Рынок страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение современного состояния рынка страховых услуг в России, тенденций его развития и разработка теоретически обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование страхования.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структуру;
- определить современное состояние российского страхового рынка и рынков стран с развитой рыночной экономикой;
- проанализировать существующие на сегодняшний день проблемы функционирования рынка страховых услуг и пути их решения.
- рассмотреть перспективы развития страхования в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Фонды самострахования создаются  на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют лишь определенные организационно-правовые формы предприятий (акционерные  общества), для которых законом  предписывается создание резервных  фондов, минимальный размер которых  составляет 15% от уставного капитала. Граждане используют для компенсации  неожиданных ущербов личные накопления. Этот метод оправдывает себя в  случае покрытия потребности в деньгах, размеры и время появления  которой заранее известны либо не очень велики. Если же речь идет о  серьезных ущербах, то резервные  накопления граждан и предприятий  оказываются недостаточными для  их компенсации.

Однако такая форма создания страхового фонда не может полностью  достигнуть поставленной задачи. Во-первых, нельзя заранее предвидеть ни момента  наступления несчастного случая или бедствия, ни его разрушительной силы, ни его последствий, следовательно, нельзя не определить время, достаточное  для создания такого фонда. Во-вторых, поставив перед собой такую задачу, хозяйство должно накопить фонд, равный стоимости всех его основных и  оборотных средств, что экономически бессмысленно, так как основная часть  этих средств окажется замороженной, выбывшей из оборота, или в силу каких-либо обстоятельств, будет использована не по назначению.

Самый надежный способ компенсации  ущербов, связанных с рисками, - это  участие в фондах страховых компаний. Фонды страховых компаний образуются на основе передачи им функций страхования  со стороны клиентов, которые предпочитают не заниматься самострахованием, а  участвовать в коллективных страховых  фондах, управляемых

В составе совокупного общественного  продукта любого общества предусматривается  определенная часть, которая резервируется  для возмещения возможного ущерба от стихийных бедствий и несчастных случаев. Такой специальный резервный  фонд называется страховым фондом.

Страховой фонд неразрывно связан с  общественным производством в различных  общественно-экономических формациях  и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. Поэтому страховой фонд является экономической необходимостью и  представляет собой обязательный элемент  общественного воспроизводства  в любом обществе.

Число рисков, угрожающих обществу и  отдельному человеку, так велико, что  страховые фонды неизбежно создаются  в разных организационных формах и служат для разных целей. Существуют три основные организационные формы  страховых фондов:

- государственные (фонды социального  страхования);

- фонды самострахования;

- фонды страховых компаний.

Каждая из этих форм используется на практике и имеет собственную  сферу применения.

Для страхования характерны замкнутые  перераспределительные отношения  между его участниками, связанные  с солидарной раскладкой суммы ущерба в одном или нескольких субъектах  на все субъекты, вовлеченные в  страхование.

Для организации замкнутой раскладки  ущерба создается денежный страховой  фонд целевого назначения, формируемый  за счет фиксированных взносов участников страхования, который может быть представлен на рисунке 2.

Характерной чертой страхования является возвратность мобилизованных в страховой  фонд платежей.

В научной работе, “Основы страховой  деятельности” проф. Т. А. Федоровой, дается расширенное определение  функций страхования, которое можно  в обобщенном виде представить в  виде таблицы 1.

Таблица 1 - Функции страхования

 

На уровне индивидуального  производства

На уровне всего народного  хозяйства

 

Рисковая (покрытие риска)

Обеспечение непрерывности  общественного воспроизводства

 

Облегчение финансирования

Освобождение государства  от дополнительных финансовых расходов

 

Предупредительная

Стимулирование НТП

 

Возможность концентрации внимания на нестрахуемых рисках

Защита интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской  ответственности

 
     

Исходя из таблицы видно, что  страхование выполняет четыре функции: рисковую, сберегательную, предупредительную, контрольную.

Содержание рисковой функции страхования  выражается в возмещении риска. В  рамках действий этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между участниками страхования  в связи с последствиями случайных  страховых событий.

Рисковая функция страхования  является главной, так как страховой  риск как вероятность ущерба непосредственно  связан с основным назначением страхования  по возмещению материального ущерба пострадавших.

Облегчение финансирования (сберегательная функция) страхования заключается  в том, что при помощи страхования  сберегаются денежные суммы на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

Назначением предупредительной функции  страхования является финансирование за счет средств страхового фонда  мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория  страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие  обусловленных страховых сумм.

Содержание контрольной функции  страхования выражается в контроле за строго целевым формированием  и использованием средств страхового фонда.

Таким образом, ясно, что именно страхование  повышает инвестиционный потенциал  и дает возможность увеличить  состояние и богатство нации. Если несчастный случай практически  наступил, уничтожил материальные ценности, нарушил нормальный производственный процесс, то, очевидно, что необходимы экономические, в том числе и  финансовые меры, которые позволили  бы возместить нанесенный ущерб и, тем  самым, создать условия для продолжения  нормальной хозяйственной деятельности. Для этого требуются специальные, как материальные, так и денежные средства, которые необходимо создать  заблаговременно.

