Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат

Краткое описание

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Содержание

Введение.

Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4


Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11

Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15

Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21

Результаты…………………………………………………………. 22

Список использованной литературы …………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

diagnostikaznaniyuchashaixsya (1).doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

  Письменный контроль знаний в виде  теста, программированого опроса, терминологического диктанта, графического и цифрового диктантов, с последующим обменом работами в парах и взаимопроверкой позволяет проконтролировать знания всех учащихся и провести своевременную коррекцию знаний при минимальных затратах времени.(см. Приложение № 2). При систематическом использовании данных приемов учащиеся приучаются к постоянной и более качественной подготовке к урокам.

 Нетрадиционные приемы контроля знаний и умений учащихся: защита моделей (модель клетки, модель одноклеточной водоросли, модель простейшего), мини – сочинения (путешествие по растительной клетке, разговор двух водорослей, путешествие капельки воды и др.), составление тестов, кроссвордов, чайнвордов, ребусов (для обучения составлению их выделяю время на уроке), фантастические рассказы с лишними или ошибочными фактами, вопросы – загадки, вопросы – описания, синквейны. Все эти приемы помогают осмыслить знания, развивают умение составлять вопросы, анализировать текст в поисках нужной интересной информации, способствуют развитию письменной речи, познавательного интереса, прививают интерес и любовь к предмету.

 Эффективным приемом контроля  считаю взаимопроверку. Учащиеся  получают домашнее задание подготовить вопросы, задания по изученной теме и предложить их в классе на этапе проверки знаний на следующем уроке. Учащиеся используют разнообразные приемы: тест, программированное задание, терминологический диктант, устный опрос и другие, иногда придумывают что - то свое оригинальное. Условие одно: каждому учащемуся будет выделено не более 3-х минут времени на уроке. Учащиеся оценивают каждое выполненное задание и ставят общую оценку за всю выполненную работу с  учетом подготовленного задания. Критерии оценок обговариваются заранее.

  Результатом изучения темы является тематический контроль, который включает в себя обобщающий и контрольный уроки. Обобщающий урок позволяет определить уровень усвоения и владения учащимися материалом  темы, обратить внимание на ключевые вопросы, выстроить их в логической последовательности и провести, если это необходимо, еще одну коррекцию перед контрольным уроком. Обобщающие уроки часто провожу в форме учебно – интеллектуальных игр, в 5-6 классе таких игр проводится 2-3, в 7 -8 классе – 4 -5 игр (разработаны по всем темам курсов «Животные», «Человек и его здоровье»). Очень часто проводить такие игры не желательно, т.к. требуется дополнительная подготовка учащихся (чтение дополнительной, художественной литературы), что влечет за собой дополнительные затраты времени на подготовку домашнего задания и, что не менее важно,  теряется ценность таких уроков. А ценность их в том, что игры эти интеллектуальные, предназначенные не столько для контроля знаний, сколько для развития умственных способностей, эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. Участвуя в них, каждый может творить и выдумывать, что в реальной жизни получается – увы! - не всегда. Такие игры вызывают большой интерес у ребят, и они с удовольствием принимают в них участие. Приобретаются коммуникативные и социальные навыки: умение работать в команде, общаться, распределять и брать на себя роли, слушать и слышать друг друга. А контроль знаний осуществляется очень ненавязчиво, как бы между прочим, но при этом не теряет своего значения.

 Уроки контроля проводятся в форме контрольных или самостоятельных работ, тестов, зачетов.

 Основная цель контрольной  работы в современной школе  не констатация знания и незнания, а выявление уровня реальной  обученности ребенка, его умение применять полученные знания на практике, умение давать объяснение происходящим явлениям. Этому и должны быть подчинены все педагогические усилия, основные формы работы, к числу которых относится и контроль. Поэтому контрольная работа может рассматриваться не как один из видов жесткой фиксации достижений, а как еще один способ и возможность обучения.

Контрольная работа чаще используется в 5 -6 классах. Содержание контрольной работы одинаково для всех учащихся в начале изучения курса, затем постепенно вводятся разноуровневые работы. В контрольную работу обычно включаю 5-6 обязательных заданий и 2–3 дополнительных. Обязательные задания содержат теоретические вопроса репродуктивного уровня, вопросы на практическое применение знаний, проблемные вопросы, дополнительные  - логические вопросы и задачи (оцениваются отдельно).

 Контрольная работа всегда  стресс для ребенка, поэтому она  с успехом может быть заменена  самостоятельной работой. Вопросы  к самостоятельной работе подбираются  несколько иные, нежели к контрольной работе.  Это должны быть вопросы,  требующие не обычного воспроизведения информации, а интеллектуальных усилий, логических рассуждений. Поэтому при выполнении такой работы детям разрешается пользоваться любыми источниками – учебником, справочной литературой, своими записями. При оценке учитывается не столько конечный результат, сколько ход рассуждений. При первичной проверке работ в журнал выставляются только хорошие и отличные отметки, остальные учащиеся имеют право выполнить работу вновь, получив дозированную помощь учителя.

   Например, в 8 классе при  контроле  темы «Дыхание» предлагаются  следующие вопросы для самостоятельной  работы:

  1. Как строение легких приспособлено к выполняемым функциям?
  2. Почему у представителей европеоидной расы длинный узкий нос, а у представителей негроидной расы короткий приплюснутый?
  3. Какую физиологическую роль выполняют кашель и чихание?
  4. Какие изменения химического состава и физических свойств  воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытом помещении?
  5. Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?
  6. Человек попал в автокатастрофу, у него повреждена грудная клетка и пенится кровь, вытекая из раны. Окажите первую доврачебную помощь.
  7. Нередко, и без того узкие проходы носовой полости, при расширении кровеносных сосудов становятся еще уже и забиваются слизью. Вследствие этого дыхание через нос становится затрудненным. Многие дети, да и взрослые в таком случае дышат ртом. Почему это вредно для здоровья?
  8. Судя по роману Ф.Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
  9. Наркотическое вещество, например эфир, от наркозной маски доходит до клеток головного мозга. Перечислите все структуры и процессы, находящиеся на пути прохождения наркотика, и  процессы, происходящие на каждом этапе прохождения.
  10. «Жизнь – это горение». Эти слова принадлежат знаменитым французским ученым 18 века А.Лавуазье  и П. Лапласу.  Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания.

    В инструкции к работе  указывается, что учащиеся могут  выбрать любые шесть  вопросов  из 10 предложенных. Ответы на вопросы  должны быть распространенными и  обоснованными.

 

Тестовый контроль начинаю вводить как форму проверки знаний уже  с пятого класса, но более широкое применение он находит в 7 -9 классах. Тесты используются при всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. Для работы применяю как  готовые тесты, так и разработанные самостоятельно. Самостоятельно составленные или адаптированные тесты разработаны по всем темам в 7 – 9 классах. При составлении тестов использую все виды тестовых заданий: с выбором одного и нескольких  ответов, задания на соответствие, на логическую последовательность, без вариантов ответов, при этом  обязательно учитывается постепенность введения новых форм тестовых заданий с учетом их усложнения.

 Выполненный учащимися тест можно использовать для дальнейшей проверки знаний и умений. Для этого использую прием составление рассказа по выполненному тесту индивидуально или в парах. Одна пара выступает с рассказом, остальные слушают, затем задают уточняющие вопросы, т.к. ошибки теста переносятся в рассказ. Таким образом,  в процессе обсуждения учащиеся приходят к правильным ответам, т.е. сразу же корректируют свои знания. Данная форма проверки знаний носит не только контролирующую функцию, но и обучающую, которая является главной. Ученики учатся строить рассказ, задавать вопросы, отвечать на вопросы, приобретают навык самоконтроля.

  Зачеты находят широкое применение в 9 классе, проводятся после каждой большой темы, в течение года получается 4 зачета. Темы зачетов:

 «Эволюция живого на Земле», «Структурная организация живых  организмов», «Наследственность и  изменчивость живых организмов», «Взаимоотношения организма и  среды». Подготовка к зачету начинается с первого урока изучения темы, определяется круг вопросов, которые будут вынесены на зачетный урок. Определяются базовые вопросы, обязательные для всех, и вопросы уровневые. Каждый ученик сам определяет для себя уровень сдачи зачета. Предлагается три уровня: А - базовый, В – базовый + вопросы или задачи  на практическое применение знаний и умений, С – базовый + вопросы или задачи  творческого характера. Вопросы базового уровня, примерные задачи и литература для подготовки к зачету вывешиваются в кабинете не позднее, чем за две недели до зачета. Зачет может проводиться как в устной, так и в письменной форме.  Можно и комбинировать форму проведения: часть зачета сдается устно, часть – письменно. Эффективнее отводить на зачет 2 урока.

