Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 06:19, шпаргалка

Краткое описание

Полные готовые ответы для подготовки к экзамену социология.

Вложенные файлы: 1 файл

социология шпоры (2).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направле-

ний предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход исходит  из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический ин-теракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодвлогию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается  на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «срединную» позицию  между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии>скорее как рекомендательную.

 

Билет №13. Теории социального конфликта (Р. Дарендорф)

Теории социального  конфликта создавались на основе критики метафизических элементов структурного функционализма Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место материальных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме, в подчеркивании значения интеграции и согласия за счет радикального изменения и нестабильности.

У истоков теории «социального конфликта» стоял американский социолог Ч. Р. Миллс (1916—1962). Опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Более четкую формулировку теория «социального конфликта» получила в работах германского социолога Р. Да-рендорфа, английского — Т. Боттомора, американского — Л. Козера и других западных социологов.

Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Ральф Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Аналогия биологической и социальной систем, да и идея системы как таковой, превращается в концепцию «императивно координированной системы», являясь развитием веберовеких понятий «господствующей» (authority) или «властной» (power) систем, синонимичных для Р. Дарендорфа. Он определяет «императивно координированные ассоциации» как организации, в которых существует «господство» (что присуще для всех организаций вообще), создающее условия для конфликта.

Рассматривая власть и господство, он соглашается с  Т. Парсонсом относительно их необходимости  для общества, но не разделяет его  концепции «функционально необходимых условий». Признавая, что функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.

Обладающий властью  или влиянием заинтересован в  сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.

 

Билет №10. Развитие социологии в России

В России становление социологии началось во 2ой полов XIX в., когда ускорилось соц-экон развитие страны и наметилось формирование гражданского общества. В первые десятилетия XX в. можно отметить признаки институционализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского (1851 — 1916) — «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической науки, контовской и дюркгеймовской линии, но присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии. Были в России и представители псих. направл. в социологии. В 1916 г. основано Русское соц общ-во, у истоков которого стоял молодой ученый П.А.Сорокин (1889 — 1968), в будущем один из крупнейших социологов XX в. В 1918—1919 гг. при активном участии Сорокина были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Среди видных российских социологов конца XIX — начала XX в. следует отметить Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, Л. И. Петражицкого. Выдающимися представителями маркЬистского течения соц мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

В 1920-е гг. развитие соц науки в России шло противоречиво. Сорокин в числе других видных ученых был вынужден эмигрир на Запад. Основ теоретич разработки переместились в область философ историч материализма. Но специальные и конкретные соц исследования — по проблемам труда, быта, культуры,-социальной структуры — до начала 30-х гг. проводились достаточно широко. В этот период соц наука в Россил и СССР изучала такие проблемы: методология и методика конкретных соц (С. Г. Струмилйн, А. В.Чаянов и др.); народонаселение и миграция (Б. Смулевич, Н. Анцыферов и др.); труд и быт рабочих № крестьян (А. К. Гастев, П. А. Анисимов и др.). В 1930-е ггхоциология получила в нашей стране идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы науки и образования.

После длительного перерыва в конце 50-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила, хотя и ограниченные, возможности возрождения. При этом следует отметить позитивную роль секретаря ЦК КПСС, академика Л. Ф. Ильичева. В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. организован в системе АН СССР Институт конкретных социальных исследований, далее переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии. Даже эти переименования одного и того же научного учреждения показывают, что первоначально социология у нас признавалась только как прикладная наука, а осознание ее теоретической значимости произошло в последние годы. С 1974 г. издается журнал «Социологические исследования», с 60-х гг. появились социологические службы на промышленных предприятиях. Стали широко проводиться исследования в области социологии труда, культуры, семьи, молодежи. Завершение институционали-зации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.

Широкое признание получили работы современных российских социологов: Т. И. Заславской (академика РАН), Г. В. Осипова (академика РАН), Ю. Г. Волкова (проректора РГУ), В. А. Ядова, В. Н. Иванова, О. И. Шкара-тана, И. С. Кона (академика Академии педагогических наук), Р. В. Рыбкиной, Ю. А. Левады (главы ВЦИОМ), И. В. Бестужева-Лады, А. Г. Здравомыслова, Н. М. Рима-шевской (директора Института социально-экономических проблем народонаселения), Б. А. Грушина (основателя и руководителя службы «Глас народа»), А. В. Дмитриева (члена-корреспондента РАН), Д. Дандурея (гл. редактора журнала «Искусство кино») и др.

Очень важным и ценным источником социологической информации являются литературные художественные и художественно-публицистические произведения (к примеру, так же как и для науки этики). Среди наиболее интересных произведений для российской социологической науки следует отметить письмо М. В. Ломоносова графу И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» (1761); уникальную книгу А. П. Чехова «Остров Сахалин» (1891 — 1895), в которой великий русский писатель исследовал все тогдашние слои населения на острове, специфику пенитенциарной системы в России, уровень и причины преступности и за семь лет до первой переписи населения в России по самостоятельно разработанным анкетам и оп^ росным листам провел перепись населения Сахалина, рассматривая его как модель российского общества.

Особое место в ряду значимых для социологов публицистических произведений занимает эпохальный труд А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). Третья часть этого произведения «Истребительно-трудовые» — пример объективного анализа социальной структуры и стратификации советского общества 30-х — 50-х гг. в их преломлении через призму государственной карательной системы.

Также следует отметить книгу М. С. Восленского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза»

(1980).

Примером яркого этносоциологического исследования является труд выдающегося  современного русского писателя В. И. Белова «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), где описаны образ и уклад жизни, традиции, нормы и ценности, обычаи и этикет крестьян русского Севера.

 

 

Билет №11. Интеграль. социология П. А. Сорокина

Питирим Александрович  Сорокин (1889—1968) — российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.

В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.

По Сорокину, общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов».

Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и соли-даристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.

Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция — реакция). Вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций — реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.

Социология, по Сорокину, — наука, рассматривающая социокультурную  систему как целое. В этом отношении  она существенно отличается от таких  тоже генерализирующих наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах, не изучаемыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П. А. Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».

 

Билет №19. социальные отношения, соц действие, соц связи

Социальные  отношения — это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Однако социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Они преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности в качестве личностного отношения к окружающей действительности. Социальные отношения личности — это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды вступают во взаимодействие друг с другом не как чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей. Именно поэтому их личное, индивидуальное отношение друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей, общепринятых в данном обществе, создало и повседневно воссоздает социальные отношения. В процессе взаимодействия индивидов не только проявляются уже сложившиеся социальные отношения, но и складываются новые, соответствующие новым экономическим отношениям.

Информация о работе Шпаргалка по социологии