Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:52, курсовая работа
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
размеров пенсии. Этим законом с 01.02.1998г. введён порядок исчисления
государственных пенсий путём применения так называемого индивидуального
коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в статье 7 положения,
согласно которому не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или
компенсации в связи с повышением стоимости жизни.
К
Закону «О государственных
законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.1993г. № 5318-1 «О
выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы
Российской Федерации», Закон РСФСР от 19.04.1991г. № 1032-1 (с последующими
изменениями и дополнениями)
«О занятости населения в
предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения
работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от
14.07.1992г. №
3297-1 «О закрытом
административно-
образовании», также предусматривающий возможность досрочного пенсионного
обеспечения высвобождаемых работников.
Ряд законов регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан,
подвергшихся воздействию радиации.
Прежде всего, это Закон РФ от 18.06.1992г. № 3061-1 «О внесении
изменении и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС», регламентирующий особый порядок пенсионного обеспечения данной
категории граждан с учётом степени радиационного воздействия.
2.2.
Перспективы реформирования
Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства,
которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как
минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это
законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и
тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую
деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан
сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к
сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
Положение с пенсиями в
стабильным. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда
реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не
удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние три
года ситуация стала выправляться, но, по большому счёту, долгосрочные
проблемы ещё не решены. По-прежнему, современная пенсионная система даёт
гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов. Россия
входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за
чего происходит ослабление налогооблагающей базы.
Второй причиной пробуксовки пенсионной системы стала её
перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни
экономически, ни социально. А ведь на сегодня, по данным Минтруда, из
трудоспособного возраста выбыло 1,5 миллиона человек, а вошло в него – 2,4
миллиона. И это ещё без учёта сокращения продолжительности жизни населения.
При этом нельзя не учитывать и долгосрочные демографические
тенденции. Те люди, которые появились на свет в результате послевоенной
волны рождаемости, условно к 2005 году уйдут на пенсию. На смену им прийти
некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза.
Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих
принципов действия пенсионной системы можно дождаться повторения печального
опыта 1998 года, и вряд ли страна выдержит подобное ещё раз. Начиная с 1997
года и на протяжении четырёх лет в Правительстве России шли напряжённые
дискуссии по разработке новой пенсионной модели. Вариантов было много, и
все они широко освещались в средствах массовой информации.
Последний и основной вариант пенсионной реформы включает в себя
несколько этапов, которые будут регулироваться шестью федеральными
законами.
Уже принят закон «Об
устанавливает три основных составляющих пенсионной системы. Первая –
базовая пенсия, которая финансируется за счёт средств федерального бюджета
и является всеобщей социальной гарантией. Вторая – это трудовая пенсия,
состоящая из двух компонентов, одним из которых является страховая пенсия,
финансируемая за счёт
текущих поступлений в
зависящая от прошлых заработков и персональных взносов пенсионеров. И,
наконец, накопительная составляющая, которая будет финансироваться
нетрадиционно для российской пенсионной системы, но о ней – чуть позже.
Ещё два принятых федеральных закона регулируют размер и порядок
выплаты пенсий. Это закон «О государственном пенсионном обеспечении», в
котором рассматриваются разного рода выплаты, связанные с бюджетным
финансированием пенсий. Второй закон – «О трудовых пенсиях в РФ», который
определяет и размер, и порядок назначения страховой и накопительной части
пенсий.
Надо сказать, что содержание
этих законов вызвало
реакцию, как со стороны специалистов, так и со стороны средств массовой
информации. К примеру, в статье 1 пункте 3 закона «О трудовых пенсиях»
говорится о том, что: «При возникновении неопределённости в вопросах,
связанных с установлением и выплатой трудовых пенсий, могут раздаваться
разъяснения в порядке, определённом Правительством РФ». Таким образом,
Правительство может поручить принимать эти самые разъяснения одному органу,
к примеру – Пенсионному фонду, а может – нескольким, т.е. Пенсионному фонду
и Минтруда, и всё это – лишь в силу собственного разумения. Однако в
правовом государстве подобные законодательные коллизии разрешаются
законодательным же образом, а именно – внесением поправок в закон.
Четвёртый закон, связанный с пенсионной реформой – это закон,
определяющий новые размеры взносов и социального налога в Пенсионный фонд.
Пока этот закон будет регулировать лишь изменения структуры ставок
социального налога в рамках тех 20 процентов, которые сейчас направляются
на финансирование пенсий. Все ставки дифференцированы в зависимости от
заработка работника, то есть по всем из них применяется регрессивная шкала,
причём предлагается с заработка свыше 600 тысяч рублей в год вообще не
взимать социального налога в Пенсионный фонд, вместо него будет действовать
не применявшаяся ранее долевая ставка.
Ещё одна новация этого закона – половина социального налога по
ставке 14 процентов направляется в федеральный бюджет и оттуда будет
расходоваться на выплату пенсий по государственному пенсионному
обеспечению, связанных с социальными гарантиями государства. Остальные 14
процентов разбиваются между накопительной и распределительной
составляющими. Большая часть пойдёт на финансирование распределительной
пенсии, а для работников в возрасте до 30 лет, начиная с 2006 года, шесть
процентов от суммы социального налога пойдёт на накопительную пенсию. До
этого весь социальный налог шёл непосредственно в Пенсионный фонд.
Та часть, которая будет
называться социальным налогом и не будет регулироваться Налоговым кодексом
РФ. Она приобретёт статус страхового взноса и будет взиматься по отдельному
закону. Изменение в статусе этой части социального налога связано с тем,
что по современному гражданскому и налоговому законодательству, а также по
Конституции РФ такой платёж невозможно сделать налоговым. Этот взнос будет
делаться в пользу работников предприятий и от суммы выплат будет
формироваться пенсия. По-прежнему собирать его будет Министерство по
налогам и сборам, но меры внесудебного администрирования к нему применяться
не будут. Если работодатель не уплатит эти 14 процентов в Пенсионный фонд,
то в судебном порядке ему придётся платить пени и штрафы, а также вместо 14
заплатить 28 процентов социального налога в федеральный бюджет.
В этот же пакет из шести законов войдёт и закон «Об инвестировании
средств пенсионной системы». Одна его часть коснётся всеобщей накопительной
части трудовой пенсии. С 1 января 2002 года действие закона
распространилось на ту часть населения, которой до пенсионного возраста
осталось больше, чем десять лет, а затем, постепенно, будет охватывать всех
остальных.
Вопрос о том, как инвестировать пенсионные накопления оказался
наиболее острым из всех обсуждавшихся в ходе реформы. Только за последние
два года Минтруда подготовило пять его вариантов и несметное количество
поправок. В последней версии этот закон даёт большую свободу выбора
гражданам в части инвестирования накопительных взносов. Граждане могут
доверить формирование этой части своей пенсии Пенсионному фонду, который
будет инвестировать эти средства в активы, список которых жёстко
регламентируется и федеральным законом, и решениями Правительства РФ.
Одновременно будет создана и жёсткая система государственного и
общественного контроля за этой деятельностью. О результатах инвестирования
население будет получать всю информацию.
Те граждане, которые не хотят, чтобы их накопления формировало
государство, могут поручить инвестирование своих взносов в
негосударственные пенсионные фонды. Это станет возможным с 1 января 2004
года. Их деятельность также будут жёстко контролировать органы государства.
Кроме того, возможен и третий, так называемый «шведский» вариант
формирования накопительной части пенсии. Допустим, гражданин доверяет
Пенсионному фонду РФ. В этом случае он получает возможность самостоятельно
выбрать тот инвестиционный портфель, куда будут направляться его взносы.
Схема проста: у Пенсионного фонда существует несколько управляющих
компаний, в каждой из которых своя структура вложений. Гражданин выберет
удобную для себя схему. Опять же Минтруда утверждает, что в инвестиционные
портфели войдут наиболее надёжные активы и риск доверившегося работника
будет минимальным.
И, наконец, последний из предполагаемого пенсионного списка
возможный закон «О реформировании досрочного пенсионного обеспечения».
Сейчас получается так, что все налогоплательщики, помимо финансирования
пенсий по старости, вынуждено солидарно финансировать пенсии работников
определённых профессий и отраслей, которые по различным причинам имеют
право на досрочный – на пять-десять лет, - выход на пенсию. По мнению
специалистов Минтруда, не всегда подобная льгота оправдана, как
экономически, так и социально.
Новый вариант решения проблемы заключается в том, чтобы
финансировали ранний выход своих специалистов сами работодатели, а не всё
население страны и только в том случае, если этот выход на сегодняшний день
оправдан, а не является историческим атавизмом.
Это значит, что по наиболее массовому виду досрочного выхода на
пенсию – в связи с особыми вредными условиями труда – с 1 января 2003 года
введён новый механизм финансирования. Для тех предприятий, которые имеют
рабочие места, позволяющие работникам выходить на пенсию досрочно, схема
накопительного финансирования досрочной пенсии действует через
профессиональные пенсионные системы. В подобную систему работодатель должен
выплачивать взносы, и не маленькие. Если работа предполагает выход на
пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25 и более процентов,
в зависимости от зарплаты работника. Если – за пять лет до пенсионного
возраста, то ставка составит 12-15 процентов.
Для финансирования досрочных пенсий своих работников, работодатель
имеет возможность на основе коллективного договора заключить соглашение с
негосударственным пенсионным фондом, либо формирует накопления с участием
Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим назрела и
проблема пересмотра и
«привилегированных» профессий на предмет их соответствия вредным условиям