Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6
1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29
2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42
Заключение
43
Список использованных источников
3 занятие - развитие
невербальной экспрессии, формирование
эффективных способов общения
со сверстниками на основе
анализа целей, намерений,
4 занятие - сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие - приобретение
опыта взаимодействия с
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.
Конспекты
занятий с подростками к
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
На третьем этапе
нашего эксперимента мы провели повторную
диагностику агрессивности у
подростков с девиантным поведением
экспериментальной и
Таблица 4
Сравнительной анализ результатов
диагностики детей
№ п/п |
Формы агрессии |
Группа | |||
Контрольная |
Экспериментальная | ||||
До |
После |
До |
После | ||
1 |
Физическая агрессия |
24% |
24% |
42% |
20% |
2 |
Косвенная агрессия |
29% |
29% |
25% |
15% |
3 |
Раздражение |
24% |
24% |
42% |
30% |
4 |
Негативизм |
42% |
42% |
44% |
31% |
5 |
Обида |
31% |
31% |
29% |
25% |
6 |
Подозрительность |
31% |
31% |
27% |
27% |
7 |
Вербальная агрессия |
30% |
30% |
38% |
30% |
8 |
Чувство вины |
31% |
31% |
23% |
20% |
Таким образом, анализ полученных данных показал, что у детей в контрольной группе результаты не изменились, т.к. с ними коррекционная работа не проводилась, а у детей в экспериментальной группе произошло снижение уровня агрессивности по всем показателям.
Далее для определения
эффективности проведенной
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр–показателей, полученных по результатам тестирования.
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше были присуще подросткам до коррекции в экспериментальной группе. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее, чем на 10–процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у детей экспериментальной группы до коррекционной работы.
Сопоставление показателей выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий у детей экспериментальной группы до коррекции и после коррекции.
Таким образом, полученные данные в ходе математической и статистической обработки полученных результатов позволили нам сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Выводы по главе 2
1. На первом этапе
исследования мы провели
2. Анализ полученных
данных показал, что индекс
физической агрессии у детей
контрольной группы ниже (24%), чем
у детей экспериментальной
3. На втором этапе
нашего эксперимента мы
4. На третьем этапе нашего эксперимента мы провели повторную диагностику агрессивности у подростков экспериментальной и контрольной группы с целью выявления эффективности разработанной нами программы. Анализ полученных данных показал, что у детей в контрольной группе результаты не изменились, т.к. с ними коррекционная работа не проводилась, а у детей в экспериментальной группе произошло снижение уровня агрессивности по всем показателям.
Заключение
Анализ психолого-
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Стихийно-групповое общение - важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (к музыке, спорту, конструированию и др.), то процесс формирования личности несовершеннолетнего получает положительный заряд, компенсирует личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения
Работа социального педагога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
На первом этапе нашего эксперимента мы провели диагностику детей подросткового возраста. Анализ полученных результатов показал, что у детей в экспериментальной группе высокий уровень агрессивности. В контрольной группе данный показательнизкий.
На втором этапе нашего эксперимента мы провели формирующий эксперимент с целью разработки программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением. Разработанная нами программа включала тренинг, коррекционные занятия и проводилась с помощью методов сказкотерапии.
На третьем этапе нашего исследования мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективность разработанной программы. На основании анализа данных полученных в контрольном эксперименте мы можем сделать вывод, что разработанная нами программа оказалась эффективной: у подростков экспериментальной группы появились новые интересы, друзья, нормализовались отношения с учителями, у некоторых с родителями, уменьшилось количество подростков употребляющих спиртное, уменьшилось влияние компании друзей на подростков.
Так, в ходе проведенного эксперимента наша гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников
Приложение 1
Конспекты занятий к программе
Занятие №1
Цели:
Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.
Назначение:
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
Назначение:
Назначение:
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
Изобразить, как ходит: