Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Для выявления особенностей поведения  различных категорий населения и семей необходимы: выборочные опросы об использовании средств массовой информации, формах ее получения, о расходах населения на приобретение книг, журналов, на посещение концертов, театров — дифференцированно, по возрастным, имущественным, социальным группам.

Большую помощь в представлении  такой информации оказывают графические методы. Диаграмма наглядно отражает различия в ежедневном чтении газет среди разных групп: пожилые люди больше любят читать газеты, нежели молодые; мужчины испытывают большую потребность в ежедневном чтении газет, нежели женщины, причем с возрастом различия между мужчинами и женщинами сглаживаются.

В качестве примера приведем диаграмму, показывающую распространенность ежедневного  чтения газет жителями Хельсинки (рис. 12.1).

Показатели обеспеченности населения  информацией включают данные о производстве программ теле- и радиовещания, выпуске печатной продукции и подписке на нее, данные о библиотеках и распространении коммерческой информации.

Рис. 12.1. Число жителей Хельсинки, ежедневно читающих газеты

Показатели теле- и радиовещания учитывают число редакций радиовещания и телевидения, число каналов, продолжительность вещания. Обеспеченность населения теле" и радиоприемными средствами в некоторых странах мира представлена в табл. 12.1. Эти показатели тесно связаны с общим уровнем благосостояния и культуры населения страны.

Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями - книгами, брошюрами, журналами и газетами. К книгам относятся непериодические публикации объемом свыше 48 страниц, к брошюрам — непериодические публикации более 4, но менее 48 страниц. Журналом называют периодическое издание статей, очерков, заметок, информации. Журналы имеют установленные сроки выхода и постоянный объем. К ежедневным газетам относятся газеты, выходящие не реже четырех раз в неделю. Выпуск ежедневных газет в некоторых странах мира представлен в табл. 12.2.

При выпуске печатной продукции  учитываются печатные единицы — полиграфически оформленные произведения печати (книги, брошюры), оттиснутые с одного набора, сброшюрованные и сфальцованные, имеющие самостоятельный номер типографского знака (шрифта). За печатную единицу принимаются каждый том, выпуск, часть произведения во всех изданиях, переизданиях, переводах и переработках.

 

Таблица 12.1

Обеспеченность населении теле- н радиоприемными средствами» 1996г.

Страна

Количество, приходящееся на 1000

человек населения, шт.

телевизоров

радиоприемников

Австралия

554

1385

Германия

564

946

Китай

319

195

Польша

337

578

Россия

369

329

США

805

2115

Швеция

499

907

Япония

684

957

Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 588.


 

К показателю печатной продукции относится  количество листов (листаж) — общий  объем вышедшей литературы, используемый издательствами и полиграфической  промышленностью для характеристики результатов своей деятельности. Различают печатные листы (физические листы размером 60 х 90 см) и авторские

Таблица 12.2

Динамика выпуска ежедневных газет  по странам мира в первой половине 90-х гг.

Страна

Разовый тираж на 1000 человек населения (1996 г.), экз.

Австралия

294

Германия

311

Польша

113

Россия

97*

США

212

Япония

580

*В 1998 г. 

Источник. Российский статистический ежегодник, 1999, Статистический сборник. — М-: Госкомстат России. 1999. — С. 588-


 

листы (40 000 печатных знаков). Отдельный экземпляр печатного листа называется листом-оттиском. Число печатных листов в книге определяется числом листов-оттисков в ней.

Тираж определяется числом экземпляров  печатных единиц одного названия, вышедшего  из печати. Тираж произведений определяется суммированием всех тиражей данного произведения, которые вышли за учитываемый период. Для газет определяется разовый тираж — число печатных экземпляров данной газеты, Для определения среднего годового тиража численность общего тиража делится на число лет, за которые издан этот тираж1.

