Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей необходимы: выборочные опросы об использовании средств массовой информации, формах ее получения, о расходах населения на приобретение книг, журналов, на посещение концертов, театров — дифференцированно, по возрастным, имущественным, социальным группам.
Большую помощь в представлении такой информации оказывают графические методы. Диаграмма наглядно отражает различия в ежедневном чтении газет среди разных групп: пожилые люди больше любят читать газеты, нежели молодые; мужчины испытывают большую потребность в ежедневном чтении газет, нежели женщины, причем с возрастом различия между мужчинами и женщинами сглаживаются.
В качестве примера приведем диаграмму, показывающую распространенность ежедневного чтения газет жителями Хельсинки (рис. 12.1).
Показатели обеспеченности населения информацией включают данные о производстве программ теле- и радиовещания, выпуске печатной продукции и подписке на нее, данные о библиотеках и распространении коммерческой информации.
Рис. 12.1. Число жителей Хельсинки, ежедневно читающих газеты
Показатели теле- и радиовещания учитывают число редакций радиовещания и телевидения, число каналов, продолжительность вещания. Обеспеченность населения теле" и радиоприемными средствами в некоторых странах мира представлена в табл. 12.1. Эти показатели тесно связаны с общим уровнем благосостояния и культуры населения страны.
Важным показателем является обеспеченность
печатными изданиями - книгами, брошюрами,
журналами и газетами. К книгам
относятся непериодические
При выпуске печатной продукции учитываются печатные единицы — полиграфически оформленные произведения печати (книги, брошюры), оттиснутые с одного набора, сброшюрованные и сфальцованные, имеющие самостоятельный номер типографского знака (шрифта). За печатную единицу принимаются каждый том, выпуск, часть произведения во всех изданиях, переизданиях, переводах и переработках.
Таблица 12.1
Обеспеченность населении теле- н радиоприемными средствами» 1996г.
Страна |
Количество, приходящееся на 1000 человек населения, шт. | |
телевизоров |
радиоприемников | |
Австралия |
554 |
1385 |
Германия |
564 |
946 |
Китай |
319 |
195 |
Польша |
337 |
578 |
Россия |
369 |
329 |
США |
805 |
2115 |
Швеция |
499 |
907 |
Япония |
684 |
957 |
Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 588. |
К показателю печатной продукции относится количество листов (листаж) — общий объем вышедшей литературы, используемый издательствами и полиграфической промышленностью для характеристики результатов своей деятельности. Различают печатные листы (физические листы размером 60 х 90 см) и авторские
Таблица 12.2
Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
Страна |
Разовый тираж на 1000 человек населения (1996 г.), экз. |
Австралия |
294 |
Германия |
311 |
Польша |
113 |
Россия |
97* |
США |
212 |
Япония |
580 |
*В 1998 г. Источник. Российский статистический ежегодник, 1999, Статистический сборник. — М-: Госкомстат России. 1999. — С. 588- |
листы (40 000 печатных знаков). Отдельный экземпляр печатного листа называется листом-оттиском. Число печатных листов в книге определяется числом листов-оттисков в ней.
Тираж определяется числом экземпляров печатных единиц одного названия, вышедшего из печати. Тираж произведений определяется суммированием всех тиражей данного произведения, которые вышли за учитываемый период. Для газет определяется разовый тираж — число печатных экземпляров данной газеты, Для определения среднего годового тиража численность общего тиража делится на число лет, за которые издан этот тираж1.
Выпускаемые издания группируются последующим тематическим разделам: политическая и социально-экономическая, естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская литература, литература по физической культуре и спорту, по культуре и образованию, по филологическим наукам, художественная литература, литература для детей, литература по искусству и искусствоведению, по печати, книговедению, полиграфии, литература универсального содержания. Динамика выпуска печатной продукции в России представлена в табл. 12.3.
Таблица 12.3
Динамика выпуска печатной продукции в России
Вид печатной продукции |
Число изданий, тыс. печатных единиц |
Годовой тираж* | |||||||
1958г. |
1990г. |
1998г. |
1985г. |
1990г. |
1998г. | ||||
Книги и брошюры |
51 |
41 |
46 |
1725125 |
1553 |
408 | |||
Журналы и другие периодические издания |
3869 |
3681 |
3420 |
2726 |
5010 |
659 | |||
Газеты |
4567 |
4808 |
5436 |
32 |
37 |
8 | |||
*Годовой тираж приведен по книгам и журналам в млн. экз., по млрд. экз. Источник. Российский статистический ежегодник. 1999.. Статистический сборник — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 235. |
1 См.: Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Финансы и статистика, 1985. — С.503.
Данные табл. 12.3 отражают переход от журнального и книжного бума, характерного для России в 1985— 1990 гг., к спаду выпуска печатной продукции. Это проявилось в сокращении их числа и тиража, для газет — в сокращении тиража при довольно стабильном и даже возрастающем числе изданий.
Для изучения коммуникационного пространства используется контент-анализ (анализ содержания текста). Объектом изучения могут выступать книги, газетные и журнальные статьи, объявления. выступления, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, произведения искусства и др. При проведении контент-анализа изучаются большие объемы текста (например, годовая подшивка газет) для характеристики отражения изучаемой проблемы и появления новых инновационных моментов. Порядок проведения контент-анализа включает формулирование проблемы, отбор единицы анализа (совокупность изданий определенного вида) и единицы наблюдения (статья, абзац, слово, ситуация, сцена, персонаж), обоснование единицы записи или счета и формулирование системы кодирования.
Система кодирования, представляющая собой правила для фиксирования и записи содержания текста, включает следующие четыре характеристики:
• частота: фиксация и подсчет числа единиц анализа и счета;
• направленность сообщения внутри содержания — позитивная или негативная оценка, поддержка или опровержение;
• интенсивность — сила или мощность сообщения в выделенной направленности;
• определение объема занимаемого пространства — размер сообщения, его длительность, подсчет слов, предложений и др.
Надежность системы кодирования проверяется путем сопоставления результатов анализа одного и того же текста несколькими кодировщиками. Например, в ходе контент-анализа особенностей женских и мужских бесед выявлено, что женские беседы в основном сосредоточиваются на межличностных и социальных отношениях, а мужские — о достигнутых успехах или на темы, связанные с агрессией.
Известны также ненавязчивые методы измерения, при которых население не знает, что их поведение изучается. Так, исследователи определяли, что обычно слушают водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены радиоприемники в автомашинах, доставленных на ремонт.
Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библиотеки предоставляют возможности для пользования их фондами всем слоям населения. На предприятиях, в учебных и научных заведениях имеются учебные, технические и специальные библиотеки, учет которых проводится во время библиотечной переписи. Последняя такая перепись относится к 1986 г.
К основным показателям массовых библиотек относятся:
• библиотечный фонд — организованное собрание документов. Единицей учета служат отдельный экземпляр книги, брошюры, отдельный номер ежемесячного журнала большого объема, переплетенный комплекс номеров журналов малого объема, годовая подшивка газет, экземпляры нотных, картографических и других материалов, Библиотечный фонд учитывается в инвентарных книгах по балансовой схеме: состоит на учете на начало года, поступило, выбыло, состоит на конец года;
• число читателей библиотек — лиц, пользующихся библиотекой, численность которых определяется по читательским формулярам;
• книговыдача — выдача читателю одного экземпляра документа для временного пользования в читальном зале или на абонементе;
• обращаемость библиотечного фонда, определяемая отношением числа книговыдач к объему библиотечного фонда и характеризующая интенсивность его использования;
• читаемость, определяемая отношением
годовой книговыдачи к
• насыщенность библиотеками отдельных населенных пунктов (наличие библиотек в городах, поселках городского типа и сельской местности);
• доступность библиотек для населения (численность населения, приходящаяся на одну библиотеку, или число библиотек, приходящихся на 10 000 человек населения);
• книгообеспеченность населения (число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или одного читателя).
Большинство показателей является по своей сути моментными — характеризуют состояние библиотечной сети на момент времени. Они могут быть заданы и как среднегодовые показатели. Например, число книг может быть учтено на начало года или среднегодовое. При расчете производных показателей, которые получаются в результате отношения абсолютных показателей, важно обеспечить сопоставимость величин, стоящих в числителе и знаменателе такого отношения. Так, показатель книгообеспеченности может быть правильно рассчитан, если и число книг, и численность населения учтены на одну и ту же дату или взяты как средние за один и тот же период.
Основываясь на взаимосвязи динамики отдельных показателей, можно дать оценку качества предоставленных населению библиотечных услуг При этом порядок взаимосвязи факторов может меняться в зависимости от целей изучения и анализа. Система перечисленных ранее показателей может быть использована для оценки качества деятельности библиотек. Результативным признаком наиболее оправданно в условиях рыночной экономики принять стоимость услуг библиотек (оплачиваемую населением и финансируемую через бюджет). Однако данный показатель пока что государственной статистикой не рассчитывается. При качественном библиотечном обслуживании населения оправданным является следующее соотношение в изменении показателей в динамике, т. е. социально-экономическая нормаль:
где — индекс, получаемый как отношение отчетного (текущего) значения соответствующего показателя к базисному (прошлому).
На основании такой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с имеющейся информацией в государственной статистике данная зависимость может быть несколько «свернута»:
где В — выдано книги журналов;
Б — число библиотек;
К. — среднее число читателей, приходящихся на одну библиотеку;
Ч — библиотечный фонд, приходящийся в среднем на одного читателя;
Н — число книговыдач в среднем на 1000 экземпляров библиотечного фонда.
Динамику результативного
Аналитические индексы могут быть построены, как известно, по-разному:
• либо методом изолированного изменения факторов, когда один фактор изменяется, а все остальные закрепляются на базисном уровне, например: (значком «1» обозначены данные отчетного, значком «О» — базисного периодов);
• либо методом взаимосвязанного изменения факторов. При этом возможны два варианта системных индексов: с различной перекрестной системой взвешивания факторов:
Произведение аналитических
Второй вариант системы в большей степени соответствует традициям отечественной статистики. Она исходит из первоочередного изменения первичного признака-фактора (в данном случае это число библиотек), на фоне которого происходят изменения всех последующих факторов.
Рассмотрим динамику библиотечного обслуживания населения России за 1990—1998 гг. (табл. 12.4).
В первой половине 90-х гг. произошло сокращение как спроса, так и предложения услуг библиотек. Сеть учреждений становится менее доступной, особенно в городах, где сокращение числа библиотек происходит более интенсивно, чем в сельской местности. Поэтому в городах продолжается процесс укрупнения библиотечных фондов. Во второй половине 90-х гг. именно в городах начинается оживление спроса (увеличение числа книговыдач) при продолжающемся сокращении предложения (уменьшается не только число библиотек, но и библиотечный фонд). В сельской местности продолжается сокращение как спроса, так и предложения, однако уменьшение происходит синхронно: предложение сокращается медленнее, чем спрос, т. е. в соответствии с нормалью.