Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6
1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29
2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42
Заключение
43
Список использованных источников
Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты; информирует:
- комиссию по делам
несовершеннолетних о
- директора школы о ходе выполнения программ;
- педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутри школьных структур по выполнению программ;
- начальника управления образования о результатах взаимодействия внутри школьных структур по выполнению программ[23, с. 351].
Консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем подростков группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
Межведомственные связи
социального педагога. Работая в
составе социально-
Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.
Социальный педагог
совместно с социально-
Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.
Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с подростками, оказавшимися в социально опасной ситуации.
Социально-педагогические технологии
индивидуальной и групповой работы
с подростками девиантного
- во-первых, позволяет конкретизировать
особые проблемы ребенка, при
этом динамичность и
- во-вторых, содержательно связан
с последующим и предыдущим
этапами таким образом, что
невыполнение задач любого из
этапов на практике приводит
к необходимости его
- в-третьих, сам по себе может
рассматриваться как
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и, прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Выводы по главе 1
1. Современная научная
литература раскрывает многообр
2. Среди социально-
3. Семье отводится
решающая роль в определении
направленности поведения
4. Стихийно-групповое общение - важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения. Если групповое общение носит асоциальное или общественно нейтральное содержание, то многое будет зависеть от личности лидера группы, от структуры группового общения, от социальной ситуации, складывающейся вокруг данной группы. Если же групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то, естественно, и характер отклоняющегося поведения подростка будет углубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
5. Работа социального
педагога с девиантными
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
2.1. Констатирующий
эксперимент и анализ
Наше исследование проходило на базе СШ № 39. г. Могилева в 8 «А» классе. В исследовании принимали участие 30 человек. 15 подростков составили экспериментальную группу, 15 подростков составили контрольную группу. Эксперимент проводился нами с 10 апреля 2012 г. по 20 мая 2012 г.
Одной из основных особенностей поведения девиантных подростков В.Д. Менделевич [23], В.В. Нагаев [24], А.М. Печенюк [25] называют наличие у них высокого уровня агрессивности. Поэтому в нашем исследовании мы проводили диагностику уровня агрессивности у девиантных подростков.
Цель исследования: диагностика уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением.
Задачи исследование:
Объект исследования: личность подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: агрессивность подростков с девиантным поведением.
Проведенное нами исследование проходило в три этапа:
I этап - диагностика уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением;
II этап – коррекционная
работа с подростками с девиант
III этап – повторная
диагностика детей для
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованная социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков, позволит понизить уровень агрессивности у данной группы детей.
Методы и методики исследования: тестирование, наблюдение, Опросник агрессии Басса-Дарки.
Остановимся на описании методики эксперимента.
Опросник агрессии Басса-Дарки
Для решения нашей задачи мы использовали личностный опросник, разработанный А.Бассом и А.Дарки в 1957 г., для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
А.Басс, воспринявший ряд
положений своих
1. Физическая агрессия
— использование физической
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм — оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины —
выражает возможное убеждение
субъекта в том, что он
Исследователями была проверена надежность и валидность шкалы. Модифицированная шкала из 66 вопросов была предложена группе университетских студентов, после чего факторный анализ выявил два предсказанных фактора: «враждебность» (состоящую из субшкал «негодование» и «негативизм») и «агрессию» (состоящую из субшкал «нападение», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» и «раздражение»). Это подтвердило валидность шкалы, поскольку связь между субшкалами была такой, как и ожидалось. Затем, чтобы выявить ретестовую стабильность BDHI, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. А.Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,46 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Таким образом, хотя стабильность субшкалы «негативизм» низкая, BDHI в целом представляется достаточно стабильной мерой.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (см. приложение 2).
При составлении опросника использовались принципы:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник Басса-Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.
На первом этапе исследования
мы провели диагностику
Во время организационного
этапа была выбрана база для исследования,
формировалась выборка