Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:15, курсовая работа
На современном этапе среди множества проблем, стоящих перед обществом Казахстана, важную роль играет проблема повышения уровня жизни населения. Последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечивает надежную основу для роста благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны. Республике жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире, в том числе и в Казахстане, это коренной вопрос социально-экономической модернизации, главный вектор развития в ближайшем десятилетии.
Введение……………………………………………………………....………….…..3
1. Теоретические основы статистического исследования экономических показателей уровня жизни населения …...................................................................5
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие…....…….…………5
1.2 Система показателей уровня жизни населения………………....…………….8
1.3 Факторы, влияющие на уровень жизни населения……………....…..………15
2. Анализ экономических показателей уровня жизни населения РК…..............19
2.1 Анализ доходов и расходов населения РК…………………….……....……..19
2.2 Анализ неравномерности распределения доходов в РК в региональном аспекте……………………….....……………………....………….……………......23
Оценка воздействия факторов на уровень жизни населения……....….….....29
3. Перспективы повышения уровня жизни населения в Казахстане…................33
3.1 Совершенствования методики оценки и регионального регулирования уровня жизни населения в Республике Казахстан…………………........……….33
3.2 Повышение молодежной занятости населения через создание системы обучения и содействия в трудоустройстве………………....…………………….38
Заключение…………………………………………………........………………….43
Список использованных источников…………………………....…………….......45
Неравенство в качестве сложной
многомерной категории, отражает неравенство
в доходах и благосостояние. Главным
среди многообразия видов неравенства
в большей степени поддающимся
измерению, является экономическое
неравенство, которое в конечном
итоге приводит к одной из самых
критических проблем
2.3 Оценка воздействия факторов на уровень жизни населения
Для оценки состояния здоровья
населения целесообразно
Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно- профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, станций скорой и неотложной медицинской помощи и т.п.
Уровень медицинской помощи,
оказываемой населению, оценивается
и по возможностям сети лечебно –
профилактических учреждений и их медицинскому
персоналу. Здесь учитываются
такие показатели: число поликлиник,
входящих в состав больничных учреждений,
включая детские поликлиники
и женские консультации; число
детских отделений; число женских
консультаций и акушерско-гинекологических
отделений; мощности врачебных амбулаторно-
Прежде всего, наибольшую
значимость представляет здоровье населения
республики. Следует отметить, что
в Казахстане сохраняется множество
факторов, неблагоприятно воздействующих
на состояние здоровья людей, вследствие
чего высок уровень заболеваемости,
смертности, инвалидности. Состояние
здоровья населения с 2005 по 2009 годы
характеризуется увеличением
Статистические данные показывают, что за 2005-2009 годы общая заболеваемость населения в Казахстане возросла на 9,21%. В 2007 году 59% населения обратились в медицинские учреждения, где зарегистрировали различные заболевания. Также подтверждается, что существующая региональная дифференциация денежных доходов, занятости, условий жизни, влияет на состояние здоровья. Так, наибольшая доля зарегистрированных с первые установленным диагнозом наблюдается в г. Алматы(84%), Кызылординская (71%), а наиболее благополучное – в Атырауской (35%) и Северо-Казахстанской областях (4,2%). Анализ показывает, что в обществе здоровых людей меньше половины населения.
В рамках демографического
перехода к современному способу
воспроизводства населения
Многие страны из года в год увеличивают расходы на здравоохранение, однако должной отдачи от этих вложений нет. Практика показывает, что увеличение объема финансирования, выделяемого на здравоохранение способствует улучшению качества и доступности медицинской помощи, однако величина средств, выделяемых на здравоохранение, не всегда коррелирует с конечным показателем эффективности здравоохранения- уровнем здоровья населения.
Доля расходов на здравоохранение в Казахстане в период с 2006 по 2007 годы уменьшилась почти в 3 раза (с 3,4% до 1,2% ВВП). К 2008г. она выросла в 3раза, что составило 3,6%ВВП, однако все еще находилась ниже уровня стран СНГ. К примеру, более высокий уровень расходов на здравоохранение в Беларуси, он составлял 4,6%, России – 3,7%, на Украине-3,7%.
В целом, уровень расходов на здравоохранение в процентах к ВВП в Казахстане все еще ниже уровня 1991г., что ставит задачу дальнейшего увеличение расходов государственного бюджета на эту важнейшую сферу человеческого развития. Решение этой задачи ограничивает все еще довольно высокая доля теневой экономики в ВВП, составившая в 2004г., по оперативным данным Агентства РК по статистике, 21%.Кроме того, свыше трети хозяйствующих субъектов (в 2004 г.-34,2%) имеют убытки, что ограничивает доходную часть бюджета.
В современных условиях все
более существенным социально - экономическим
фактором, влияющим на показатели здоровья,
становится продолжительность к
определенному полу. Средняя продолжительность
жизни мужчин короче в основном за
счет высокой преждевременной
Повышение продолжительности жизни женщин в пределах 2-3 лет объяснимо с точки зрения более высокой биологической устойчивости организма матери. Потери мужчин в основном связывают с особенностями их ролевых функций, ответственностью за семью в период сложных социально-экономических преобразований, участившимися разрывами брачных отношений, работой в более тяжелых, чем у женщин, условиях труда, попытками разрешения семейных и социально-экономических конфликтов с помощью алкоголя и с ростом на этой почве количества самоубийств и других ситуаций.
Продолжительность жизни
с 2005 по 2009 годы выросла на 2,69 лет
в среднем по Казахстану. Следует
отметить, что у женщин данный показатель
стабильно выше(11,47-2005г., 11,48-2006г.,11,88-2007г.,
10,52-2008г. и 9,93-2009г.). Для сопоставления
ожидаемой продолжительности
Неблагоприятная экологическая
обстановка оказывает негативное воздействие
на здоровье человека. Только выбросы
загрязняющих веществ от стационарных
источников загрязнения в атмосферу
на душу населения по стране приходится
0,146 тонн(2009год), «лидерами» являются Павлодарская
0,748 тонн и Карагандинская области 0,510
тонн в год. Наиболее благополучная
экологическая среда по данному
выбросу наблюдается в
Экологический фактор существенно влияет на возможности выбора человека. Бедность, ограничение выбора, как правило , способствуют экологической деградации. В свою очередь рост благосостояния является средством обеспечения большей свободы выбора экологических условий, предпочтительного образа жизни. Итак, можно сделать вывод, что без удовлетворительного решения вопросов здоровья человека, обеспечения здоровой среды обитания невозможны ни устойчивое развитие, ни человеческое развитие.
На мой взгляд, в стране существует серьезная проблема сохранения здоровья, с которым может справиться общество. Необходимо активно проводить профилактику и повышать качество первичной медико-санитарной помощи. А также вести пропаганду здорового образа жизни. В Казахстане необходимо внедрить комплекс национальных программ наблюдения за состоянием здоровья целевых групп населения. В первую очередь, это дети, подростки, женщины репродуктивного возраста. Особый акцент необходимо сделать на расширении доступности медицинской помощи для сельских жителей. Пристальное внимание необходимо уделить снижению уровня заболеваемости и смертности туберкулезом и ВИЧ в уголовно- исполнительной системе.
В Казахстане для развития
конкурентоспособной системы
Ежегодно увеличиваются расходы государственного бюджета на развитие системы образования. Доля расходов бюджета на образование в 2004 году составила 3% или 190,8 млрд, тенге, в 2005году- 3,4% или 256,9 млрд, тенге, в 2006 году-3,4% или 327,3 млрд, тенге, в 2007году-3,6% или 455,6 млрд, тенге и в 2008году-3,6% или 572,4 млрд, тенге.
В рамках Государственной
программы развития образования
в РК на 2011-2020 годы были предусмотрены
меры по расширению сети дошкольных организаций
за счет строительства детских садов
и созданию дошкольных мини-центров
на базе организаций образования. В
сфере среднего общего образования
в связи с переходом на 12-летнее
общее образование назрела
Реализация программы модернизации ЖКХ позволит создать до 10 тысяч новых рабочих мест ежегодно. В целом в ее реализации примут участие 1,5 миллиона человек – жители многоквартирных жилых домов.
В конечном итоге мы сможем улучшить жилищные условия и повысить ответственность граждан за сохранность своего имущества[24].
Здесь можно учитывать
такие показатели как обеспеченность
жильем - количество общей жилой
площади, приходящейся на одного жителя,
оборудование жилищного фонда водопроводом,
канализацией, центральным отоплением,
ваннами (душем), газом, горячим водоснабжением,
производственную деятельность предприятий
и служб коммунального
Проведенный анализ позволил
выявить, что региональная дифференциация
денежных доходов и занятости
напрямую отражается на состоянии здоровья.
В республике ежегодно увеличиваются
расходы государственного бюджета
на развитие системы образования, но,
реальные инвестиции все еще меньше
от ВВП страны по сравнению с ведущими
странами мира. Однако, для достижения
мировых стандартов в области
образования, правительством реализуются
Государственные программы на всех
образовательных уровнях : от дошкольного
до послевузовского образования. Поэтому
каждый гражданин имеет возможность
получить качественное образование
и обеспечить достойный уровень
жизни. Образование населения является
важнейшим показателем
3. Перспективы повышения уровня жизни населения в Казахстане
3.1 Совершенствования методики оценки уровня жизни населения в Республике Казахстан
Во всех странах мира, в частности и в Казахстане, регионы имеют разный уровень социально- экономического развития в силу различия географического положения, природно – климатических условий, демографической ситуации, истории развития и других факторов. Это порождает немало социально- экономических проблем. Поэтому каждое государство стремится улучшать жизненный уровень в отсталых регионах путем проведения региональной политики, направленной на выравнивание условий и повышение уровня их развития[24].
Сглаживание различий в региональном
развитии может быть достигнуто исключительно
за счет динамического развития слабых
регионов. Для этого необходима целенаправленная
государственная политика, которая
предусматривает обеспечение
Анализируя зарубежный опыт, Ларин Н. обращает внимание на материалы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD)-которая регулярно обобщает опыт разных государств[1].
В разработках OECD указывается, что объектами региональной политики в странах с рыночной экономикой являются региональные неравенства (различия в экономике, в условиях жизни, в уровнях занятости и безработицы и т.д.), а региональная политика может принимать форму государственного вмешательства в различные подсистемами региона. Цель региональной политики (по версию OECD) – сбалансированность, то есть, стремление свести к минимуму существующие неравенства, создающие почву для возникновения социально - политических конфликтов, мешающих социально-экономическому развитию и страны в целом, и отдельных ее территорий.
Для четкого определения
направленности региональной политики,
обратимся к мировому опыту. Его
изучение свидетельствует, что хотя
причины, влияющие на необходимость
дополнительного