1.3 Зарубежный опыт функционирования  рынка страховых услуг на примере  стран с развитой рыночной экономикой

Страховой рынок как часть финансово-кредитной  системы является объектом государственного регулирования во всех странах мира. Государственное регулирование  имеет целью развитие страхового рынка на основе баланса экономических  интересов страховщиков, их клиентов и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему. И, ясно, что без  этого функционирование рынка страховых  услуг не представляется возможным.

Центральное место в системе  регулирования страхового рынка  любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных  органов исполнительной власти, функционально  обособлены и сочетают функции регулирования  и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора  могут подчиняться или включаться в структуру самых различных  ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности  в принятии решений. Во многих странах  Европы органы страхового надзора институционально обособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля), Германии (федеральное  ведомство по надзору за страховой  деятельностью) и Швеции (страховой  инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховыми операциями. В Великобритании эти  функции возложены на департамент  торговли и промышленности, входящий в его состав страховой отдел  ведет практическую регулирующую деятельность. В Канаде, как и в России, регулирование  страхового рынка производится структурами, подведомственными министерству финансов.

Органы страхового надзора - главный, но далеко не единственный субъект  государственного регулирования страхового рынка. В регулировании страхования  в пределах своей компетенции  участвуют и другие государственные  органы (налоговые, антимонопольные, Центральный  банк).

Государственное регулирование начинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования  выступают здесь процедуры регистрации  и лицензирования страховщиков.

Регистрация страховых организаций  принципиально отличается от обычной  процедуры регистрации юридических  лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая компания проходит регистрацию как предпринимательская  структура на территории данной страны. Затем она должна пройти регистрацию  и быть внесена в реестр в органах  страхового надзора, где параллельно  с регистрацией производится лицензирование. Исключение составляют страны ЕС, которые  сейчас допускают работу страховщиков из других стран ЕС без юридической  регистрации каких-либо форм коммерческого  присутствия на территории данной страны.

Лицензирование деятельности страховых  компаний - это процедура получения  ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам.

В большинстве развитых стран (в  странах ЕС, США, Японии и др., исключение составляют лишь молодые страховые  рынки стран Балтии и СНГ) установлены  требования к видовой специализации: "life" (страхование жизни) и "non life" (иные виды страхования). Запрещается  создание композитных страховых  компаний, т.е. занимающихся одновременно и страхованием жизни, и другими  видами страхования (в странах ЕС в порядке исключения иногда разрешается  продолжать деятельность ранее созданным  композитным компаниям). Кроме того, в некоторых странах есть требования по специализации компаний, занимающихся медицинским страхованием, страхованием банковских рисков и др. В развитых странах специализация страховщиков складывалась десятилетиями и явилась  результатом естественных рыночных процессов и только затем была узаконена в государственных  нормативных актах.

При обращении за лицензией страховщики  подают в органы страхового надзора  комплект документов, которые проверяются  на соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости. В  большинстве стран с развитой рыночной экономикой проверяются:

- учредительные документы компании  и документы, подтверждающие ее  государственную регистрацию;

- справки банков или иные  документы, подтверждающие оплату  уставного капитала, а также наличие  других активов;

- "входной" баланс для вновь  созданных страховщиков или текущую  финансовую отчетность, включая  расчет соответствия активов  и обязательств, для действующих;

- план развития страховых операций  на ближайшую перспективу (в  разных странах на 1-3 года), отражающий  предполагаемые объемы поступлений  по видам страхования, а также  планируемые активы в покрытие  обязательств по заключаемым  договорам;

- правила или условия страхования  по видам страхования;

- типовые формы договоров страхования;

- математически и статистически  обоснованные системы тарифных  ставок;

- порядок формирования и размещения  страховых резервов, а также в  некоторых странах условия осуществления  предупредительных мероприятий;

- планы перестрахования, в том  числе иногда (например, в Великобритании) с приложением договоров перестрахования;

- сведения об управленческом  составе компании и (в некоторых  странах, в частности в Великобритании  и США) сведения о предполагаемых  посредниках и каналах сбыта.

Кроме того, в некоторых странах (в частности, в Великобритании, Германии и др.) при обращении за лицензией  новые компании предоставляют документы, подтверждающие, что в компании должности  руководителей и ключевых сотрудников  занимают специалисты, по своей профессиональной подготовке, соответствующие требованиям  национального и международного страхового рынка, не подвергавшиеся судебным преследованиям в связи с нарушениями  законодательства. Иногда даже требуется  представить рекомендательное письмо от какого-либо известного в финансово-кредитной  сфере лица.

Регулированию на стадии лицензирования подвергается, прежде всего, страховой  продукт. Основу этого процесса составляет утверждение условий страхования. К решению этой задачи есть два  принципиальных подхода. Первый - утверждение  правил каждой страховой компании в  индивидуальном порядке. Такое положение  существует сейчас в США и других странах, а также в России. Второй подход - работа всех страховщиков на основе типовых правил по каждому виду страхования. Если компания хочет проводить страхование  рисков, не предусмотренных типовыми правилами, ввести дополнительные условия  или заниматься новым видом страхования, по которому нет типовых правил, она может в установленном  порядке подать документы на утверждение  специальных условий страхования.

На стадии лицензирования осуществляется регулирование содержания договоров  страхования. Оно может иметь  различную степень детализации:

- отсутствие деятельности органов  надзора по предварительной проверке  содержания договоров - Великобритания  и др.;

- предварительная проверка типовых  договоров на факт наличия  существенных условий - Франция  и др.;

Информация о работе Рынок страховых услуг