Выпускаемые издания группируются последующим тематическим разделам: политическая и социально-экономическая, естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская литература, литература по физической культуре и спорту, по культуре и образованию, по филологическим наукам, художественная литература, литература для детей, литература по искусству и искусствоведению, по печати, книговедению, полиграфии, литература универсального содержания. Динамика выпуска печатной продукции в России представлена в табл. 12.3.

 

Таблица 12.3

Динамика выпуска печатной продукции  в России

 

Вид печатной продукции

Число изданий, тыс. печатных единиц

Годовой тираж*

1958г.

1990г.

1998г.

1985г.

1990г.

1998г.

Книги и брошюры

51

41

46

1725125

1553

408

Журналы и другие периодические издания

3869

3681

3420

2726

5010

659

Газеты

4567

4808

5436

32

37

8

*Годовой тираж приведен по  книгам и журналам в млн.  экз., по млрд. экз. 

Источник. Российский статистический ежегодник. 1999.. Статистический сборник — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 235.


 

 

1 См.: Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Финансы и статистика, 1985. — С.503.


 

Данные табл. 12.3 отражают переход от журнального и книжного бума, характерного для России в 1985— 1990 гг., к спаду выпуска печатной продукции. Это проявилось в сокращении их числа и тиража, для газет — в сокращении тиража при довольно стабильном и даже возрастающем числе изданий.

Для изучения коммуникационного пространства используется контент-анализ (анализ содержания текста). Объектом изучения могут выступать книги, газетные и журнальные статьи, объявления. выступления, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, произведения искусства и др. При проведении контент-анализа изучаются большие объемы текста (например, годовая подшивка газет) для характеристики отражения изучаемой проблемы и появления новых инновационных моментов. Порядок проведения контент-анализа включает формулирование проблемы, отбор единицы анализа (совокупность изданий определенного вида) и единицы наблюдения (статья, абзац, слово, ситуация, сцена, персонаж), обоснование единицы записи или счета и формулирование системы кодирования.

Система кодирования, представляющая собой правила для фиксирования и записи содержания текста, включает следующие четыре характеристики:

• частота: фиксация и подсчет числа  единиц анализа и счета;

• направленность сообщения внутри содержания — позитивная или негативная оценка, поддержка или опровержение;

• интенсивность — сила или  мощность сообщения в выделенной направленности;

• определение объема занимаемого  пространства — размер сообщения, его  длительность, подсчет слов, предложений  и др.

Надежность системы кодирования проверяется путем сопоставления результатов анализа одного и того же текста несколькими кодировщиками. Например, в ходе контент-анализа особенностей женских и мужских бесед выявлено, что женские беседы в основном сосредоточиваются на межличностных и социальных отношениях, а мужские — о достигнутых успехах или на темы, связанные с агрессией.

Известны также ненавязчивые методы измерения, при которых население  не знает, что их поведение изучается. Так, исследователи определяли, что обычно слушают водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены радиоприемники в автомашинах, доставленных на ремонт.

Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библиотеки предоставляют возможности для пользования их фондами всем слоям населения. На предприятиях, в учебных и научных заведениях имеются учебные, технические и специальные библиотеки, учет которых проводится во время библиотечной переписи. Последняя такая перепись относится к 1986 г.

К основным показателям массовых библиотек  относятся:

• библиотечный фонд — организованное собрание документов. Единицей учета служат отдельный экземпляр книги, брошюры, отдельный номер ежемесячного журнала большого объема, переплетенный комплекс номеров журналов малого объема, годовая подшивка газет, экземпляры нотных, картографических и других материалов, Библиотечный фонд учитывается в инвентарных книгах по балансовой схеме: состоит на учете на начало года, поступило, выбыло, состоит на конец года;

• число читателей библиотек  — лиц, пользующихся библиотекой, численность которых определяется по читательским формулярам;

• книговыдача — выдача читателю одного экземпляра документа для временного пользования в читальном зале или на абонементе;

• обращаемость библиотечного фонда, определяемая отношением числа книговыдач к объему библиотечного фонда и характеризующая интенсивность его использования;

• читаемость, определяемая отношением годовой книговыдачи к численности  читателей и отражающая интенсивность использования библиотечного фонда читателями;

• насыщенность библиотеками отдельных  населенных пунктов (наличие библиотек  в городах, поселках городского типа и сельской местности);

• доступность библиотек для  населения (численность населения, приходящаяся на одну библиотеку, или число библиотек, приходящихся на 10 000 человек населения);

• книгообеспеченность населения (число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или одного читателя).