  Проанализировав предложенную систему, можно сделать вывод, что при изучении темы используются разнообразные  формы  контроля: фронтальный, индивидуальный, устный, письменный; различные методы: репродуктивный, проблемно- поисковый, исполнительский, самоконтролирующий; разнообразные приемы. Знания учащихся контролируются не только на уровне усвоения, но и на уровне понимания и применения. Эффективность предложенной системы контроля отслеживается при выполнении итогового теста за весь курс,   с тестом справились 100% учащихся, качество выполнения  - 77%.

 Ввожу в практику использования  и современные методы контроля знаний, такие как рейтинг учебных достижений  и портфолио учащихся по биологии.

        Рейтинговая система контроля была предложена учащимся 8 класса при

    изучении темы «Кровь и кровообращение».

   1. Индивидуальный ответ по теме                                             7 баллов

   2. Постановка вопросов для взаимопроверки                           8 баллов

  3. Полный развернутый ответ на вопрос при

     решении познавательных  задач                                               5 баллов

   4. Выполнение теста                                                                  5 баллов

   5. Составление теста                                                                  10 баллов

   6.Терминологический диктант                                                  5 баллов

   7. Выступление с сообщением                                                  10 баллов

   8. Дополнения к ответу                                                              5 баллов

   9. Выполнение итоговой самостоятельной работы                                

                                                                                                      15 баллов

   10. Выполнение лабораторной  работы   «Микроскопическое

        строение крови человека и лягушки»                                  8 баллов

   11. Проведение наблюдений за деятельностью собственного

          организма:

  • Изменение пульса и давления при разной мышечной

 нагрузке                                                                          10 баллов

 

                                           

 

     Перевод баллов в отметки: 70 баллов и более  -     «5»

                                                   50 – 69 баллов       -    «4»

                                                     30 – 49 баллов        -   «3»

Данная система только начинает вводиться и апробироваться, она нова для учащихся, но, тем не менее,  результаты были получены неплохие:

   оценку «5» получили 14,2% учащихся, оценку «4» - 62,6 %,

   оценку «3» - 23,2 %.  Отзывы учащихся были только положительные.

Следовательно, у данной системы контроля есть будущее.

  Большие возможности для  изменения и расширения методов контроля появляются в связи с внедрением в учебный процесс информационно – коммуникационных технологий. Компьтерный контроль отвечает всем требованиям к современному контролю знаний: он является открытым, оперативным, мобильным. Учащиеся имеют возможность сразу же откорректировать свои знания, пополнить их в случае необходимости.  Но при этом в сельской школе возникает ряд трудностей: небольшое число компьютеров в школе, отсутствие компьютеров у большей части учеников дома либо  отсутствие доступа к Интернету  при наличии компьютера.

  Перспективами моей работы  по данной теме является овладение в совершенстве компьютерным контролем и адаптация его к условиям нашей сельской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Программированное задание по теме: «Внутреннее строение корня».

Методика проведения.

 На доске под цифрами записываются ответы на вопросы. Учитель зачитывает вопросы, которые формулируются в форме повествовательного предложения. Выбрав ответ, учащиеся получают  утверждение. При этом в тетрадь они записывают не слово или словосочетание, а номер, под которым оно записано. В результате получается многозначное  число, которое можно проверить сразу же после проведения работы.

 

             Ответы:                                                                         

  1. Зона деления.  
  2. Образовательная    ткань.
  3. Корневой чехлик.
  4. Зона роста.
  5. Покровная ткань.
  6. Корневые волоски.
  7. Зона всасывания.
  8. Зона проведения.
  9. Сердцевина.
  10. Кора.
  11. Древесина.
  12. Камбий.
  13. Сосуды.

Информация о работе Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения