Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель исследования: модель факторов, влияющих на эффективность деятельности социальной работы с детьми-подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, на примере Центра планирования семьи в 2010-2011 годах.
Введение
Глава 1. Методологическая часть программы:
1.1. Основная социальная функция объекта
1.2. Функции и генезис элементов объекта
1.3. Проблема, система целей и задач
1.4. Система гипотез и интерпретация их понятий. Теоретическая модель
1.5. 1-я эмпирическая модель и шкалы
1.6. Генеральная и выборочная совокупности
Глава 2. Процедурная часть программы:
2.1. Роль выборочного метода в создании 1 и 2 эмпирических моделей
2.2. Тип ОТП и сетевой график исследования
2.3. Методы сбора данных об объекте и гипотезе исследования
2.4. Методы обработки и алгоритм решения задач обработки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Доминирование = (I – V) + 0,7 × (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 × (VIII – II – IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В.Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет
изучать проблему психологической
совместимости и часто
Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный, энергичный,
компетентный, авторитетный лидер,
успешный в делах, любит
0–8 – уверенный в
себе человек, но не
II. Эгоистичный
13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9–12 – требовательный, прямолинейный,
откровенный, строгий и резкий
в оценке других, непримиримый, склонный
во всем обвинять окружающих,
насмешливый, ироничный,
0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный по
отношению к враждебному и
злобному миру, подозрительный, обидчивый,
склонный к сомнению во всем,
злопамятный, постоянно
9–12 – критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя па последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. 3ависимый
13–16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый,
беспомощный, не умеет
0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и
любезный со всеми,
0–8 – склонный к
сотрудничеству, кооперации, гибкий
и компромиссный при решении
проблем и в конфликтных
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
0–8 – ответственный
по отношению к людям,
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте).
I |
Другие думают о нем благосклонно | |
Производит впечатление на окружающих | ||
Умеет распоряжаться, приказывать | ||
Умеет настоять на своем | ||
II |
Обладает чувством собственного достоинства | |
Независимый | ||
Способен сам позаботиться о себе | ||
Может проявить безразличие | ||
III |
Способен быть суровым | |
Строгий, но справедливый | ||
Может быть искренним | ||
Критичен к другим | ||
IV |
Любит поплакаться | |
Часто печален | ||
Способен проявить недоверие | ||
Часто разочаровывается | ||
V |
Способен быть критичным к себе | |
Способен признать свою неправоту | ||
Охотно подчиняется | ||
Уступчивый | ||
VI |
Благородный | |
Восхищающийся и склонный к подражанию | ||
Уважительный | ||
Ищущий одобрения | ||
VII |
Способен к сотрудничеству | |
Стремится ужиться с другими | ||
Дружелюбный, доброжелательный | ||
Внимательный и ласковый | ||
VIII |
Деликатный | |
Одобряющий | ||
Отзывчивый к призывам о помощи | ||
Бескорыстный | ||
I |
Способен вызвать восхищение | |
Пользуется уважением у других | ||
Обладает талантом руководителя | ||
Любит ответственность | ||
II |
Уверен в себе | |
Самоуверен и напорист | ||
Деловит и практичен | ||
Любит соревноваться | ||
III |
Строгий и крутой, где надо | |
Неумолимый, но беспристрастный | ||
Раздражительный | ||
Открытый и прямолинейный | ||
IV |
Не терпит, чтобы им командовали | |
Скептичен | ||
На него трудно произвести впечатление | ||
Обидчивый, щепетильный | ||
V |
Легко смущается | |
Неуверен в себе | ||
Уступчивый | ||
Скромный | ||
VI |
Часто прибегает к помощи других | |
Очень почитает авторитеты | ||
Охотно принимает советы | ||
Доверчив и стремится радовать других | ||
VII |
Всегда любезен в обхождении | |
Дорожит мнением окружающих | ||
Общительный и уживчивый | ||
Добросердечный | ||
VIII |
Добрый, вселяющий уверенность | |
Нежный и мягкосердечный | ||
Любит заботиться о других | ||
Бескорыстный, щедрый | ||
I |
Любит давать советы | |
Производит впечатление значимости | ||
Начальственно-повелительный | ||
Властный | ||
II |
Хвастливый | |
Надменный и самодовольный | ||
Думает только о себе | ||
Хитрый и расчетливый | ||
III |
Нетерпим к ошибкам других | |
Своекорыстный | ||
Откровенный | ||
Часто недружелюбен | ||
IV |
Озлобленный | |
Жалобщик | ||
Ревнивый | ||
Долго помнит обиды | ||
V |
Склонный к самобичеванию | |
3астенчивый | ||
Безынициативный | ||
Кроткий | ||
VI |
3ависимый, несамостоятельный | |
Любит подчиняться | ||
Предоставляет другим принимать решения | ||
Легко попадает впросак | ||
VII |
Легко попадает под влияние друзей | |
Готов довериться любому | ||
Благорасположен ко всем без разбору | ||
Всем симпатизирует | ||
VIII |
Прощает все | |
Переполнен чрезмерным сочувствием | ||
Великодушен и терпим к недостаткам | ||
Стремится покровительствовать | ||
I |
Стремится к успеху | |
Ожидает восхищения от каждого | ||
Распоряжается другими | ||
Деспотичный | ||
II |
Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) | |
Тщеславный | ||
Эгоистичный | ||
Холодный, черствый | ||
III |
Язвительный, насмешливый | |
Злобный, жестокий | ||
Часто гневливый | ||
Бесчувственный, равнодушный | ||
IV |
3лопамятный | |
Проникнут духом противоречия | ||
Упрямый | ||
Недоверчивый и подозрительный | ||
V |
Робкий | |
Стыдливый | ||
Отличается чрезмерной готовностью подчиняться | ||
Мягкотелый | ||
VI |
Почти никогда и никому не возражает | |
Ненавязчивый | ||
Любит, чтобы его опекали | ||
Чрезмерно доверчив | ||
VII |
Стремится снискать расположение каждого | |
Со всеми соглашается | ||
Всегда дружелюбен | ||
Всех любит | ||
VIII |
Слишком снисходителен к окружающим | |
Старается утешить каждого | ||
3аботится о других в ущерб себе | ||
Портит людей чрезмерной добротой |
Приложение Е .Опросник Шмишека. Акцентуации характера
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Акцентуации
1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.
2. Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.
3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли своп мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).
7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.