоначальником «органицистской школы» в социологии. Социальный организм характерен последовательным применением аналогии общества с биологическим организмом. Однако общество, согласно Г. Спенсеру, имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него. В обществе, в частности, существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе наоборот - оно существует ради блага своих членов.
Таким образом, Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом.
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. Спенсер не дал формального определения социологии и ее отношения к другим общественным наукам. Он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки — науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.
2. Эксперимент и особенности его применения в социологии. Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.
Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп.
Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия),
По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.
При линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в первоначальном состоянии), и экспериментальной (в состоянии после эксперимента).
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются постоянными, а в экспериментальной – изменяются. По окончании эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем делаются заключения о причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования.
1. Марксистская социология. Работы Карла Маркса: «Манифест коммунистической парии» (1848), «Капитал» (1867, 1885, 1894), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и др.
Общие понятия о структуре общества. Рассматривал общество как самостоятельную и объективную реальность. Общество – подвижное равновесие противостоящих слоев, порождающих социальное напряжение и борьбу. Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего. – трудовой. Общество – «продукт взаимодействия людей», а не сумма индивидов, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы. Личность – не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Классовая борьба – главный источник прогресса. Социальный конфликт – основа исторического процесса. Движущая сила истории – способ отношений, в которые люди вступают в борьбе за добывание из природы средств существования. Человек – это homofaber, человек производящий. Отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Человек – существо изначально и безусловно разумное. Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество.
Материалистическое понимание истории. Общественное сознание вытекает из общественного бытия. Развивая реальное производство и другие общественные отношения, люди изменяются сами и изменяют общественное сознание. Правовые отношения, так же как и формы государства не возникают сами по себе, но коренятся в материальных условиях жизни. Любые идеи являются отражением материальных интересов. Общество – структурно-взаимосвязанное целое, любой аспект которого – правовые нормы, система образования, религия или искусство – не может рассматриваться обособленно, а лишь в связи с другими аспектами этого целого. Во взаимодействии всех сфер общественной жизни между собой экономическая необходимость преобладает.
Концепция базиса и надстройки. Экономическая структура общества – отношения, в которые люди вступают в процессе материально-производственной деятельности. Эта структура является базисом общества, составляя реальное основание, на котором зиждется вся «культурная суперструктура» общества – надстройка. Производственные отношения независимы от желания и воли людей, но соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Тип производства определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов.
Теория социальных классов и конфликта. Отношения собственности на средства производства приводят к возникновению различных классов. Человек рождается в обществе, где эти классы уже определены, и он не может выбрать классовую принадлежность. Социальная мобильность не может быть полностью исключена, но ее роль минимальна. Различие классовых интересов проистекает из объективного положения в процессе производства.
Основоположник теории конфликта. Рассматривал противоречия, борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. Признак класса – противостояние, оппозиция данной социальной группы другой. Социальное развитие – непрерывная борьба классов, выступающая в качестве движущей силы этого развития.
Теория общественно-
2. Точечное и повторное
Точечное исследование (еще его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Полученная таким образом информация не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований,
проведенных по единой программе и инструментарию
последовательно через определенные промежутки
времени и призванные получить результаты,
характеризующие динамику изменения объекта.
Они представляют собой средство сравнительного
анализа. К ним относят:
♦ лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности
лиц;
♦ когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение)
на протяжении длительного времени. Цель
— анализ изменений в образе жизни, ориентация
людей одного поколения. Объекты исследования
меняются, но люди сохраняются;
♦ трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной
и той же генеральной совокупности с интервалом
во времени и с соблюдением относительно
одинаковой методики. Цель — установление
тенденций (трендов) социальных изменений.
Пример — переписи населения;
♦ панельное исследование — исследование, проводящееся по единой
программе, на одной и той же выборке и
по единой методике через определенный
интервал времени. Цель — анализ динамики
событий. Люди могут меняться, но объекты
исследования (цех, предприятие) сохраняются.
Панель — это совокупность одних и тех же респондентов,
опрошенная в базовом и повторном (например,
через 15 лет) исследовании. В повторном
это будут уже люди, повзрослевшие на 15
лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная
так, что по основным параметрам — возраст,
образование, профессия — она напоминает
базовую, но это не одни и те же люди (например,
молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие
в 1976 г.).
Панельное исследование (
1. Эмпирическая социология. Чикагская школа.