Большинство показателей является по своей сути моментными — характеризуют состояние библиотечной сети на момент времени. Они могут быть заданы и как среднегодовые показатели. Например, число книг может быть учтено на начало года или среднегодовое. При расчете производных показателей, которые получаются в результате отношения абсолютных показателей, важно обеспечить сопоставимость величин, стоящих в числителе и знаменателе такого отношения. Так, показатель книгообеспеченности может быть правильно рассчитан, если и число книг, и численность населения учтены на одну и ту же дату или взяты как средние за один и тот же период.

Основываясь на взаимосвязи динамики отдельных показателей, можно дать оценку качества предоставленных населению библиотечных услуг При этом порядок взаимосвязи факторов может меняться в зависимости от целей изучения и анализа. Система перечисленных ранее показателей может быть использована для оценки качества деятельности библиотек. Результативным признаком наиболее оправданно в условиях рыночной экономики принять стоимость услуг библиотек (оплачиваемую населением и финансируемую через бюджет). Однако данный показатель пока что государственной статистикой не рассчитывается. При качественном библиотечном обслуживании населения оправданным является следующее соотношение в изменении показателей в динамике, т. е. социально-экономическая нормаль:

где — индекс, получаемый как отношение отчетного (текущего) значения соответствующего показателя к базисному (прошлому).

На основании такой взаимосвязи  можно построить мультипликативную зависимость результата (стоимости библиотечных услуг) от факторов. В полном виде такая система имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В соответствии с имеющейся информацией в государственной статистике данная зависимость может быть несколько «свернута»:

где В — выдано книги журналов;

      Б — число библиотек;

     К. — среднее число читателей, приходящихся на одну библиотеку;

     Ч — библиотечный фонд, приходящийся в среднем на одного читателя;

     Н — число книговыдач в среднем на 1000 экземпляров библиотечного фонда.

Динамику результативного показателя "выдано книг и журналов» (В) можно разложить по факторам, используя аналитические индексы:

Аналитические индексы могут быть построены, как известно, по-разному:

• либо методом  изолированного изменения факторов, когда один фактор изменяется, а  все остальные закрепляются на базисном уровне, например: (значком «1» обозначены данные отчетного, значком «О» — базисного периодов);

• либо методом  взаимосвязанного изменения факторов. При этом возможны два варианта системных  индексов: с различной перекрестной системой взвешивания факторов:

       


Произведение аналитических индексов, составляющих как первый, так и  второй варианты системы, дает индекс результативного признака:

Второй вариант системы в  большей степени соответствует  традициям отечественной статистики. Она исходит из первоочередного изменения первичного признака-фактора (в данном случае это число библиотек), на фоне которого происходят изменения всех последующих факторов.

Рассмотрим  динамику библиотечного обслуживания населения России за 1990—1998 гг. (табл. 12.4).

В первой половине 90-х гг. произошло  сокращение как спроса, так и предложения  услуг библиотек. Сеть учреждений становится менее доступной, особенно в городах, где сокращение числа библиотек происходит более интенсивно, чем в сельской местности. Поэтому в городах продолжается процесс укрупнения библиотечных фондов. Во второй половине 90-х гг. именно в городах начинается оживление спроса (увеличение числа книговыдач) при продолжающемся сокращении предложения (уменьшается не только число библиотек, но и библиотечный фонд). В сельской местности продолжается сокращение как спроса, так и предложения, однако уменьшение происходит синхронно: предложение сокращается медленнее, чем спрос, т. е. в соответствии с нормалью.

Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"