Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат
Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.
Введение.
Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4
Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11
Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15
Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21
Результаты…………………………………………………………. 22
Список использованной литературы …………………………… 23
Письменный контроль знаний в виде теста, программированого опроса, терминологического диктанта, графического и цифрового диктантов, с последующим обменом работами в парах и взаимопроверкой позволяет проконтролировать знания всех учащихся и провести своевременную коррекцию знаний при минимальных затратах времени.(см. Приложение № 2). При систематическом использовании данных приемов учащиеся приучаются к постоянной и более качественной подготовке к урокам.
Нетрадиционные приемы контрол
Эффективным приемом контроля считаю взаимопроверку. Учащиеся получают домашнее задание подготовить вопросы, задания по изученной теме и предложить их в классе на этапе проверки знаний на следующем уроке. Учащиеся используют разнообразные приемы: тест, программированное задание, терминологический диктант, устный опрос и другие, иногда придумывают что - то свое оригинальное. Условие одно: каждому учащемуся будет выделено не более 3-х минут времени на уроке. Учащиеся оценивают каждое выполненное задание и ставят общую оценку за всю выполненную работу с учетом подготовленного задания. Критерии оценок обговариваются заранее.
Результатом изучения темы является тематический контроль, который включает в себя обобщающий и контрольный уроки. Обобщающий урок позволяет определить уровень усвоения и владения учащимися материалом темы, обратить внимание на ключевые вопросы, выстроить их в логической последовательности и провести, если это необходимо, еще одну коррекцию перед контрольным уроком. Обобщающие уроки часто провожу в форме учебно – интеллектуальных игр, в 5-6 классе таких игр проводится 2-3, в 7 -8 классе – 4 -5 игр (разработаны по всем темам курсов «Животные», «Человек и его здоровье»). Очень часто проводить такие игры не желательно, т.к. требуется дополнительная подготовка учащихся (чтение дополнительной, художественной литературы), что влечет за собой дополнительные затраты времени на подготовку домашнего задания и, что не менее важно, теряется ценность таких уроков. А ценность их в том, что игры эти интеллектуальные, предназначенные не столько для контроля знаний, сколько для развития умственных способностей, эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. Участвуя в них, каждый может творить и выдумывать, что в реальной жизни получается – увы! - не всегда. Такие игры вызывают большой интерес у ребят, и они с удовольствием принимают в них участие. Приобретаются коммуникативные и социальные навыки: умение работать в команде, общаться, распределять и брать на себя роли, слушать и слышать друг друга. А контроль знаний осуществляется очень ненавязчиво, как бы между прочим, но при этом не теряет своего значения.
Уроки контроля проводятся в форме контрольных или самостоятельных работ, тестов, зачетов.
Основная цель контрольной
работы в современной школе
не констатация знания и
Контрольная работа чаще используется в 5 -6 классах. Содержание контрольной работы одинаково для всех учащихся в начале изучения курса, затем постепенно вводятся разноуровневые работы. В контрольную работу обычно включаю 5-6 обязательных заданий и 2–3 дополнительных. Обязательные задания содержат теоретические вопроса репродуктивного уровня, вопросы на практическое применение знаний, проблемные вопросы, дополнительные - логические вопросы и задачи (оцениваются отдельно).
Контрольная работа всегда
стресс для ребенка, поэтому она
с успехом может быть заменена
самостоятельной работой. Вопросы
к самостоятельной работе
Например, в 8 классе при
контроле темы «Дыхание» предлагаются
следующие вопросы для
В инструкции к работе указывается, что учащиеся могут выбрать любые шесть вопросов из 10 предложенных. Ответы на вопросы должны быть распространенными и обоснованными.
Тестовый контроль начинаю вводить как форму проверки знаний уже с пятого класса, но более широкое применение он находит в 7 -9 классах. Тесты используются при всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. Для работы применяю как готовые тесты, так и разработанные самостоятельно. Самостоятельно составленные или адаптированные тесты разработаны по всем темам в 7 – 9 классах. При составлении тестов использую все виды тестовых заданий: с выбором одного и нескольких ответов, задания на соответствие, на логическую последовательность, без вариантов ответов, при этом обязательно учитывается постепенность введения новых форм тестовых заданий с учетом их усложнения.
Выполненный учащимися тест можно использовать для дальнейшей проверки знаний и умений. Для этого использую прием составление рассказа по выполненному тесту индивидуально или в парах. Одна пара выступает с рассказом, остальные слушают, затем задают уточняющие вопросы, т.к. ошибки теста переносятся в рассказ. Таким образом, в процессе обсуждения учащиеся приходят к правильным ответам, т.е. сразу же корректируют свои знания. Данная форма проверки знаний носит не только контролирующую функцию, но и обучающую, которая является главной. Ученики учатся строить рассказ, задавать вопросы, отвечать на вопросы, приобретают навык самоконтроля.
Зачеты находят широкое применение в 9 классе, проводятся после каждой большой темы, в течение года получается 4 зачета. Темы зачетов:
«Эволюция живого на Земле»,
«Структурная организация
Проанализировав предложенную систему, можно сделать вывод, что при изучении темы используются разнообразные формы контроля: фронтальный, индивидуальный, устный, письменный; различные методы: репродуктивный, проблемно- поисковый, исполнительский, самоконтролирующий; разнообразные приемы. Знания учащихся контролируются не только на уровне усвоения, но и на уровне понимания и применения. Эффективность предложенной системы контроля отслеживается при выполнении итогового теста за весь курс, с тестом справились 100% учащихся, качество выполнения - 77%.
Ввожу в практику
Рейтинговая система контроля была предложена учащимся 8 класса при
изучении темы «Кровь и кровообращение».
1. Индивидуальный ответ по теме
2. Постановка вопросов для взаимопроверки 8 баллов
3. Полный развернутый ответ на вопрос при
решении познавательных
задач
4. Выполнение теста
5. Составление теста
6.Терминологический диктант 5 баллов
7. Выступление с сообщением
8. Дополнения к ответу
9. Выполнение итоговой самостоятельной работы
10. Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое
строение крови человека и лягушки»
11. Проведение наблюдений за деятельностью собственного
организма:
нагрузке
Перевод баллов в отметки: 70 баллов и более - «5»
Данная система только начинает вводиться и апробироваться, она нова для учащихся, но, тем не менее, результаты были получены неплохие:
оценку «5» получили 14,2% учащихся, оценку «4» - 62,6 %,
оценку «3» - 23,2 %. Отзывы учащихся были только положительные.
Следовательно, у данной системы контроля есть будущее.
Большие возможности для изменения и расширения методов контроля появляются в связи с внедрением в учебный процесс информационно – коммуникационных технологий. Компьтерный контроль отвечает всем требованиям к современному контролю знаний: он является открытым, оперативным, мобильным. Учащиеся имеют возможность сразу же откорректировать свои знания, пополнить их в случае необходимости. Но при этом в сельской школе возникает ряд трудностей: небольшое число компьютеров в школе, отсутствие компьютеров у большей части учеников дома либо отсутствие доступа к Интернету при наличии компьютера.
Перспективами моей работы
по данной теме является овладе
Приложение № 1.
Программированное задание по теме: «Внутреннее строение корня».
Методика проведения.
На доске под цифрами
Ответы: